СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

Волгоградцев заставляют платить чужие долги

В январе жители около 1000 домов Дзержинского, Центрального и Тракторозаводского районов Волгограда получили платежки, в которых им начислены сотни и даже тысячи рублей за «оплату освещения мест общего пользования». Ранее в квитанциях просто не было такой

Поделиться

Поделиться

В январе жители около 1000 домов Дзержинского, Центрального и Тракторозаводского районов Волгограда получили платежки, в которых им начислены сотни и даже тысячи рублей за «оплату освещения мест общего пользования». Ранее в квитанциях просто не было такой строки. У многих сразу возник вопрос в правомерности действия управляющих компаний.

Несмотря на кажущуюся незаконность подобных действий, специалисты Роспотребнадзора, областного Комитета по защите прав потребителей, городского департамента ЖКХ и ТЭК и представители общественной организации «Союз потребителей Волгограда» в общем подтверждают обоснованность действий управляющих компаний.

«Места общего пользования однозначно подлежат оплате согласно утвержденным правилам предоставления коммунальных услуг, – пояснила начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Наталья Махонина. – Этими же правилами четко прописано, что в квитанции должны быть разделены суммы за оплату индивидуального счетчика и оплату мест общего пользования, которыми являются внутридомовое освещение, лифты и прочее. Другое дело, что раньше, в нарушение действующих правил, эта статья расходов была включена в строку «Содержание и ремонт». Поэтому появление графы «Оплата освещения мест общего пользования» стало новостью, прежде всего, для тех жильцов, которые проживают в неновом жилье. Те управляющие компании, которые начинали работать с новостройками, вносили эту строку в платежки с самого момента строительства домов, поэтому речи о таких огромных суммах не шло. Сейчас же некоторые волгоградцы получили квитанции, в которых по этой статье расходов обозначена сумма в пять тысяч рублей. Как правило, это жители старых домов. И управляющие компании в этом случае – нарушили права потребителей только в одном моменте: единовременно предъявили счет за оплату услуги, которая оказывалась в течение нескольких месяцев или лет. В данном случае действия управляющих компаний не подпадают под административную или иную ответственность. Ведь услуга потребителю оказана была.

Те, кто шокирован размером суммы, могут обратиться в суд с иском к управляющей компании о возмещении морального вреда, который был нанесен потребителям такими шокирующими платежками. В свою очередь, мы готовы проконсультировать всех, кто готов отстаивать свои права таким образом».

«В нашу организацию также поступило много обращений именно по поводу новой строки в платежках, – подтвердил председатель Комитета по защите прав потребителей администрации Волгоградской области Евгений Зотов. – Люди должны четко понимать, что с появлением новой строки мы не стали платить больше, просто потребители должны видеть и знать, какие услуги они оплачивают. В данном конкретном случае выставление таких счетов не противоречит закону, если соблюдены все требования. Если же управляющая компания отступила от утвержденной законом формулы расчета этой суммы, если не соблюдены требования по установке приборов учета, потребитель вправе жаловаться. Но в любом случае управляющая компания обязана за 30 дней уведомить жильцов об изменении порядка оплаты услуги».

«В данном случае собственник имеет право выяснить, на основании каких показаний выставлены такие счета, – уточнил председатель правления Региональной общественной организации «Волгоградский Союз Потребителей» Сергей Попов. – Дело в том, что в октябре 2010 года к нам с подобной жалобой уже обращались жители Дзержинского района. Там управляющая компания выставила подобные счета, а по факту оказалось, что в домах даже не были установлены общедомовые счетчики. Ситуация быстро разрешилась. Поэтому сегодня я еще раз хочу акцентировать внимание, что каждый житель вправе потребовать от управляющей компании журнал учета электроэнергии, в котором должны быть указаны показатели общедомового счетчика. Такой журнал управляющая компания должна предоставить по требованию в течение рабочего дня».

Однако на деле оказывается, что существует немало нюансов, выяснить которые жильцам не так-то просто.

«Все подвальные помещения нашего многоквартирного дома сдаются в аренду, – рассказала представитель инициативной группы жителей Дзержинского района Светлана Алексеева. – И мы в нашем случае никак не можем выяснить, каким образом ведется учет электроэнергии внутри нашего дома, вычитаются ли показатели счетчиков арендаторов из общедомового счетчика. Около 30% жильцов нашего дома не имеют индивидуальных счетчиков, и им не начислили в платежках новую строку. Те же, у кого установлен квартирный счетчик, получили плюс 60% к показаниям своего счетчика. Но позвольте, у нас в подъезде девять лампочек и лифт, а заплатить мы должны около 10 тысяч. За кого и за что мы платим? По этой причине те, у кого счетчики установлены, теперь хотят их снять. Тем более, как выяснилось, мы вынуждены платить еще и за тех соседей, которые совсем не хотят платить по счетам».

«Если часть нежилых помещений дома сдается в аренду, то показания приборов учета арендаторов должны вычитаться из показаний приборов общедомового учета, – подтвердила заместитель руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда Татьяна Сыроежкина. – Далее существует несколько вариантов распределения финансовой нагрузки по оплате общедомового счетчика между жильцами. Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета – пропорционально их показаниям. Если оплата за электричество взимается согласно установленным нормативам потребления – пропорционально составу семьи».

Однако в большинстве домов действуют смешанные системы оплаты – часть жильцов платит по счетчику, часть – по нормативам. В этой ситуации показатели общедомовых приборов учета делятся только между теми жильцами, у которых установлены индивидуальные счетчики.

Пожалуй, неравенство потребителей, имеющих счетчики и оплачивающих электроэнергию по установленным нормативам, остается для волгоградцев одним из самых «больных» вопросов. И новшество с платежками только усугубило его.

«Дело в том, что при расчете нормативов пользования электричеством в их стоимость уже было заложено пользование общедомовыми приборами, – уточнила Наталья Махонина. – Поэтому с этой стороны ситуация справедливая. А что касается неплательщиков, то уменьшение задолженности – вопрос компетенции управляющей компании, и никто из контролирующих органов не вправе регулировать этот вопрос».

Тем не менее, по утверждению Светланы Алексеевой, именно из-за наплательщиков суммы в счетах добросовестных жильцов могут вырасти непомерно.

«Тем, кто оказался не в состоянии сразу оплатить громадные счета, можно посоветовать сделать оплату в рассрочку, – напомнила Наталья Махонина. – С таким заявлением потребитель услуги может обратиться в свою управляющую компанию. Кроме того, те, у кого возникли сомнения в правомерности начисления платежных документов, могут обратиться в управляющую компанию с требованием обосновать размер суммы, одновременно уведомив компанию о приостановлении оплаты счета до получения информации. В пунктах приема оплаты можно совершить платеж за вычетом строки «Оплата мест общего пользования». При этом управляющая компания не имеет права начислять пеню за просрочку данного платежа».

Фото: Видео Максима КУЗНЕЦОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter