СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Техника безопасности для «пластика»

Что такое «пластик», сегодня знают даже дошкольники. Многие россияне являются владельцами сразу нескольких пластиковых карт – кредитных, зарплатных, в скором времени их дополнят электронные социальные карты. Чем прочнее входят в наш обиход электронные сре

Поделиться

Поделиться

Чтотакое «пластик», сегодня знают даже дошкольники. Многие россияне являютсявладельцами сразу нескольких пластиковых карт – кредитных, зарплатных, в скоромвремени их дополнят электронные социальные карты. Чем прочнее входят в нашобиход электронные средства оплаты, тем чаще их владельцы становятся жертвамимошенников. Впрочем, попасть в неприятную ситуацию владелец карты может, простоне владея информацией об условиях обслуживания карты.

Деньги вне доступа

Один изсамых обидных способов остаться без денег на пару недель – потерять банковскуюкарту. Большинство владельцев знают, что утерянную карту обязательно нужнозаблокировать. После этого снять с карты деньги без проблем не сможет даже самвладелец карты. По крайней мере, до получения новой карты. Не менее неприятнаяситуация – банкомат «заглатывает» карту. Это может произойти, если клиентнесколько раз подряд неправильно ввел свой ПИН-кoд, если карта просрочена илиесли в банкомате произошел технический сбой. При отсутствии реакции со стороныклиента в течение 30-45 секунд банкомат также может забрать обратно не взятуюклиентом карту и/или деньги.

Накаждый из вышеперечисленных случаев у банка для владельца карты есть четкаяинструкция, которую обычно можно прочитать на сайте банка. В любом случае, вней будет один обязательный пункт – связаться с офисом банка, а картузаблокировать. При этом специалисты не рекомендуют прибегать к помощипосторонних людей, которые могут советовать набрать еще раз свой ПИН илисообщить его по телефону в банк – это могут быть мошенники.

Какправило, сроки перевыпуска карты в разных банках отличаются. К примеру, владельцамзарплатной карты «Газпромбанка» перевыпуск карты обещают осуществить в течение одной-двухнедель, стоимость новой карты – 150 рублей, комиссии на снятие денег черезкассу банк не берет. «Альфа-банк» предлагает своим клиентам в тот же деньоформить временную карту, по которой можно будет получить доступ к счету.Перевыпуска карты придется ждать 7-10 рабочих дней, обойдется эта процедура в270 рублей. А вот клиентам «Райффайзен банка» перевыпуск карты не будет стоитьни копейки. Ждать новую карту, как и в других банках, придется от семи до 14дней. Ложка дегтя – чтобы снять в этот период деньги со счета, придетсязаплатить комиссию в размере 0,7% от снимаемой суммы, но не менее 150 рублей.

Еще однанеприятная ситуация – блокирование части суммы на счете. Это может произойти вслучае, если в процессе оплаты с помощью карты авторизация будет остановлена, апродавец не отменил (отозвал) авторизацию проводимой операции. Сумманеоконченной операции может быть блокирована на счету в течение некотороговремени.

Фишинг, вишинг, смишинг

Сложнопредставить, что владелец банковской карты не имеет мобильного телефона. Да иналичие электронной почты давно перестало быть явлением из ряда вон выходящим.А значит, растет риск стать жертвами телефонного и интернет-мошенничества,получившего названия фишинг, вишинг и смишинг.

В своевремя первыми жертвами фишинг-атаки стали клиенты Ситибанка, поучившиеэлектронные письма с сообщением, что на их личный счет пришел перевод накрупную сумму. Получатели письма должны были подтвердить перевод в системеCitibank Online. Ссылка под текстом вела на фальшивый сайт, где посетительдолжен был ввести номер карты и PIN-код. Понятно, что все, кто их ввел, оченьскоро попрощались со своими деньгами. Спустя несколько лет жертвами фишингастали клиенты Альфа-банка: они также получили электронные послания от именибанка. После сообщения о росте преступности в сфере компьютерной информацииадресатам предлагалось перейти по ссылке, которая вела на клон страницы«Альфа-клиент On-line», и получить электронный ключ, введя логин и пароль.

Помимофишинга, все чаще в арсенал мошенников входит вишинг и смишинг. Первое названиеобразовано путем слияния слов voice и fishing, а второе обозначает все тот жеfishing, но посредством SMS. Обычно жертва таких мошенников получает на своймобильный сообщение от имени банка с просьбой перезвонить по указанному номерудля решения проблем, якобы возникших с банковскими счетами. Далее, следуяинструкциям автоответчика либо живого «оператора банка», клиента просятсообщить или ввести на телефонной клавиатуре реквизиты карты. Иногдазлоумышленники сами звонят жертвам, убеждая, что являются сотрудниками банка. Вслучае применения техники смишинга мошенники могут также высылать с помощью SMSссылку на сайт, где потребуется ввести личные данные.

Боротьсяс такими мошенничествами чаще всего приходится самим владельцам карт. Как?Просто соблюдать рекомендации банка. Наученные горьким опытом банкиры уже привыдаче карт информируют клиентов о том, что не запрашивают по электронной почтеи мобильному телефону персональную информацию своих клиентов, реквизиты иПИН-коды их банковских карт. Что касается посещения интернет-сервисов банков,то заходить в них желательно не по ссылкам, а через официальный ресурскредитной организации. Точные сведения об адресах банковских веб-сайтовопубликованы на сайте Банка России, на портале Банки.ру и в разделе34banka.ru/firms/banks/.

Приработе с банком посредством Интернет нужно следить, чтобы значок «замок»,указывающий на защищенное соединение, находился внизу, справа, в строкесостояния браузера, но ни в коем случае не на странице. Изначально насторожить клиентадолжно отсутствие в письме персонифицированного обращения, извещение ополучении непредвиденных поступлений на счет, о необходимости прохожденияповторной идентификации в связи с ошибкой, а также вложение в письмозапускаемых приложений.

Определить,действительно ли от банка пришло SMS-сообщение, несложно. Например, если вэсэмэске нет подписи, то, скорее всего, она отправлена аферистом. «Банки всегдаподписывают свои сообщения. Мошенники, как правило, рассылают сообщения наугад,не зная заранее, клиенты какого банка их получат, поэтому они не подписываютсвои сообщения от имени какого-то конкретного банка», – говорят в пресс-службеВТБ 24. Определить письмо из банка можно также по номеру, с которого пришлоSMS: так, сообщения Сбербанка всегда отправляются с номера 900, а клиенты банка«Открытие» могут получать SMS-уведомления только с символьного OTKRITIE.

Такжеследует обращать внимание на тип телефонного номера: большинство банковиспользуют для обратной связи либо прямые номера (без федеральных кодов), либобесплатные, начинающиеся на 8 800 (+7 800). Эти телефоны можно найти наофициальных сайтах банков. Еще один критерий, по которому можно распознать SMSиз банка – это указание в тексте сообщения четырех последних или первых ипоследних цифр номера карты (мошенникам эти данные неизвестны).

Сам себя обманул

Если вописанных выше способах в задачу мошенников входило узнать с помощью Интернетаили мобильного телефона реквизиты и ПИН-код банковской карты клиента, то вотдельную группу мошенничеств можно выделить вариации, когда клиент сампереводит деньги на счет мошенников. Скажем, сегодня почти все знают о способемошенничества, когда потерпевшего будят посреди ночи телефонным звонком спросьбой передать деньги для родственника, якобы ставшего виновником аварии.Более совершенный вариант аферы – жертве, пока она не успела прийти в себя,предлагают перевести нужную сумму с помощью интернет-банка на телефонный счет.Сделать это можно за несколько минут, при этом вероятность вернуть деньгиничтожно мала – вы ведь сами проделали операцию.

Только внекоторых банках предлагают решить вопрос о компенсации понесенных потерь виндивидуальном порядке. Больше шансов рассчитывать на лояльность банка вслучае, если речь идет о массовой фишинг-атаке на клиентов определенного банка,и кредитная организация успела зафиксировать наличие поддельной веб-страницы.

Застрахованный пластик

Забота особственной безопасности, в том числе и при использовании банковских карт,остается делом рук самих владельцев банковских карт. Тем более что банки сталипредлагать для этого такой специфический продукт, как страхование рисков,связанных с использованием банковской карты. Например, «Защищенная карта» и«Защищенная карта плюс», которые предлагает клиентам Альфа-банк. В перечень страховыхрисков включены утрата банковской карты вследствие ее утери или хищения,хищение наличных денежных средств, полученных клиентом в банкомате по карте, атакже несанкционированное использование карты третьими лицами в результате ееутраты. Стоимость страховки зависит от категории карты и колеблется от 900 до1300 рублей для продукта «Защищенная карта» и от 1100 до 1600 рублей дляпродукта «Защищенная карта плюс».

Программыстрахования «пластика» предлагает и Росбанк. Компания готова выплатить клиентам,пользователям продукта компенсацию за утраченные деньги в случаепротивоправного снятия третьими лицами денежных средств с карты после ее утериили кражи, а также в случае кражи наличных денежных средств в момент или послеснятия (в течение 48 часов). Причем страхование банковских карт также включаетв себя возмещение расходов на восстановление ключей, замков и личныхдокументов, утраченных вместе с картой, а также расходов на перевыпускукраденной или потерянной карты. Стоимость страхования – от 550 до 1750 рублейв зависимости от максимальной суммы покрытия.

С другойстороны, страховщики не первый год предлагают самим банкам воспользоватьсяуслугой «Страхование рисков эмитентов банковских карт». На западе эта услугапоявилась давно, и постепенно приходит в Россию. Полис страхованияпредоставляет банкам страховую защиту от убытков, вызванных противоправнымидействиями третьих лиц, связанными с использованием пластиковых карт клиентовкредитной организации.

«Спрос на продукт «Страхование рисков эмитентов банковских карт» в нашей компании стабильно высок, – рассказал34banka.ru начальник отдела страхования финансовыхинститутов ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Шапошников. – Наша компания предоставляетподобное страховое покрытие уже более 10 лет. Многие крупные российские банки ужедостаточно давно имеют подобный полис, направленный на компенсацию убытков, связанныхс противоправными действиями третьих лиц. Основной драйвер роста развития данногострахования – банки, которые начинают или расширяют эмиссию пластиковых карт, атакже те кредитные организации, которые впервые столкнулись с мошенническими действиями.Такой полис приобретают также и небольшие банки. Одна из причин повышенного интересакроется в постоянном росте объемов убытков, которые банки вынуждены возмещать своим клиентам, владеющими пластиковыми картами. В итоге, с помощью полиса банкиры не только компенсируют своипотери, но и сохраняют хорошие отношения с клиентами. По статистике нашей компании,размер среднего убытка по карте составляет от 300 до 1000 долларов.

Количество подобных убытков за год у банка может исчислятьсядесятками, а нередко и сотнями. Программа страхования постоянно модифицируется сцелью обеспечения покрытия наиболее актуальных рисков своих клиентов. В частности,в последнее время особую актуальность приобрело расширение страхового покрытия,направленное на компенсацию убытков, которые возникают в результате использованиязлоумышленниками ПИН-кода».

Так, Банк Москвы заключил подобный договор страхования сОАО «СГ МСК». Согласно договору, страхуются риски банка, связанные с убытками,возникающими по независящим от банка обстоятельствам, в том числе в связи скомпенсацией банком держателям банковских карт, эмитированных банком, суммденежных средств, незаконно списанных в результате несанкционированного доступатретьих лиц к счетам держателей банковских карт. Страховым случаем по данномудоговору признается незаконное списание денежных средств со счета держателябанковской карты в результате несанкционированных действий третьих лиц спомощью поддельной или подложной пластиковой карты. При наступлении страховогослучая клиент должен известить о случившемся банк, предоставив заявление онаступлении страхового случая и копию постановления о возбуждении уголовногодела по факту противоправных действий третьих лиц в отношении держателябанковской карты, повлекших несанкционированный доступ третьих лиц к счетудержателя банковской карты. В течение 35 дней с момента поступления документовбанк производит клиенту компенсацию понесенных потерь.

Но покатакие банки – скорее исключение, нежели правило, поэтому пользовательбанковской карты должен рассчитывать, прежде всего, на себя.

Самое простое

Мало ктозадумывается о том, что источником беспокойства банковский «пластик» становитсяне только из-за вероятности финансовых мошенничеств. Как любой предметдлительного пользования, банковская карта является потенциальным источникомболезнетворных микробов. Как показали исследования, проведенные ученымилаборатории BioCote, на кнопках банкоматов содержится примерно такое жеколичество бактерий, что и в общественном туалете. При этом речь идет об однихи тех же бактериях, которые вызывают у людей различные болезни. «Мойте рукиперед едой!» – это правило самое простое и приятное правило безопасности длявладельцев банковских карт.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter