27 июня четверг
СЕЙЧАС +18°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать стало проще!

    Друзья, это случилось — мы убрали бесячие капчи, картинки, без которых нельзя было оставить комментарий. Теперь просто пишете свое мнение и сразу отправляете его! Давайте общаться!

    6 мая 2019

    Напишите журналисту

    Теперь можно посмотреть подробности об авторах материалов — подписи под статьями стали кликабельны.

    У каждого из наших авторов указана личная почта — пишите напрямую журналисту, которому доверяете! 

    10 апреля 2019

    В мобильную версию добавили кнопку с комментариями

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на V1.RU в мобильной версии стало удобнее. Внизу каждого материала появилась закрепленная синяя кнопка с комментариями. Чтобы добавить свой отзыв, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».

    Еще

Как оплатить покупку и картой, и наличными?

Поделиться

Алена подошла с покупками к кассе супермаркета и хотела расплатиться, однако наличных в кошельке оказалось недостаточно. Девушка предложила кассиру часть суммы по чеку оплатить наличными, а недостающую сумму – по карте. Однако кассир сказала, что так проводить оплату запрещено. Действительно ли есть официальный запрет, или кассир просто не знает, как провести оплату таким образом?

Управляющий консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова

: «Если кассир уже пробил все товары, то есть они оказались в одном чеке, то оплатить покупку частично наличными, а частично по карте не получится в связи со следующим.

Приходя в магазин и приобретая товары, мы заключаем с продавцом договор розничной купли-продажи. Доказательством заключения договора является кассовый чек, в котором указана сумма покупки. При этом в супермаркете мы получаем подробный чек, содержащий не только конечную сумму покупки, но и полный перечень приобретенных товаров, их количество и стоимость.

Когда мы рассчитываемся наличными, в договоре купли-продажи участвуют только два лица: продавец и покупатель. А вот когда мы используем платежную карту, возникает сложная система взаимоотношений с третьими лицами, которая внешне скрыта от глаз покупателя, и нам кажется, что нет никакой разницы, как оплачивать – наличными или путем безналичного расчета.

Между тем в системе расчетов с использованием платежных карт помимо продавца и покупателя появляется как минимум еще четыре лица.

Чтобы принять оплату по карте, магазин заключает договор с банком, который обеспечивает возможность приема наличных средств, и устанавливает у себя специальное оборудование (устройство приема карт). Этот банк называется банком-эквайером.

Покупатель, оплачивающий картой, дает поручение своему банку, который выпустил карту (банк-эмитент), на перевод денежных средств за покупку.

Банки взаимодействуют между собой через специальный операционный центр, который обеспечивает обмен электронными сообщениями между всеми участниками платежной системы. Магазин получает денежные средства по операциям с помощью платежных карт на свой расчетный счет в банке от банка-эквайера в соответствии с условиями заключенного между ними договора. И все это происходит в отношении одного договора розничной купли-продажи – одного чека. Именно поэтому невозможно совместить оплату по одному чеку в наличной и безналичной форме.

Но выход есть – просто разделите товары на две покупки и оплатите одну наличными, другую – с использованием пластиковой карты. Даже если все товары уже пробиты кассиром, попросите удалить часть так, чтобы хватило для оплаты одним способом».

Специалист по связям с общественностью компании «Евросеть» Катерина Чистякова

: «С юридической точки зрения, ничто не мешает кассиру разделить сумму на две части и провести часть оплаты с помощью безналичного расчета, а другую – с помощью наличных. Другой момент – это наличие технической возможности. То, сможет ли продавец пойти навстречу клиенту, зависит от способа осуществления управленческого учета в конкретной компании. Далеко не все программное обеспечение позволяет сделать в одном чеке два вида оплаты. Зачастую продавец может только отменить операцию целиком и провести все товары заново, разбив их формально на две покупки. Одну клиент оплатит наличными, а вторую – по карте, и получит в результате два разных чека. Конечно, если программное обеспечение позволяет, то кассир всегда пойдет навстречу и проведет оплату удобным для клиента способом».

Заместитель председателя регионального отделения общероссийской общественной организации «Финпотребсоюз» Вячеслав Курилин

: «Данная ситуация вероятнее всего связана с незнанием конкретного сотрудника с порядком проведения частичной оплаты в безналичным порядке.

В данном случае речь идет о публичном договоре, отношения по которому регламентированы ст. 426 ГК РФ: публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

При этом ст. 500 ГК РФ закреплена обязанность покупателя произвести расчет с продавцом. Согласно ст. 861 ГК РФ, расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Таким образом, законодатель предлагает альтернативу при расчетах и каких-либо ограничений по частичной оплате не предусмотрено. Как следствие, в данном случае имеет место нарушение прав потребителя.

Отстаивая свои права, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда, к сожалению, суды по такого рода категориям дел редко взыскивают компенсацию более 2000 рублей. Возможно, при взыскании сумм более серьезных таких нарушений бы не было».

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter