Эксперты Росстата отметили, что россияне стали тратить больше средств на покупку продуктов питания. Причем тратить больше мы стали по двум причинам: продуктовая корзина не только потяжелела, но и стала дороже.
«Если в 90-е годы потребление падало, то с 2000 года оно растет практически по всем показателям, кроме хлеба и картофеля, – отметил заместитель руководителя Росстата Константин Лайкам. – Причем, если по хлебу разница непринципиальная – за 13 лет объем потребления снизился всего на 11 кг на душу населения, то картофеля стали есть существенно меньше – почти в полтора раза. Зато потребление фруктов и ягод выросло вдвое, мяса – в полтора раза. Гораздо больше стали есть молочных продуктов, яиц, рыбы». По мнению волгоградских экспертов, в контексте столь длительного периода эти изменения выглядят вполне логично.
«Эти цифры не означают, что люди стали больше есть в принципе, но за последние 14 лет уровень доходов волгоградцев однозначно вырос, – поясняет генеральный директор управляющей компании Фонда ЗАО «ФБ «АВГУСТ» Карэн Туманянц. – Логично, что с ростом доходов улучшилось и качество жизни людей, структура продуктовой корзины. Люди стали покупать более качественную еду, а те, кто ценит свое время, – еду, требующую минимум затрат на приготовление, то есть полуфабрикаты. Однако в контексте более короткого периода статистика выглядит не столь обнадеживающей: в первом полугодии 2014 года в физическом выражении потребление продуктов резко сократилось. Проще говоря, в последние полгода люди стали экономить на продуктах».
Данные экспертов Ромир также подтверждают, что продуктовая корзина наших соотечественников качественно улучшилась. Так, в жизнь волгоградцев все прочнее входит европейская мода на экологические и свежие продукты. К примеру, число тех, кто не готов переплачивать за качественные продукты за два года сократилось более чем вдвое – с 29% до 13%. С другой стороны, местные реалии уж очень сильно отличаются от европейских. Только за последний месяц социальный набор продуктов в среднем по стране подорожал на 5%. Показатели Волгоградской области при этом оказались на уровне среднероссийских, хотя в соседней Ростовской области единственной из всех обследованных регионов отмечено трехпроцентное снижение цен.
Мониторинг цен на набор продуктов социальной значимости ведут Общественная палата РФ и агентство «Интеррейтинг». Эксперты включили в социальную корзину 13 видов товаров и борщевой набор (капуста, лук, морковка, свекла). В корзину вошли (по килограмму): сахар, свинина и говядина замороженные, курица, масло подсолнечное и сливочное, минтай, батон нарезной, картофель, молоко, яйца, сыр.
Еще более удручающей выглядит ситуация со стоимостью продуктов питания в сравнении с европейскими странами. Как показывают данные того же Росстата, продукты в России дорожают намного стремительнее, чем в развитых странах. Лидером подорожания за последние полгода стали овощи, второе место в рейтинге самых подорожавших за последние полгода продуктов заняли фрукты, наконец замкнули тройку лидеров подорожания мясо и мясные продукты. По оценкам экспертов, покупатели с невысокими доходами при выборе товара ориентируются преимущественно на его цену. И только люди с доходами выше средних при выборе продуктов могут позволить себе ориентироваться на совокупность факторов «цена-качество».
«В основной своей массе волгоградцы все же принимают решение о покупке, ориентируясь на цену, – уверен маркетолог Виталий Иванов. – Причины этого кроются как в невысоком уровне доходов, так и в том, что число людей так называемого «среднего класса» в регионе остается ниже среднего по старне уровня».
Эксперты РОМИР отметили, что в зависимости от уровня доходов покупателей различаются и применяемые ими стратегии экономии. Так, 36% покупателей с низкими доходами в целях экономии избегают походов по магазинам с другими членами семьи, примерно столько же людей стараются обходить стороной отдельные полки в магазинах и отделы, в которых их поджидают продуктовые соблазны. Около 38% покупателей с низкими доходами в целях экономии покупают продукты на рынке. Примерно 10% людей с высоким уровнем доходов оптимизирует затраты на продукты, совершая покупки в Интернете, а 17% планируют в целях экономии увеличить количество покупок по промоценам.
483 рубля в среднем тратил в июне 2014 года житель ЮФО за один поход в магазин. По сравнению с майскими показателями прирост составил 1,5%.