СЕЙЧАС +16°С
Все новости
Все новости

Как мэрия Волгограда «заступилась» за «Автокоммунтранс»

Поделиться

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Саратов) запретил мэрии Волгограда и ее подразделению в лице департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов обжаловать решение по делу о поставках нефтепродуктов МУП «Автокоммунтранс».

Товар взял – деньги не отдал

Как сообщает V1.ru со ссылкой на судебный акт, сторонами в этом процессе являлись ООО «РОСНЕФТЕДОБЫЧА» и МУП «Автокоммунтранс». Ни мэрия Волгограда, ни упомянутый выше департамент к участию в нем не были привлечены, очевидно, по той простой причине, что данный сугубо производственный спор их не касался.

В марте 2013 года ООО «РОСНЕФТЕДОБЫЧА» (продавец) и МУП «Автокоммунтранс» (покупатель) заключили договор, согласно которому первое продало второму нефтепродукты. Как теперь известно, общество свои обязательства выполнило – поставило покупателю дизельное топливо и бензин. А МУП «Автокоммунтранс» – нет. Хотя по договору отсрочка платежа после получения товара должна была составлять не более 30 суток. Чтобы заставить покупателя вернуть образовавшийся почти на 2,5 миллиона рублей долг, «РОСНЕФТЕДОБЫЧА» обратилась в арбитражный суд области.

А дальше все просто. «Автокоммунтранс» иск проигнорировал – на процесс не явился, что, впрочем, не помешало разбирательству. После изучения подписанного сторонами акта сверки взаимных расчетов суд пришел к выводу: долг действительно есть и составляет 2 428 972,94 рубля.

Что возмутило мэрию и департамент?

После вынесения решения ответчик, кстати, также оставался в стороне – ничего обжаловать не стал. Возможно, смирился с тем фактом, что деньги за нефтепродукты хочешь не хочешь, а все равно придется отдавать.

Но пока хранил молчание «Автокоммунтранс, весьма неожиданную инициативу проявили мэрия Волгограда и ее департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов. Обжаловав решение областного арбитража в апелляционной инстанции, они просили его отменить, а в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

При этом оба заявителя, являвшиеся, по сути, никем по делу, поскольку к его участию не привлекались, утверждали, что судебный акт затрагивает их права и законные интересы. Каким образом? Дескать, договор на поставку нефтепродуктов между ООО «РОСНЕФТЕДОБЫЧА» и МУП «Автокоммунтранс» – это крупная сделка. По закону при ее заключении необходимо согласие собственников предприятия. А его-то как раз и не было.

Апелляционная инстанция стала разбираться и выяснила, что МУП «Автокоммунтранс» по своей организационно-правовой форме является муниципальным унитарным предприятием. Его учредитель – департамент муниципального имущества администрации Волгограда. Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Уставной фонд МУП – 35 000 000 рублей.

Но если заглянуть в ст. 23 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», то крупная сделка – это сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо или косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда. Эта же статья закона обязывает принимать решение о совершении крупной сделки с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Учитывая, что уставной фонд МУП «Автокоммунтранс» составляет 35 000 000 рублей, десять процентов – это сумма в размере 3 500 000 рублей. Сумма же сделки – 2 428 972,94 рублей, то есть крупной она не является. Следовательно, и согласия собственников имущества унитарного предприятия здесь не надо.

Судом также установлено, что основная деятельность МУП «Автокоммунтранс» – вывоз отходов производства и потребления, оказание услуг по механизированной уборке. Так что приобретение нефтепродуктов (топлива) по договору поставки совершено в рамках обычной хозяйственной деятельности.

А вот какие-либо обязанностей мэрии и ее департамента в рамках спора судебная инстанция не обнаружила и нарушений прав в чем-либо не увидела. Больше того, один из заявителей, департамент, сам не смог пояснить суду, в чем же конкретно затрагиваются его права и законные интересы.

В итоге все доводы мэрии и департамента апелляционная инстанция отклонила как необоснованные. Суд также резонно заметил, что заинтересованность в исходе дела сама по себе еще не дает права на обжалование судебных актов. Понятно, что жаловаться выше после такого резюме просто бессмысленно.

Когда росчерк пера как приговор

Честно говоря, такого рода ситуации вызывают недоумение. Да и как иначе относиться к тому факту, что в мэрии не могут отличить крупную сделку от обычной? Или, к примеру, вовремя не просчитывают минусы от того или иного договора? Насколько это серьезно – достаточно вспомнить хотя бы, в какой «яме» из-за чьей-то некомпетентности три года назад оказалось МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (ВКХ).

В октябре 2012 года с благословения мэрии Волгограда этому предприятию был навязан договор уступки, согласно которому МУП «ВКХ» должно было заплатить ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» около 300 000 000 рублей. Казалось бы, только слепой мог не увидеть, что МУП «ВКХ» практически загонялось в угол, поскольку получало право требовать исполнения обязательств с должника-банкрота – ОАО «Коммунальные технологии Волгограда» (КТВ).

Этот малоприятный эпизод в истории МУП зафиксирован в постановлении от 17 октября 2012 года №2924 «О даче согласия на совершение крупной сделки». Но несмотря на то, что уже менее чем через месяц, 14 ноября 2012 года, мэрия все переиграла своим постановлением №3130 «Об отмене постановления администрации Волгограда от 17.10.2012 №2924 "О даче согласия на совершение крупной сделки"», остановить ход событий оказалось невозможно. ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» вступил в битву за кругленькую сумму в размере 291 919 682, 78 рубля.

Забегая вперед, отметим, что на сегодняшний день все жаркие судебные баталии в волгоградском арбитраже с участием МУП «ВКХ», мэрии Волгограда, целого ряда ее департаментов по этому делу позади. Незаконным признан договор уступки требования долга у общества-банкрота «КТВ». Все судебные инстанции вплоть до Верховного суда РФ согласились с тем, что он был направлен на получение денежных средств не из имущества должника, а за счет муниципального бюджета.

По мнению судей, при наличии многомиллионной задолженности МУП «ВКХ» перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» последнее, имея право прекратить или ограничить поставку газа на объекты предприятия, под угрозой такого прекращения заключило договор уступки права требования долга с ОАО «КТВ». Хотя общество не могло не знать – реально получить долг за счет конкурсной массы должника-банкрота невозможно. Эти действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» были расценены как «злоупотребление правом».

Разумеется, суды приняли во внимание, что собственник имущества МУП «ВКХ» – администрация Волгограда – отозвал свое согласие на заключение договора уступки, приняв новое постановление. Кстати, тоже оспоренное ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» и признанное правомерным. Однако все суды единодушно оценили как недобросовестные действия сторон при совершении уступки.

Жаль, что нельзя подсчитать, в какую копеечку обошелся этот многомесячный судебный спор отнюдь не богатым МУП «ВКХ» и мэрии Волгограда. Успокаивает лишь то, что могло быть и хуже.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter