СЕЙЧАС +10°С
Все новости
Все новости

Данил Хачатуров, президент группы компаний «РОСГОССТРАХ»: «Список обязательных к страхованию рисков должен увеличиться»

Поделиться

Какие направления страхования наиболее актуальны для волгоградцев? Какие риски в ближайшее время могут обязать страховать? Каковы самые необычные страховые риски? На эти и другие вопросы 34banka.ru ответил президент группы компаний «РОСГОССТРАХ» Данил Хачатуров.

– Насколько страховая культура в России сегодня отстает от зарубежной?

– Однозначно скажу, что она неразвита в той степени, в которой бы следовало и в которой нам хотелось бы. Я считаю ненормальным, что даже Польша опережает по этому показателю Россию в шесть-семь раз. Это неправильно. Я уже не говорю о США, где институт страхования был сформирован намного раньше и где сегодня страхуется порядка 95-97% рисков. В России пока застраховано только 10% всех рисков. С другой стороны, в Америке этот рынок формировался намного дольше, и американцу не нужно объяснять, что такое риски и почему их нужно страховать. Существенная часть их зарплаты тратится на страховку, и они очень хорошо понимают, что нажитое имущество, здоровье нуждаются в сохранности. Для американцев вопрос стоит лишь в выборе страховой компании, которая в пиковый момент не подведет. Особенность российской страховой культуры заключается в том, что наш рынок все еще переживает изменения: если три года назад в России работали полторы тысячи страховых компаний, то сегодня часть из них разорились, на рынке остались только 600, среди которых важно выбрать надежную.

– Какие направления страхования актуальны для волгоградцев?

– Думаю, что Волгоград мало чем отличается в своем подходе к страхованию от среднероссийских показателей. Там мы имеем весомое преимущество КАСКО и ОСАГО перед другими видами страхования. Имущество юридических лиц, имущество физических лиц – примерно в такой последовательности по убывающей выстроена кривая спроса на услуги страхования. Сейчас наметился прогресс в области страхования жизни.

– Как вы считаете, в чем причины того, что россияне пока неактивны в вопросах страхования?

– Чтобы наш человек задумался о вопросах страхования, ему требуется весомый толчок в виде катастроф, пожаров, наводнений, в которых страдает имущество. И только если люди понимают, что гораздо проще в этой ситуации живется тем, кто от рисков застрахован, они начинают сами задумываться о такой необходимости. В нашей стране ОСАГО сильно и существенно двигается в сторону добровольного страхования. Потому что когда человек сталкивается с выплатами, он понимает, что их размер далеко не всегда покрывает ущерб. Когда человек покупает полис ОСАГО, он думает, что он выполнил закон и обезопасил себя от претензий гаишников. И этот взгляд на страхование меняется, когда человек сталкивается с необходимостью выплат. Откуда появился подписанный недавно Путиным закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков? Затонула «Булгария», стало очевидно, что платить пострадавшим миллионные компенсации снова придется государству, отсюда родился новый закон. Это цивилизованный путь развития рынка.

– Какие еще виды страхования, по-вашему, должны стать обязательными?

– Мое глубокое убеждение – должно быть как можно больше видов страхования ответственности юридических и физических лиц перед третьими лицами. Условно говоря, невозможно заставить гражданина страховать свое имущество, потому что тогда это будет противоречить Конституции. А вот ответственность перед третьими лицами должна быть застрахована, потому что в нашей стране, как правило, чаще всего за это платит государство. Государство должно понять, что все те выплаты, которые оно сейчас производит, должны быть посчитаны и превращены в обязательные виды страхования. Но на эти виды страхования должны быть низкие тарифы, потому что это массовый продукт. Но когда все платят по чуть-чуть, в итоге собираются колоссальные суммы, которых бывает достаточно на покрытие убытков от любых катастроф. Собственно, именно это мы наблюдаем сейчас во всем мире. Почему после землетрясений, цунами и других катастроф никто потом не рассказывает, что, к примеру, Япония или Америка «попали» на десятки миллиардов долларов? Потому что там в таких ситуациях «попадают» страховые компании. Равно как и в случае неурожаев, которые происходят во всем мире с завидной регулярностью. К сожалению, культура страхования во всем мире развивается по ходу появления у государств больших проблем.

– Начал ли работать в полную силу закон об обязательном страховании ОПО (объектов повышенной опасности), вступивший в силу с началом этого года?

– По моему ощущению, закон работает, в России застраховано порядка 150-160 тысяч подобных объектов. Однако есть подозрения, что сейчас застрахованы далеко не все. Думаю, что это происходит по ряду причин. Во-первых, не все могут знать о существовании такого закона и необходимости страхования объектов повышенной опасности. Во-вторых, нет жесткой реакции контролирующих органов, в частности, Ростехнадзора, по отношению к тем, кто этот закон нарушает. В любом случае, первый год внедрения любого страхового закона, как правило, бывает тяжелый. Нужно учиться страховать, подсказывать, как делать это правильно. Думаю, что некая расслабленность руководителей предприятий, на которых есть ОПО, присутствует исключительно до первого уголовного дела, возбужденного в отношении руководителя-нарушителя.

– Насколько серьезно россияне относятся к страхованию жизни и здоровья?

– До 1991 года в РОСГОССТРАХе было застраховано 58 миллионов россиян по страхованию жизни и здоровья. Наша цель – вернуться к этим показателям. Сейчас страхование жизни развивается, но пока еще слишком медленно. Люди начинают постепенно осознавать, что кроме них самих, о них никто не позаботиться. По сути страхование жизни – это накопительное страхование себе на пенсию. Просто в него заложена еще и рисковая часть. Я думаю, сегодня все понимают, что прожить на пенсию сложно. Я уже не говорю о таких вещах, как увеличение пенсионного возраста, под угрозой которых мы находимся постоянно. Поэтому те, кто думает о своем будущем с точки зрения гарантированного дохода, страхуют свою жизнь и здоровье. Это долгосрочная инвестиция, к примеру, средний срок полиса страхования жизни в компании РОСГОССТРАХ – 18 лет. Пока человек работает, пока он активен – нужно откладывать. Просто нужно это делать с тем партнером, которому ты доверяешь.

– Насколько активно россияне страхуют своих детей?

– Этот сегмент страхования достаточно развит в России исторически. Я не скажу, что у нас застрахованы все дети, но количество детских страховых полисов в стране исчисляется миллионами. Кроме того, сейчас обсуждаются инициативы по введению обязательных норм страхования, к примеру, для выезжающих на отдых детей. Это вопрос в сфере внимания общественности. На днях в Челябинске у меня интересовались тем, как я отношусь к введению обязательного страхования детей от развода родителей. Предполагается, что полис родители покупают в момент заключения брака или рождения ребенка на предмет того, что в случае развода ребенка должен будет кто-то содержать. Достаточно оригинальная версия страхования, которую я пока не готов поддержать. Могу предположить, что тариф по такому виду страхования будет очень высок из-за огромного количества разводов в стране. Но мне нравится, что люди думают в этом направлении. На самом деле мы готовы страховать от огромного количества рисков, к примеру, от потери работы. Этот вид страхования востребован ипотечными заемщиками. Застраховать можно все что угодно, важно чтобы люди ощутили такую потребность.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter