СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Волгоград – в пятерке самых «пивных» регионов

На каждого волгоградца в среднем приходится 38,9 литра пива в год. Такую статистику обнародовали агентство «ФедералПресс» и Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов, составившие рейтинг самых пьющих городов страны.

Анализируя потребления алкоголя, они опирались на данные о продаже алкоголя в миллионниках и крупнейших областных центрах на душу населения (включая маленьких детей). Волгоградцы вошли в пятерку самых «пивных» городов, заняв пятое место (38,9 литра в год). Первую строчку «пивного рейтинга» заняла Самара (89,8 литра), вторую – Краснодар (65,9 литра в год), третье – Екатеринбург (55,4 литра). Четвертая позиция осталась за Нижним Новгородом (44 литра). Помимо Волгограда в десятку вошли Ростов-на-Дону (34,8 литра), Челябинск (32,9 литра), Новосибирск и Омск (32,1 и 30,8 литра в год на душу населения). Как ни удивительно, но москвичи выпивают в год всего 18,1 литра пива в пересчете на душу населения.

А вот в рейтинге по употреблению иного алкоголя (кроме пива) Волгоград занял скромное 15-е место из 18 обследованных городов. При этом от лидера – Краснодара – город-герой отстает почти в два раза. Если в Краснодаре жители покупают 20,6 литра спиртных напитков (кроме пива) в год, то волгоградцы с их 11,4 литра в год выглядят почти трезвенниками. В тройке самых алкоголизированных городов оказались также Уфа (19,9 литра) и Владивосток, где жители потребляют 19,1 литра в год.

Авторы исследования посчитали и долю водки в общем количестве потребляемого спиртного. Самой высокой она оказалась у жителей Санкт-Петербурга – 84,8%, а самой низкой у пермяков – 51,8%. Покупая спиртное, волгоградцы выбирают сорокаградусную в 61,13% случаев.

Среднестатистический гражданин России приобретает бутылку спиртного раз в две недели. При этом на пьющего еженедельно приходится один человек, который вообще не употребляет спиртного.

Примечательно, что эксперты считают «пивной» рейтинг более объективным, нежели общеалкогольный.

«Нелегального производства пива в силу его технологических особенностей просто не существует, – пояснил советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов. – Между тем именно фальсификат является причиной огромной доли погрешности, которая свойственна общеалкогольному рейтингу. Что касается производства и потребления пива, то его легко отследить по данным крупных производителей. Одни давно поделили региональные рынки, выкупив местные пивзаводы и запустив их в работе после реконструкции. Причем объемы их работы таковы, что мелкие пивоварни составляют лишь 1–2% от их доли на рынке».

Поверить в эту версию заставляет хотя бы лидерство в пивном рейтинге Самары, которая традиционно считается центром производства этого напитка. При том что внешне Волгоград и впрямь кажется перенасыщен разного рода пивными, эксперты рынка согласны с тем, что доля этих продаж выглядит ничтожной на фоне выручки сетевых магазинов.

«По сути, пиво осталось единственным товаром, который позволяет мелкому бизнесу хоть как-то конкурировать сетями, которыми перенасыщен Волгоград, – утверждает председатель общественной организации «Совет безопасности малого бизнеса» Александр Назаров. – Для получения лицензии на торговлю крепким алкоголем нужно соблюсти целый ряд практически неподъемных для малого бизнеса условий. Сигареты теперь тоже вне закона для киосков и объектов нестационарной торговли. Торговля пивом, вернее организация точек общепита по продаже пива, – самый доступный для малого бизнеса способ открыть свое дело. Собственно, это мы и видим на улицах города, где вместо киосков со всякой всячиной появились распивочные».

При этом эксперт соглашается, что количество этих пивных вовсе не является свидетельством того, что этот бизнес процветает.

«Проблема в том, что мелкий бизнес даже не хочет пробовать конкурировать с сетями в других сегментах, – поясняет Александр Назаров. – Как показала практика, наше государство очень активно лоббирует именно сетевую торговлю, оставляя малому бизнесу подъедать жалкие крохи. С одной стороны, сети которые позиционируют себя как продавцов самых дешевых продуктов, неплохо на этом зарабатывают. Вспомните, в кризисном марте «Магнит» с гордостью отчитался о том, что нарастил прибыль на 40%. С другой, – репутацию «дешевых» они зарабатывают, сначала искусственно завышая цену, а потом объявляя на этот товар скидку. На этом фоне мне кажется несправедливым обвинять бизнес в том, что он пытается выжить за счет продажи пива. Здоровой конкуренции в Волгограде нет».

Сергей Хестанов напомнил, что на результаты рейтинга не могли не повлиять традиции, сформированные за много десятилетий.

«Статистика неумолима: из всех пивных напитков россияне выбирают самые традиционные светлые сорта промышленного производства, – отметил Сергей Хестанов. – Не буду называть марку, чтобы не делать рекламу, но волгоградцы по привычке ищут вкус еще «советского» пива. Поэтому то, что предлагают частные пивоварни, – продукция на любителя. В Краснодаре – картина совершенно иная. Даже несмотря на высокие позиции в рейтинге, говорить об алкоголизации населения я бы не стал в силу того, что люди там неплохо зарабатывают. Объемы потребления алкоголя всегда нужно соотносить с уровнем доходов населения. Если знаете, есть такая поговорка «Закуска градус крадет». Так вот, она справедлива в том плане, что качественный алкоголь, употребленный с хорошей закуской, наносит гораздо меньше вреда и не приводит к повальному пьянству среди населения. Есть немало стран, где статистика потребления это доказывает. Тревожиться нужно, если населению хватает денег только на дешевый алкоголь и не хватает на нормальную еду».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter