СЕЙЧАС +16°С
Все новости
Все новости

«Нужно беречь мат от литературы»: известный поэт Игорь Волгин — о цензуре, писательской коррупции и Достоевском

На «Днях Волгина» писатель пообщался с журналистами и студентами о жизни и творчестве

Пресс-конференция с писателем прошла в рамках «Дней Волгина»

Поделиться

«Игра в бисер», любовь к Достоевскому, встреча с Лилей Брик и откровения о союзах писателей — известный в Волгограде и всей России поэт Игорь Волгин поговорил о жизни и творчестве со студентами, писателями и журналистами. Пресс-конференцию с писателем организовал журнал «Отчий край» в рамках «Дней Волгина» — творческого визита поэта в наш регион.

На встречу со студентами журфака и писателями региона он пришёл в яркой лиловой толстовке Dolce & Gabbana, которая на официальном сайте бренда стоит 80 000 рублей. Студенты Волгу отметили, что она очень идёт 81-летнему достоевисту.

— Я многостаночник десятилетиями я занимаюсь Достоевским. У меня много книг о нём. Самая главная книга «Последние годы Достоевского» я написал первой. Она переведена на многие языки мира, выдержала много изданий. Правильно кто-то сказал… А это я сказал: «Жизнь любого писателя сценарна, это еще один роман его жизни. И в конце срабатывает тайная мысль всего сценария», — иронично шутит писатель. — Ещё я основал литературную студию «Луч», из которой вышли к Сергей Гандлевский, Саша Сопровский, Бахыт Кенжеев, Геннадий Красников, Елена Исаева, не безызвестный Дима Быков, десятки фамилий. Это самая старая студия в мире, она работает уже 54 года, не прерываясь ни на один день. Стихи пишу ещё и веду программу «Игра в бисер».

«Игра в бисер» на телеканале «Россия-Культура» занимает большую часть жизни автора. Он делится, что иногда за один день они могут записывать до четырёх программ самых различных от «Апокалипсиса» до «Чебурашки».

Игорь Волгин также принял участие в церемонии награждения премии журнала «Отчий край»

Игорь Волгин также принял участие в церемонии награждения премии журнала «Отчий край»

Поделиться

— Зрителям нравятся громкие дискуссии и споры, поэтому на программу подбираются люди с разным мнением, да, и нет текста, который бы имел у всех одинаковое отношение. Такого не бывает, — утверждает Игорь Волгин. — Я пытаюсь охватить всю литературу. Школьники и студенты хорошо знают 19 и серебряный, но огромный провал в советской и военной литературе, поэтому часто мы обсуждаем именно произведениях этих авторов.

Впервые в Волгограде писатель был 60 лет назад будучи студентом, плавая на туристическом пароходе Москва-Астрахань.

— С тех пор я объездил весь мир, а здесь не был. Хотя город легендарный, присутствует в сознании всегда, — отметил поэт. — Помню в молодости шутка ходила: «Спрашивают человека, за что у него медаль. Он отвечает, что за оборону Волгограда, а вручал сам товарищ Волгин». Волгоград — Волгоградом, но исторически и ментально, конечно, Сталинград.

Журналистов и писателей всегда мучил и мучает вопрос о цензуре. Поэтому студенты не могли не спросить о том, как российский писатель к ней относится.

— Цензура — это драма! Тем не менее крупные литературные произведения прошли цензуру. Я напрямую с ней не сталкивался. Но в стране подорожал коньяк, он стоил 4,12, а стал стоить 5 с чем-то, — вспоминает писатель. — У меня в стихе было: «растущем в цене коньяком скрепим нашу позднюю встречу». Мне сказали, что у нас в стране ничего не дорожает и пришлось заменить: «Армянским шальным коньяком скрепим нашу позднюю встречу», — вспоминает свою встречу с цензурой поэт. — Цензура должна быть нравственная. Автор должен сам определять меру. Одно время мат стал модным. Мат это сверхязык, одними и теми же словами можно выразить разные чувства от возмущения до любви. У Достоевского есть рассказ как пятеро матеровых разговаривают, употребляя только одно краткое и простое существительное легко произносимое. Будучи введенным в литературу, мат становится пошлым. Маяковский не такой уж и нежный поэт, он всего два раза употребил мат. Нужно не литературу от мата беречь, а мат от литературы, потому что он не выполняет своей культурной функции тогда. Что касается политики и идеологии не должно быть никакой цензуры. Все эти вещи нужно обсуждать публично.

Писатель вспомнил на встрече истории из Переделкино — с кем встречался, про кого какие байки ходят и как там жили писатели.

На встречу пришли журналисты, студенты и местные писатели

На встречу пришли журналисты, студенты и местные писатели

Поделиться

— Я не дружил с Лилей Брик, но однажды я её увидел. Привёз в Переделкино своих студийцев, ещё не было музея Чайковского, Пастернака. Мы гуляли и я увидел — идёт такая женщина пожилая со своим мужем Катаняном. Я вспомнил строчки Маяковского: «Тебя поют накрашенную рыжею». Как была 50 лет назад, так и осталась, — рассказывает Игорь Волгин. — Переделкино — легендарное место. Одно время Пастернак был в соре с Катаевым. Был вечер темно. «Здравствуйте», — Валентин Катаев. «Здравствуйте, а кто это?» — Борис Пастернак. Друг, который прогуливался с Пастернаком, ответил, что Катаев. Пастернак обернулся: «Я беру своё «здравствуйте» обратно». Вот такие высокие отношения.

Всех волновало, как стать писателем, какие советы может дать автор с таким многогодовым опытом. Но поэт ответил скромно, без каких-либо новшеств.

— Я знаю много сломленных судеб, когда поэт уверял себя, что он хорошо пишет, но писал неплохо. Поэтому всё-таки нужно иметь ещё какую-то специальность. Быть только поэтом опасно для творчества, — предостерегает юных писателей Игорь Волгин. — Писатель — это состояние души, вопрос на сколько это профессионально. Главное для читателя и поэта иметь слух, слышать мнения и образы. Нужно ощущать чей язык использует автор. В поэме «Двенадцать» Блока, например, есть голос народа и улиц, а не самого автора и это нужно слышать. Совет для начинающих писателей лишь один: «Как можно больше читать». Как в анекдоте: «Чукча сдаёт экзамен в совет писателей, у него спрашивают, читал ли он что-то. На что чукча ответил, что он писатель, а не читатель». Писать и работать над текстом. Нет такого текста, который нельзя не улучшить, кроме классиков. Пушкина не улучшишь.

В союз советских писателей было очень сложно поступить, но Игорь Волгин сумел это сделать и всего с одной опубликованной книгой стал самым молодым советским писателем.

— Не нужно огорчаться, если вас не примут в союз писателей. Ведь это не союз хороших писателей, а всего лишь советских или российских. Высоцкого не приняли в союз! Сейчас огромные составы союзов, их как минимум четыре. Я бы половину вычистил, если не больше. У меня в Переделкино соседка мне письма пишет из союза писателей, читать невозможно, неграмотно! Писательский уровень понизился. В некоторых союзах решает вопрос членства денежный вопрос.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter