V1
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Волгограде

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

5 м/c,

сев.

757мм 46%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Бизнес Реквием по Волгоградскому тракторному Горячая точка: волгоградский тракторный

Горячая точка: волгоградский тракторный

Совершенно нежданно в последние несколько дней обсуждение проблем тракторной компании ВГТЗ стало предметом ожесточенной дискуссии между менеджментом предприятия и представителями депутатского корпуса и руководства области...

Совершенно нежданно в последние несколько дней обсуждение проблем тракторной компании ВГТЗ стало предметом ожесточенной дискуссии между менеджментом предприятия и представителями депутатского корпуса и руководства области.

Поводом, привлекшим внимание общественности к проблемам завода, стал пожар, произошедший в одном из помещений завода. «Из-за холодов и отсутствия отопления в цехах люди вынуждены пользоваться обогревателями, трудовой инспекции наплевать на суть дела, – написали читатели сайта V1.ru. – Вот теперь 10 машин не могут потушить пожар».

«Да, пожар на заводе был, но его причина – короткое замыкание, не имеющее ничего общего с условиями работы на заводе, – рассказал начальник управления промышленности администрации Волгоградской области Сергей Вачугов. – Могу подтвердить, что недавно я сам инспектировал завод и находился в производственных помещениях без верхней одежды, поэтому все разговоры о том, что рабочие завода замерзают, считаю преувеличением. Скажу больше, по своему опыту знаю, что особенностью трудового коллектива именно этого предприятия является умение приукрасить и даже исказить суть дела и накалить обстановку. Не так давно мы получали письмо из администрации президента, в котором нам было поручено разобраться с жалобой рабочего завода, который якобы два месяца не получает зарплату. Мы тут же связались с руководством и выехали на предприятие, где застали того самого рабочего, от чьего имени написана жалоба. Самого рабочего, который, к слову, получает зарплату около 40 тысяч рублей, отпаивали холодной водой, поскольку письмо президенту, по его словам, он увидел впервые».

Несмотря на ободряющий тон всех этих объяснений, наш собеседник согласился с тем, что дыма без огня не бывает. И в данной ситуации столь негативное отношение рабочих даже к рядовому инциденту может быть вызвано в целом накаленной обстановкой в коллективе. И причиной этому может быть отсутствие видения у предприятия каких-либо ободряющих перспектив.

Ситуацию с пожаром подтвердило и руководство самого предприятия.

«На самом деле пожар, о котором идет речь, никак не мог угрожать жизням людей, поскольку на тот момент производство просто не работало, – пояснил исполнительный директор тракторной компании ВГТЗ Александр Клюжев. – Во время обхода дежурного в техкомнате произошло замыкание электропроводки, сработала пожарная сигнализация, но пожарные машины не смогли проехать к месту пожара из-за того, что дороги просто не успели расчистить от снега. Учитывая, в каком состоянии я принял предприятие и сколько лет этим помещениям, к пожарам мы готовы в любой момент, поэтому у нас есть договор обслуживания с пожарной частью. Я не понимаю тех, кто делает из этого трагедию, сопоставимую с пожаром в «Белладжио». В кабинете сборщика, где произошел пожар, четыре верстака и больше ничего нет».

На заводе рассказали, что в последнее время их деятельность находится под прицельным вниманием разного рода надзорных и контролирующих органов, в основном из-за поступающих жалоб.

«За последние три месяца у меня было 10 проверок, – негодует Александр Клюжев. – Трудовая инспекция проверяла два раза, прокуратура – два раза, Роспотребнадзор проверял, облпрофсоюз проверял и центральный профсоюз проверял. Кто еще не проверял – я не знаю. В городе, где рушится кафе, где снегом заметает трассы, сенсацию ищут на заводе. Вот акт одной из последних проверок трудинспекции, где черным по белому написано, что ни одно из нарушений, указанных в жалобе, не подтвердилось. Вместо того, чтобы работать, я занимаюсь бессмысленными отписками».

Дело в собственнике?

Несмотря на отрицательные результаты проверок, эксперты отмечают, что завод переживает непростое время.

«Проблемы на тракторном начались не сегодня и не вчера, и, думаю, что они должны беспокоить в первую очередь собственника предприятия, – пояснил Сергей Вачугов. – Я убежден, что процветание любого промышленного предприятия зависит от востребованности его продукции. Сейчас тракторный с этим столкнулся. Возвращаясь к теории, неликвидность продукции может быть обусловлена тремя основными причинами: эта продукция может быть просто никому неинтересна, на продукцию может быть завышена цена, и, наконец, потенциальному покупателю могут быть предложены неинтересные условия продажи. В данном случае мы имеем два из трех условий как минимум, а именно архаичные тракторы по завышенной цене. Насколько мне известно, в январе завод уходил в плановый отпуск. Мы встречались с его руководством, обсуждая самые насущные проблемы предприятия и способы их решения. В частности, речь шла о перспективах производства тракторов и запчастей, размещении гособоронзаказа. Есть у предприятия и вопросы по земельным отношениям с городом. Вкупе все это крайне негативно сказывается на работе завода. Продажи сельхозтехники сезонны, и сейчас на рынке затишье. Но пик продаж тракторов должен вот-вот начаться, и если он не коснется нашего ВГТЗ, это повод для того, чтобы его собственники задумались о более кардинальных мерах по нормализации ситуации на производстве».

Согласно самым мрачным прогнозам, на будущее волгоградского тракторного эксперты отводят не более пяти лет.

«Сегодня графу «тракторы» вы не найдете ни в одном статистическом сборнике, которые издают по итогам работы промышленности, – утверждает депутат Волгоградской областной думы Владимир Кабанов. – Проблема в том, что на заводе нет ритмичного производства: какую-то продукцию они делают, платят зарплату, но показать конечный продукт, отчитаться за производство не могут. До такой степени доведено сегодня производство. Хозяин – Агромашсельхозхолдинг, господин Болотин, – сделал так, что у него куплены все заводы России, ему невыгодно делать на волгоградском заводе тракторы, равно как и сохранять здесь военное производство, потому что в его руках «Курганмашзавод» – завод-конкурент. Туда он сейчас полностью передает производство серийных бронемашин. В этой ситуации у тракторного завода есть перспектива просуществовать максимум пять лет, а дальше его просто не будет. Поэтому главный выход – вступать в разговор с собственником, о чем я уже говорил в одном из интервью. Больше скажу: предыдущий губернатор с ним так уже поговорил, что он больше сюда не приезжал».

Одной из главных «болевых точек» волгоградского тракторного называют серьезное отставание в плане технологических возможностей выпускаемых тракторов.

«Та продукция, которую выпускает сегодня Волгоградский тракторный завод, остается не востребованной сельхозпроизводителями и не отвечает требованиям времени, – сообщил 34banka.ru первый вице-губернатор Геннадий Чуриков. – Это несовершенные машины, которые были актуальны 30-40 лет тому назад. Сегодня нужна техника, отвечающая современным требованиям. Если менеджмент и собственник завода не войдут в альянс с какой-нибудь иностранной компанией, выпускающей подобную продукцию, являющуюся востребованной и конкурентоспособной на мировом рынке, то перспектив у завода нет».

Завод будет работать!

Несмотря на все упреки, прозвучавшие в адрес руководства и собственника тракторной компании ВГТЗ, на предприятии уверены, что сохранить его необходимо при любых условиях.

«Завод не умрет, как он не умер во время войны, – утверждает Александр Клюжев. – Этот завод – гордость волгоградцев, он единственный остался на территории бывшего Советского Союза. В свое время он выпускал 80 тысяч тракторов. Сейчас такие объемы просто не нужны. Моя задача заключается в том, чтобы при всех существующих условиях производство сохранить. Для этого нужно сделать трактор выгодным для производства, а потом наращивать обороты. Да, мне пришлось искать пути для сокращения издержек по всем направлениям, но результат есть: если в 2010 году выручка предприятия от продажи тракторов составляла 896 миллионов, то уже в 2011 мы получили 955 миллионов только на тракторах. Сегодня мы работаем так – заплатили, сделали, отдали. Пока мы работаем над снижением убытков, и результат уже есть: в 2010 году убытки составили 288 миллионов рублей, в 2011 году это было уже 75 миллионов, при том что планировали мы 106 миллионов убытков. Впервые в этом году мы выиграли гособоронзаказ».

Не согласны на заводе и с упреками по поводу несовременности выпускаемых тракторов.

«Производство идет, произведен рестайлинг, сделана новая машина, – утверждает Александр Клюжев. – Трактор в том виде, в котором он выпускался последние 38 лет, никому не был нужен, и это закономерно. Сегодня во всем мире модернизация заложена в одном принципе: к привычному тракторному железу вставляются электронные мозги. Мы пошли по тому же пути. Сегодняшний трактор, который мы делаем, имеет совершенно новое оборудование. Первое, что было сделано для человека, – это рабочее место, в котором есть и отопитель, и кондиционер. Все, что положено, есть даже система ГЛОНАСС».

Обращаясь к теме сокращения издержек, исполнительный директор завода рассказывает, что на новом месте работы ему пришлось столкнуться с вопиющей бесхозяйственностью.

«Когда я пришел в 2009 году сюда, каждый рабочий на заводе в день выпивал 1200 литров воды, – рассказывает Александр Клюжев. – А на заводе работало 2800 человек. И только за воду завод ежемесячно платил 2,3-2,4 миллиона рублей. Не выходя из кабинета, я снизил эту цифру до 300-400 тысяч рублей, только издав распоряжение о том, что после окончания работы нужно перекрывать подачу воды в подсобные помещения. Это банальные простые вещи, но никто не додумался сделать их раньше. Это на уровне быта, что касается производства, пришлось предпринять более кардинальные меры. Нас упрекают в том, что на заводе не осталось тех 22 тысяч рабочих, которые были раньше. Но и подход к изготовлению тракторов принципиально изменился во всем мире, не только у нас. Сегодня мы перешли с изготовления узлов на закупку. На сегодня удельный вес покупки в тракторе составляет 83 процента. Раньше вместе с материалами этот вес достигал максимум 45 процентов».

Приметой времени для завода в последние годы стало не только обилие всевозможных проверок и почти полное отсутствие понимания со стороны властей.

«Реальных проблем у нас хватает. Тот же вопрос арендной платы. Единственный чиновник, который помог решить этот вопрос нормально, – Роман Гребенников, он реально помог заводу, – отметил Александр Клюжев. – Сейчас город не хочет делать перемежевку. Пока вопрос не хотят решать, заводу шлепают аренду за ту землю, которая ему не принадлежит. Сложилась реальная задолженность в 24 миллиона рублей. Мы в суде это все отстояли. Я был у и.о. главы администрации Волгограда, он пообещал все решить. В результате я написал график, письмо, предложил заключить мировое соглашение и попросил рассрочку на два года. Я обратился с этим в ноябре, мне Соколов все подписал, дал сотовый телефон, все было договорено. Но почему-то опять все меняют. Я, директор тракторного завода, не смог попасть к нему на встречу. Сегодня пришли приставы, описали имущество».

Заводчане утверждают, что отчасти в проблемах завода виноваты и сами чиновники, которые своим бездействием способствуют росту долговой части предприятия.

«Есть программа финансового оздоровления концерна, есть отдельная программа по заводу, все его долги выкуплены синдикатами банка, и завод находится в управлении Внешэкономбанка, – рассказал Александр Клюжев. – Банк готов кредитовать, финансировать вот эти мертвые месяцы: декабрь, январь, февраль, зная, что есть гособоронзаказ. Чтобы его сделать, нужно просто закупить все необходимое. Но этого сделать не дают. Мы просим у города: пожалуйста, дайте размежевку. Пожалуйста, заключите мировое соглашение, пожалуйста, узаконьте. Сегодня это все в собственности государства до 2017 года. А вы что сделали? В Красноярском крае есть программа, если покупаешь технику, производимую в крае, край ее дотирует, стимулируя селян на покупку продукции местного завода. Я приехал сюда в 2009 и все это рассказывал. На днях я узнал, что область хочет разработать программу, аналогичную красноярской. Почему бы нет? Не надо трактор, можно автобус. Люди заработают деньги, заплатят с них налоги. Это ведь понятно. Просто надо работать».

У отрасли есть будущее

Оценивая ситуацию в отрасли в целом, аналитики видят ее в позитивных тонах даже в свете грядущего вступления в ВТО.

«Во вступлении России в ВТО нет ничего страшного и необратимого для отечественной экономики, – отметил аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Кирилл Маркин. – Наоборот, это позволит улучшить качество создаваемых внутри страны продуктов и услуг. И основным критерием выживаемости станет конкурентоспособность».

С другой стороны, именно это фактор и обостряет необходимость предпринять очевидные шаги для того, чтобы вписаться в наметившиеся преобразования, поскольку как раз конкурентоспособность, по мнению экспертов, начисто отсутствует у продукции ВГТЗ.

«Чтобы сохранить свои позиции на рынке, Волгоградскому тракторному заводу необходимо стремиться к техническому и технологическому совершенствованию своей продукции, – отметил Кирилл Маркин. – В то же время нужно учитывать и конечную цену выпускаемой техники, поскольку этот фактор также является одним из определяющих. Однако существует еще один нюанс. При желании российское правительство может стимулировать работу ключевых предприятий, стратегически важных для экономики страны. Причем оно заключается не прямой финансовой помощи, а в создании благоприятных условий ведения бизнеса. По крайней мере на определенный переходный период. Тем самым предприятия смогут подготовиться к борьбе за рынок, получив отсрочку. Впрочем, такой подход будет полезен отнюдь не при широком применении, поскольку поддерживать заведомо убыточные производства нет смысла. Возвращаясь к ВГТЗ, стоит отметить, что завод является частью крупного агропромышленного холдинга, который обладает необходимыми ресурсами для проведения активных НИОКР и их дальнейшего внедрения в производственные процессы. Сейчас необходимо активно инвестировать в совершенство техники и технологий, поскольку именно это позволит предприятиям отрасли не только удержаться на плаву, но и сохранить свою долю рынка или же обойтись малой кровью».

Елена ВЕДЕРИНА
Фото: Фото с сайта Auto-travel.ru, видео Марата ЖАМАЛДИНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем