28 мая четверг
СЕЙЧАС +15°С

Пенсии волгоградцев уводят через кадровые агентства

Как подтвердили сотрудники областной прокуратуры, в 2010 и за первые шесть месяцев 2011 года выявлены многочисленные факты подделки подписей застрахованных лиц в заявлениях о переходе из Пенсионного фонда России...

Поделиться

Как подтвердили сотрудники областной прокуратуры, в 2010 и за первые шесть месяцев 2011 года выявлены многочисленные факты подделки подписей застрахованных лиц в заявлениях о переходе из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), а также из одного НПФ в другой.

«Основанием для возбуждения уголовных дел поступили обращения граждан, – рассказала старший помощник прокурора по региону Оксана Черединина. – К примеру, жительница Центрального района 24 марта 2009 года получила из Пенсионного фонда России уведомление о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц. Согласно документу, она еще 7 июля 2008 года написала заявление о переводе ее пенсионных накоплений из ПФР в НПФ «Социальное развитие». Волгоградке предлагалось лишь удостоверить подлинность подписей на двух заявлениях, которые по факту она не писала. Первое – о переводе средств на обслуживание в НПФ и второе – на имя управляющего ПФР, который, кстати, находится в Липецке. Недоумевающая женщина обратилась в прокуратуру».

Эксперты утверждают, что в злоупотреблениях подобного рода виноваты, прежде всего, недобросовестные агенты, с которыми заключают договоры негосударственные пенсионные фонды.

«С мошенничеством недобросовестных агентов НПФ граждане сталкиваются не в первый раз, – напомнил главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Понятно, что фондам для нормальной работы необходимо привлечь накопления граждан. Но исторически сложилось, что основная часть граждан предпочитает отдавать свои пенсионные накопления под управление государства, и приток пенсионных денег в НПФ и УК не так велик. Соответственно, НПФ для более эффективной работы по привлечению средств заключают договоры с агентами – это нормальная практика во всем мире, и не только в пенсионной индустрии, и более дешевый выход, чем организация собственных филиалов по всей стране. Однако такая система дает агентам, которые получают комиссионные за каждый договор, возможность, например, подделывать подписи и незаконно, без согласия граждан, переводить средства в НПФ. При этом задеты оказываются как граждане, так и НПФ, которые, как правило, не замешаны в махинациях».

Представители негосударственных пенсионных фондов утверждают, что сами являются пострадавшими в этой ситуации.

«К счастью, в аналогичных ситуациях мы выступали только в роли пострадавших, но не обвиняемых, – заверил 34banka.ru начальник департамента пенсионного страхования НПФ «Империя» Алексей Морозов. – Речь в данном случае шла о незаконном переводе средств застрахованных граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой. С моей точки зрения, теоретически искоренить эту ситуацию можно, но для этого потребуется предпринять ряд мер. Привлечь сегодня недобросовестных агентов к реальной уголовной ответственности за мошенничество, чем они по сути и занимаются, подделывая подписи, невозможно. Во всяком случае, в судебной практике нет ни одного дела, когда обвиняемый получил бы реальный срок за подобного рода действия. Как правило, адвокаты находят массу уловок, чтобы избежать квалификации действия своих подзащитных как мошенничество, аргументируя это тем, что отъема денег у клиента не происходит: человек в любой момент может распорядиться своими пенсионными накоплениями по своему усмотрению. Поэтому, на мой взгляд, гораздо большую ответственность за действия агентов должны нести сами НПФ. Добросовестный пенсионный фонд, озабоченный своей репутацией, проверяет своих агентов, прозванивая новых клиентов. Если НПФ знает, что его клиенты привлекаются такого рода способами, он должен нести ответственность. Первый сигнал рынку в этом направлении уже дан решительными санкциями в отношении трех НПФ, приостановлена работа с большим количеством агентов. Эти показательные меры, принятые государством, стали серьезным звонком для оставшихся на рынке компаний. Ассоциация НПФ действует мягче и склоняется в сторону принятия закона о лицензировании агентской деятельности».

В целом, эксперты признают, что в Волгограде сложилась очень благоприятная среда для действия мошенников, связанных с переводом пенсионных накоплений.

«Далеко не все пенсионные фонды имеют в Волгограде официальные представительства, – поясняет Алексей Морозов. – Чаще речь идет о представителе, который просто передает в головную фирму результаты работы. И часто они собираются полузаконными способами. По моим оценкам, около 80% работающих в Волгограде кадровых агентств, по сути, являются как раз агентами пенсионных фондов. Их основная цель – получить у клиента данные, необходимые для заполнения заявления на перевод средств – реквизиты паспорта и пенсионного страхового свидетельства. Их у клиента требуют до начала какого-либо разговора о поиске вакансии. А потом ложные кадровики предлагают соискателю вырезку из газеты бесплатных объявлений или распечатку вакансий полугодичной давности. Эта схема работает, поскольку за каждого «привлеченного» таким образом клиента фирма получает комиссионные. И их размер в сумме несопоставим со штрафными санкциями, предусмотренными за это деяние».

Самой большой проблемой на сегодняшний день остается выявление случаев мошенничества, поскольку пострадавшие граждане могут долгое время не знать об этом факте.

«При получении документов из какого-либо пенсионного фонда с предложением оформить какие-либо заявления гражданам не стоит ничего подписывать, а лучше сразу обращаться в прокуратуру, – советует Оксана Черединина. – Дополнительная сложность заключается в том, что средства могут переводиться в фонды, расположенные за пределами нашей области. К примеру, в Краснооктябрьском районе пенсионные накопления граждан переводились из ПФР в ООО НПФ «Ренессанс жизнь и пенсии», который находится на территории Республики Татарстан».

Что касается граждан, то, по мнению экспертов, выход здесь один – надо внимательно отслеживать движение по своим пенсиям и в случае подобного незаконного перевода писать заявление в ПФР. Надо ожидать, что законодательство будет строже относится к подобной практике незаконных переводов, и масштаб их должен постепенно сокращаться.

«Необходимо следить за информацией, которую ежегодно направляет Пенсионный фонд РФ гражданам о результатах рассмотрения поступивших в органы ПФР заявлениях о выборе негосударственного пенсионного фонда, – напомнил руководитель группы по взаимодействию со средствами массовой информации Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области Антон Банько. – Если в уведомлении содержится информация, не соответствующая действительности, то необходимо обратиться в ПФР Мы рекомендуем гражданам обратиться с претензией в негосударственный пенсионный фонд, в который были неправомерно переведены пенсионные накопления, и затребовать копию якобы заключенного договора. Текст претензии составляется в свободной форме. Негосударственный пенсионный фонд обязан проинформировать заявителя, на основании чего пенсионные накопления были переведены в данный негосударственный пенсионный фонд. Негосударственный пенсионный фонд в обязательном порядке должен располагать оригиналом договора с гражданином о переводе средств пенсионных накоплений и по его требованию предоставить копию документа. В случае подтверждения факта нарушения со стороны негосударственного пенсионного фонда права гражданина по формированию накопительной части трудовой пенсии, он может обратиться в суд по месту жительства с исковым заявлением о признании договора, заключенным ненадлежащими сторонами и требованием перевести накопительную часть будущей пенсии обратно в ПФР или в негосударственный пенсионный фонд, который прежде управлял его пенсионными накоплениями. В соответствии с пунктом 5.3. статьи 36.6 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» средства пенсионных накоплений подлежат возврату предыдущему страховщику не позднее 30 дней со дня получения негосударственным пенсионным фондом соответствующего решения суда.

Между тем эксперты отмечают, что пенсионные фонды остаются пока еще самым эффективным инструментом управления пенсионными накоплениями.

«Относительно пенсионных накоплений, способа их инвестирования, достижение цели накопления на достойную старость могут быть разными, в зависимости от умения будущего пенсионера управлять капиталом, размера его дохода, – напомнил Александр Осин. – Разумеется, НПФ не панацея, и можно вполне сочетать НПФ и банковский вклад, ПИФ, вложения в ценные бумаги и другие активы, пользоваться различными инструментами долгосрочных инвестиций. В конце концов, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Но и отказываться от услуг НПФ и УК не стоит – такой способ управления, как показывает практика, может принести больший доход, чем государственное управление, так как НПФ – инструмент с несколько более широкими возможностями, чем государственный фонд».

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!