V1
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Волгограде

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

757мм 37%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Культура интервью «Сейчас выбрали снимание трусов»: Сергей Бугаев-Африка нашёл Волгоград имперским и космическим

«Сейчас выбрали снимание трусов»: Сергей Бугаев-Африка нашёл Волгоград имперским и космическим

Сергей Бугаев о молодёжи, «Ассе», культуре и выставке в Волгограде в эксклюзивном интервью V1.RU

«Находясь в Волгограде, мы понимаем, что возможно это была не последняя Сталинградская битва»

В Волгоград с выставкой ленинградских художников-авангардистов приехал культовый музыкант, актёр и художник Сергей Бугаев-Африка. Для многих он является живым символом эпохи перемен в культуре 80-х, а большинству известен по роли Бананана в не менее культовом фильме «Асса».

Представления образа легендарного рок-н-ролльщика, друга Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова не сбылись. Зрелого мужчину в очках, с глубокими рассуждениями о культуре, искусстве и музыке язык не поворачивается назвать «Африка».

«Ничего страшного, что я назвал ваш город Сталинградом?»

— В Волгограде я впервые в своей жизни. Мои друзья уже делали в музее Ильи Машкова выставку, наработались связи, и недавно ко мне обратились с просьбой предоставить работы для выставления их в Волгограде, — рассказал корреспонденту V1.RU Сергей Бугаев. — Я согласился, но с условием, что сам побываю в вашем городе. Я никогда здесь не был, и мне было интересно с познавательной стороны съездить посмотреть город, а с другой, помочь развитию инфраструктуры культуры и искусства.

Говоря о Волгограде, Сергей Бугаев сразу же извинился.

— Простите, ничего страшного, что я назвал ваш город Сталинградом? Никого не обидел? Просто в моём сознании он носит это имя, говорит Сергей Бугаев. — Я тоже очень люблю называть Санкт-Петербург Ленинградом, и у меня возникает прямая аналогия, связанная с ключевыми событиями Второй мировой войны и демонстрацией нечеловеческого героизма в Сталинграде и Ленинграде. Пусть они разные, но сравнивать можно.

«Волгоград встретил нас космически, с лёгким снежком»

В Волгограде «Африка» отметил для себя черты имперского стиля.

— Первые впечатления о Волгограде — масштабность, геометрия имперского свойства. Мы гуляли с товарищем одни по пустынному ночному проспекту имени Ленина, — делится впечатлениями Сергей Бугаев. — Кругом космические объекты, которые находятся на взлётной полосе. Волгоград встретил нас космически, с лёгким снежком.

В мире искусства Волгоград художнику не известен.

— К сожалению, в мире искусства Волгоград ничем не славен. Поэтому я и приехал сюда с точки зрения, что город, насчитывающий миллион жителей, должен быть наделён более полноценной инфраструктурой искусства, чтобы у людей постоянно было много выбора. Но в этом плане у нас в стране есть перегибы.

Волгоград ассоциируется у Сергея Бугаева лишь с одной стороны.

— Может быть я не самый правильный человек, но для понимания некоторых исторических событий я люблю привлечь метафизический аспект. В Волгограде — на этой особой территории, помимо внешних сил всё крутится вокруг войны, когда могла измениться не только история нашей страны, но и всего человечества. Объяснить это фактическим расположением войск, дивизий, состоянием армий невозможно. Здесь присутствуют какие-то метафизические свойства, которые в определённое время проявились в каждом отдельном человеке и во всех вместе, природе.

Спекуляции на тему Великой Отечественной войны неприятны «Африке».

— Сам космос не хотел, чтобы фашисты победили, и те, кто им сопротивлялся, были наделены особой энергией и силой. Эти обстоятельства меня всегда беспокоят. Я болезненно воспринимаю всякий вброс в информационную среду, когда некоторые люди рассуждают, а чтобы было, если бы ленинградцы или сталинградцы отдали города. Это просто незнание и непонимание того, что происходит. Поэтому ассоциация о Волгограде у меня одна, и она на всю жизнь.

«Сейчас выбрали снимание трусов, нижнего белья и ругание матом»

— Привезённая выставка о Ленинграде 80-х годов прошлого века. Тогда произошёл уникальный для мировой культуры союз всех, кто увлекался каким-либо творчеством: художников, музыкантов. На этом фоне многие начали заниматься искусством.

Творить основателям русского рока и самобытным художникам-авангардистам было нелегко.

— Было очень большое противодействие со стороны внешней среды и конкретно государства. Наши увлечения, как и музыка, были неофициальны. Тогда был только один язык культуры: партия, Ленин, коммунизм. Он более менее интересен, но к тому времени многим уже надоел. Просто так получилось. Людям не хватало песен, которые пел Иосиф Давыдович Кобзон.

«Культуру рассматривают как бесплатное приложение к военно-техническому прогрессу»

В то время появились ставшие культовыми музыканты и художники: Виктор Цой, Сергей Курёхин, Борис Гребенщиков и многие другие.

— Появились ребята, которые проявились и реализовались. Тогда никто никого не принимал в белых перчатках, как любимых деток, но всё было напряжённо. Близко к опасности, хотя никто никого не расстреливал и в ГУЛАГ не отправлял. Между всеми был внутренний договор, что друг друга никто не предаёт, как в разведке. Это был очень важный элемент. Но не знаю, насколько сейчас есть такой элемент у молодёжи, с осознанием ради чего это делается.

Талантливая молодёжь стремилась к самовыражению в любых формах и проявлениях.

— За всем этим была тяга к свободе самовыражения. Вроде бы простая вещь, но сейчас выбрали снимание трусов, нижнего белья и ругание матом, — говорит Сергей Бугаев. — Тогда выбрали более интересную форму поведения. Желание овладевать новыми территориями, мышлением, свободой приводило к тому, что люди больше работали. Сейчас многие говорят, что нет свободы, но не осознают, что завоевание её уже произошло. Её надо развивать и не останавливаться.

К тенденциям в современной молодёжной культуре Сергей Бугаев относится неоднозначно.

«Картины создавали на всём и всем, что попадало под руку»

— Молодёжи талантливой очень много. Желательно, чтобы саморефлексия молодёжи проявлялась не как рэп и хип-хоп, запитанный западно-негритянскими образцами. Хотя по форме поэтического творчества это оригинально, — считает «Африка». — В России трансформация русского языка в этих направлениях похожа больше на Маяковского. В рамках России уже производились такие поэтические построения, которые нашли своё проявление, но на нём уже была бирка «Сделано на Западе». Это недоработки нашей культурной среды.

Молодёжная культура сильно изменилась.

— Сейчас можно заниматься чем хочется. Но многие выбирают достаточно специфические аспекты свободы, и можно за неё побеспокоиться. Если посмотреть на того же Виктора Цоя, то человек был очень скромный, задумчивый, — поделился Сергей Бугаев. — Какие-то глупости он не говорил и не делал что-то вызывающее с половыми органами без конца, как сейчас. А современные ребята находят в этом для себя основной элемент развития. Но это очень поверхностно и мало интересно. Хотя имеет какую-то популярность. В результате, я боюсь, это приведёт к острым фазам регресса, и нам нужно будет открывать дополнительные психиатрические больницы и лечить нашу молодёжь.

Художник объясняет происходящее вполне логичными процессами.

На уровне Государственной думы РФ звучит, что Виктор Цой и Сергей Курёхин — это проекты Запада на пути подготовки «оранжевой» революции

— Есть глобальные тенденции. Искусство и культура стали более коммерциализированными, — считает «Африка». — Поэтому различные сегменты искусства и культуры функционируют по-разному. Эволюционирует и система целиком. Например, рок-музыка практически полностью прекратила своё более менее успешное существование на фоне каких-то мальчиков, извлекающих звуки из маленьких загадочных коробочек. Но эти звуки более мощные. Это естественный процесс. Хочется надеяться, что молодёжь поймёт, что территория свободы, где она сейчас находится, — это завоевание. И если за ним плохо ухаживать, она может исчезнуть.

«Выставки заканчивались разграблением работ...»


Сергей Бугаев приехал с выставкой работ друзей своей юности и с гордостью рассказывает о тех временах.

— Наша группа называлась «Новые художники». Тимур Новиков — наиболее важный человек для искусства России конца 20 века. И он был наиболее системный человек, создававший крупногабаритные исторические прецеденты абсолютно на пустом месте. Он и создал нашу группу. В неё входили не только художники, но и музыканты.

Мы пытались достичь некоторого забегания вперёд, чтобы побудить общество производить новое

Сергей Бугаев родился и вырос в Новороссийске, но переехал в культурную столицу.

— Например, одна из картин на выставке создана Андреем Крисановым — бас-гитаристом группы «Кино» и моим одноклассником. Мы переехали из Новороссийска в Ленинград. Андрей быстро освоил бас-гитару. На выставке представлены работы и Ивана Сотникова — художника-примитивиста, авангардиста и вообще человека широкого профиля деятельности. Он занимался и эпатажными формами поведения — разрисовыванием лиц.

Критиков своего творчества художники искали среди своих.

— Владислав Гуцевич писал критику о «Кино», нас, «Поп-механике». Часто на концертах «Поп-механики» устраивались выставки, заканчивающиеся разграблением работ. Чему мы сильно радовались. Это было счастье видеть, что половины картин нет — вот она оценка творчества! Сейчас такое представить сложно. Мы прыгали и радовались — искусство популярно и нравится людям.

Многие картины создавались на всём, что попадалось под руку.

Выставка продлится до 4 марта

— Люди были лишены возможности даже покупать художественные краски. Многие картины писались строительными красками на чём попало: занавесках в ванной, клеёнках, дверях и любых других поверхностях, — вспоминает Сергей «Африка» Бугаев. — Желание работать было огромным. Это был формальный скачок в искусстве, но он был очень важен. Застоя не было, но были ограничения и запреты по формам творчества. Абстрактное искусство не приветствовалось.

Ко всему процессу 20-летние ленинградские парни относились как к опасной игре и вызову сложившимся стереотипам.

— Многие сейчас считают, и это звучит на уровне Государственной думы РФ, что Виктор Цой, Сергей Курёхин — это проекты Запада на пути подготовки «оранжевой» революции своего времени. Моя задача — донести, что это была борьба за свободу и она привела к тому, что граждане нашей страны обладают всеми свободами, характерными для населения так называемых демократических государств: выбора, воли, вероисповедания и перемещения. Последнего фактически никогда не было в нашей стране. Мы пытались достичь некоторого забегания вперёд, чтобы побудить общество производить новое.

Революционная «Асса»

— Нам было весело, но все понимали, что можно было в тюрьмы попасть. Это касалось и песен. С фильмом «Асса» было очень много боязней. Название фильму предложил дать я.

«В высших эшелонах власти есть представление, что Мариинский театр, Эрмитаж — это культура. А остальные — немного не то...»

О планах снять необычный для своего времени фильм с рок-тусовкой поделился Борис Гребенщиков.

— Когда у картины появился режиссёр Сергей Соловьёв, у нас компания работала очень мощно. Были концерты, выставки. Но хотелось какого-то развития, — вспоминает Сергей Бугаев. — Борис Гребенщиков приехал из Москвы и рассказал, что познакомился с режиссёром, который собирается снимать фильм про музыку и искусство. Потом в Ленинград приехал Сергей Соловьёв и предложил мне сняться в картине.

Режиссёра окунули в ленинградскую стихию того времени.

— Я поделился с ним тем, что у нас было очень интересным. В этот день был концерт группы «Кино» в ДК «Красный Октябрь», — говорит «Африка». — Мы сходили, там он увидел выставки и предложил интегрировать всё это в фильм. Мы тогда были своеобразные загадочные подпольщики. У режиссёра были свои взгляды на разные темы. Сейчас пытаются смотреть «Ассу» сквозь призму понимания событий, происходивших в рок-тусовке. Но это очень посредственно и аморфно, хотя многие рокеры действительно играли в ресторанах и таким образом зарабатывали на жизнь.

Сценарий пришлось менять.

— Мы с ребятами почитали сценарий и стали его обсуждать. Нам казалось, что он так себе. Многие песни были уже заложены в сюжет, которые нам не очень нравились. Нам было обидно, — поделился Сергей Бугаев. — Сергею Соловьёву дали послушать другие, просветили, что есть более крутые рок-композиции. Тогда группа «Кино» уже приобрела свой стиль. Сергей Курёхин очень эмоционально общался с Сергеем Соловьёвым, хотя в фильме непосредственно не участвовал. Композитором был Борис Гребенщиков, и между ним и Курёхиным наступали какие-то тяжёлые времена в общении.

Главную песню в фильме Сергей Африка считает попсовой.

— Сам Сергей Соловьёв был приятным и открытым человеком, почему и удалось поменять название фильма и песни. Первоначальный вариант «Здравствуй, мальчик Бананан» — это несерьёзно, — говорит художник. — Сама песня появилась с территории неофициальной музыки, но к рок-культуре она имела опосредованное отношение. Скорее это более популярная танцевальная песня.

Группа «Кино» отправилась на съёмки вместе со всей съёмочной группой.

— Режиссёру поставили условие, что на съёмки на три месяца в Ялту поедет и группа «Кино». Им также подыскивалась роль, тогда ещё непонятно какая. Он согласился. Это было приятно и более менее революционно.

Создание «Ассы» Сергей Бугаев считает необычным.

— В тех условиях нельзя было встретиться на съёмочной площадке и решить, что снимать. В том числе по диалогам. В советское время создание кино было очень строгим процессом. Представить, что можно было получить деньги на фильм с одним названием, а на выходе получить совсем другое кино, с другими песнями, диалогами — было невообразимо. «Асса» в этом плане была культурной революцией.

Существует несколько версий выбора названия картины.

— Когда весь процесс заварился, стали подбираться к названию фильма. Обычно Сергей Соловьёв красочно рассказывает историю, будто я ворвался в его гостиничный номер в три часа ночи, разбудил и сказал, что если он хочет успеха и удачи фильму, то нужно назвать загадочным словом «Асса».

«Мы опять превратились в то, чем мы были во времена декларируемого коммунизма»

Название появилось немного по-другому.

— Это слово на самом деле было хорошо знакомо в нашей среде, оно активно распространялось и было оговоркой некого состояния. Как на Кавказе, когда выкидывают руки вверх и начинают загадочные танцы. В начале фильма изложена теория о значении этого слова.

У исполнителя роли Бананана отношение к кинофильму со временем меняется.

— Этот фильм я смотрел сотни раз. И каждые десять лет он вызывает разные ассоциации. Там на каждом квадратном метре мои друзья и любимые люди. Многих из которых, к сожалению, уже нет в живых. Раньше «Асса» была для меня предметом радости, осмысления, а сейчас это скорее предмет памяти.

В создании киноленты принимали участие художники и музыканты.

— Мы старались вытянуть всё, что было возможно в фильме. Это удалось благодаря текстам Владислава Гуцевича, вставленных в диалоги героев, Виктору Цою. Без этого было бы грустно. За многие вещи мы испытывали гордость. Тогда не было выставочных залов, но внутри фильма много микроскопических вкраплений, например портрет Ника Кейва. Многие подходят и говорят, что открыли для себя его творчество, посмотрев «Ассу».

«Возможно, это не последняя Сталинградская битва...»

— Сейчас я не являюсь доверенным лицом президента, — говорит Сергей Бугаев. — Мои политические убеждения: да здравствует великий русский народ со всеми его странностями и скромными формами поведения. Сейчас у нас идёт интеграция с Западом. Но происходит нагнетание. Находясь в Волгограде, мы понимаем, что, возможно, это была не последняя Сталинградская битва.

Таким поворотом событий Сергей Бугаев огорчён.

«Мавзолей — символ тепла, вокруг которого всё крутится и сейчас»

— Мы надеялись, что язык культуры будет дополнять и гармонизировать взаимоотношения народов, но этого, к сожалению, не произошло. Мы опять превратились в то, чем мы были во времена декларируемого коммунизма.

По мнению художника, культура и искусство могут помочь выйти из нынешних трудностей.

— Всё по-настоящему пугает в мире. Со всеми войнами, непредсказуемостью. А роль искусства и культуры — пробудить производство нового, — считает Сергей Бугаев. — Группа молодёжи, например, объединяется и начинает производить то, чего до них не существовало. Назовём это невидимыми ракетными комплексами. Причём это звучит несколько игриво, но это «оружие массового обольщения».

В российской культуре «Африка» видит много проблем.

— Если от Москвы и Санкт-Петербурга отрезать небольшую часть пирога культуры и перераспределить с другими городами — это будет честно. Очень много событий проходят в этих городах при не самом большом скоплении населения, несмотря на усилия организаторов, — отметил Сергей Бугаев. — У нас очень большие недоработки и проблемы в сфере культуры. Потому что не всё до конца просчитано и осознаётся.

Часто бывает, что людей на выставках нет. В бюрократической среде понимание утрачивается и культуру рассматривают как бесплатное приложение к военно-техническому прогрессу. Боюсь, как бы нам не пришлось снова что-нибудь отстаивать. А в высших эшелонах власти есть представление, что есть Мариинский театр, Эрмитаж — это культура. А остальные — немного не то.

Выставка «Романтики-XXI» современных авторов, работающих с футуристическим нарративом, и членов группы «Новые Художники», центрального объединения Ленинградского художественного авангарда 1980-х продлится в Волгограде до 4 марта. Картины можно увидеть в выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств по адресу Чуйкова, 37.

А сегодня в 16:00 Сергей Бугаев-Африка встретится с волгоградцами в выставочном зале, где расскажет про картины и покажет со своими комментариями фильм «Асса».

Алексей Серебряков
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем