СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Садоводство Волгограда гибнет на корню

Дачный сезон в самом разгаре, но прилавки пока, увы, не радуют изобилием местных фруктов и овощей. Специалисты утверждают, что любительское садоводство в области становится все более рискованным, поскольку вынуждено базироваться на не приспособленном к на

Поделиться

Дачный сезон в самом разгаре, но прилавки пока, увы, не радуют изобилием местных фруктов и овощей. Специалисты утверждают, что любительское садоводство в области становится все более рискованным, поскольку вынуждено базироваться на не приспособленном к нашему климату импортном посадочном материале. Местные же питомниководы пока не спешат занять эту нишу.

При этом за последние годы садоводы даже несколько избаловались обилием посадочного материала: с началом сезона и специализированные магазины, и рынки просто завалены саженцами плодовых деревьев и кустарников даже самых экзотических для нашей области видов. Красочные этикетки обещают, что счастливого покупателя ждет богатый урожай. На деле чудо-саженцы погибают если не от весенних возвратных заморозков, то от аномальной летней жары. Специалисты утверждают, что чаще всего надежды садоводов, приобретающих завезенные саженцы, обречены.

«К сожалению, проблема качества посадочного материала очень актуальна для нашей области, – подтвердил декан кафедры «Плодоовощеводство и виноградарство» ВГСХА Игорь Подковырнов. – Сегодня на рынках и в магазинах Волгограда можно встретить посадочный материал из Краснодарского края, республик Кавказа, Италии и Польши. Мало того, что он не всегда адаптирован под наш климат, эти саженцы в принципе редко соответствуют установленным в нашей стране ГОСТам и нормам. У нас есть неплохие питомники, которые выдают качественный посадочный материал, но в целом эта ниша остается не востребована бизнесом. Причина банальна – отсутствие достаточного спроса. Грубо говоря, то, что сейчас предлагает рынок, вполне удовлетворяет потребности любительского садоводства. А у промышленного садоводства такой потребности нет, потому что пока, к сожалению, есть только очень неясные перспективы развития. В таких условиях вероятность появления крупных питомников в области стремится к нулю, а вот специализированные фермерские хозяйства могут быть вполне успешными».

Местные аграрии связывают надежды на развитие отрасли как раз с малым бизнесом. И первые удачные примеры в области уже есть.

«Поначалу это было просто увлечение садом, – признается владелец питомника декоративных и хвойных растений Антон Морозов. – Когда знакомые с завидной регулярностью стали просить продать понравившиеся саженцы, я решил попробовать сделать свой бизнес. Попробовали, понравилось. Главное, что на нашу продукцию есть стабильный спрос. Выяснив покупательские предпочтения, мы внесли коррективы. Оказалось, что продать цветущее растение в несколько раз проще декоративно-лиственного. Я самоучка, агрономического образования у меня нет, но опытным путем пришел к тому, что в работе использую только отечественные семена. Сколь бы ни были привлекательны импортные, они просто не выдерживают наши зимы. Да и отечественные семена обязательно проходят у нас проверку на прочность, и только потом запускаются в производство».

Между тем, по оценкам специалистов, емкость этого рынка в области очень далека от насыщения. Правда, с одной оговоркой: для этого нужно говорить о системном развитии садоводства в области. А как раз об этом речи и не идет. К примеру, в администрации области отмечают, что основным фактором, ограничивающим развитие садоводства на территории Волгоградской области, остается вовсе не качество или отсутствие необходимого посадочного материала.

«Потребности садоводов хозяйств области вполне в состоянии удовлетворить те частные питомники, которые сейчас действуют в Волгоградской области, – утверждает консультант областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области Владимир Орлов. – Другое дело, какого качества этот посадочный материал. Но это уже другой вопрос, в том числе и компетенции самих садоводов. Я не слышал о наличии проблемы посадочного материала и в садоводческих хозяйствах, которые самостоятельно организуют процесс выращивания посадочного материала для своих нужд. На данный момент я бы говорил не о проблемах питомников. Есть несколько факторов, ограничивающих развитие отрасли в регионе. Во-первых, отсутствие фруктохранилищ и перерабатывающих предприятий. К примеру, успешно развивающееся на сегодня ООО «Липовские сады» вынуждено реализовывать свой урожай в других регионах, что серьезно уменьшает эффективность предприятия. Во-вторых, нехватка специализированной техники для отрасли. И наконец, основной сдерживающий фактор – раскорчевка устаревших насаждений. Все наши пожелания в решении этих проблем были учтены при составлении федеральной программы поддержки российского садоводства, и сейчас она проходит согласование в ведомственных структурах. Мы рассчитываем, что после ее принятия аналогичные программы будут созданы и в регионах. А пока наше промышленное садоводство остается очень слабым, ожидать роста питомниководства было бы нелогично».

Наглядным подтверждением этих слов стало плачевное положение научных учреждений, ответственных за формирование и сохранение сортового фонда плодовых растений. В свое время волгоградская станция Всесоюзного института растениеводства была флагманом развития плодоводства области. А уж садоводы безоговорочно делали выбор в пользу саженцев, выращенных именно здесь. Сегодня здесь днем с огнем не сыщешь не только саженцы, разбегаются последние научные сотрудники. Между тем сложно представить, как можно говорить о перспективах развития отрасли без научной поддержки и без мощнейшей сортовой базы, которую могла бы предоставить станция.

«Да, раньше мы активно развивали это направление, но сейчас торгуем только саженцами яблони, – подтвердила бухгалтер ГНУ Волгоградская опытная станция ВИР Наталья Ягодина. – У нас просто некому заниматься этой работой: всю работу по поддержанию коллекции плодовых культур ведут три сотрудника пенсионного возраста, самому пожилому из которых, Анатолию Степановичу Сиднину, уже за 70. Вся работа держится исключительно на их энтузиазме, и их просто некому заменить. Зарплата младшего научного сотрудника составляет всего 5300 рублей, научный сотрудник получает на 500 рублей больше. Доплата за научную степень – три тысячи рублей. На такие условия молодежь никак не заманишь. Раньше весомым аргументом было предоставление жилья, но весь жилищный фонд мы давно передали на баланс городской коммуналки. Раньше выпускники сельхозинститута приходили к нам лаборантами, должность научного сотрудника еще нужно было заработать. Сегодня это уже не аргумент. На станции, пусть в минимальных объемах, но закладываются новые сады. Однако если не будет притока молодых кадров, страшно даже подумать о перспективах станции. К примеру, недавно у нас случилась беда – богатейшая коллекция айвы, собранная на станции, оказалась поражена бактериальным ожогом. Управление Россельхознадзора по Волгоградской и Воронежской областям выдало нам предписание о полном уничтожении коллекции. Если ситуация не изменится, эта утрата окажется невосполнимой, поскольку это очень тяжелый труд. Некие надежды на оживление ситуации мы связываем с участием в федеральной программе по орошению, в рамках которой рассчитываем увеличить площадь поливных земель станции, но пока это единственная хорошая новость за последнее время».

Фото: Фото с сайта Brighthub.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter