19 мая воскресенье
СЕЙЧАС +24°С
  • 14 мая 2019

    Комментарий виден сразу. Предмодерация отменена!

    То, что так долго просили наши читатели, наконец стало реальностью. Ваши комментарии под статьями теперь появляются сразу, а не ждут проверки у модераторов. 

    Только, пожалуйста, соблюдайте приличия, обсуждая новости Волгограда. Они не всегда приятны, но воспитанность и культуру пока никто не отменял. 

    6 мая 2019

    Напишите журналисту

    Теперь можно посмотреть подробности об авторах материалов — подписи под статьями стали кликабельны.

    У каждого из наших авторов указана личная почта — пишите напрямую журналисту, которому доверяете! 

    10 апреля 2019

    В мобильную версию добавили кнопку с комментариями

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на V1.RU в мобильной версии стало удобнее. Внизу каждого материала появилась закрепленная синяя кнопка с комментариями. Чтобы добавить свой отзыв, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».

    Еще

«Как отрезанные головы царей на блюдах»: Пётр Чаплыгин показал волгоградцам своих «Властителей»

Скульптурные портреты царей и императоров России художник и скульптор Пётр Чаплыгин создавал 13 лет

Поделиться

Российские царицы и императоры встречают гостей выставки роскошными скульптурными формами

Фото: Мария Часовитина

Необычная выставка «Властители», объединившая знаменитые портреты российских царей и императоров с бюстами и рельефам, известного волгоградского скульптора Петра Чаплыгина открылась в музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова. Выставленную на всеобщее обозрение коллекцию мастер создавал больше 13 лет. 

Пётр Чаплыгин с пылом рассказывает искусствоведам, что нашел для новой работы отличную трехметровую трубу и сделает из нее шедевр

Фото: Мария Часовитина

На открытие выставки в небольшом зале музея ИЗО собрались десятки горожан. Смотрители хватаются за сердце и беспокоятся за сохранность чаплыгинских царей — бюсты стоят на тонких колоннах, и любители селфи то и дело пытаются уронить какой-нибудь из экспонатов. Среди посетителей стоит окруженный гостями и принимающий поздравления Петр Чаплыгин.

Не каждый посетитель смог без подсказки угадать, кто эта императрица

Фото: Мария Часовитина

— Ваши скульптуры достойны выставляться в лучших музея, Петр Иванович, — восклицают пришедшие на открытие волгоградцы.

— К сожалению, столичные музеи мне со смехом отвечают, что такого у них и без меня хватает, — отвечает мастер. 

По словам Петра Чаплыгина, столичные музеи пока не выстроились в очередь за его работами

Фото: Мария Часовитина

Молодые студенты перешептываются, пытаясь понять, как отливались бюсты, и расспрашивают мастера о работе над императорами. 

— Это же настоящая классическая керамика, все в печи сделано. У меня даже печи сохранились в мастерской — рассказывает Пётр Чаплыгин, — Если интересно — приходите. Я все вам расскажу и покажу. 

Павел Первый вышел в скульптуре Чаплыгина как на парадном портрете современников

Фото: Мария Часовитина

Кстати, корреспонденты V1.ru уже побывали в мастерской Петра Чаплыгина, расположившейся в подвале дома № 13 по улице Мира в самом центре Волгограда. Посмотреть, как она выглядит можно в большом фоторепортаже на нашем сайте. 

Династия Романовых показана на выставке в самых разных формах и стилях

Фото: Мария Часовитина

В Волгограде Петра Чаплыгина искусствоведы называют художником универсального дарования. Десятилетиями он создавал работы, выполненные в самых разных видах художественного творчества. Среди них и фонтан «Красные птицы» у ГДЮЦа на Краснознаменской, и горельефы на фасаде ДК имени 40 лет Октября в Краснооктябрьском районе, и скульптура обнаженной женщины, встречавшая покупателей на входе в магазин «Современик» и огромное декоративное панной в Доме культуры алюминиевого завода в Тракторозаводском районе. Но последние 13 лет особое место в творчестве скульптора заняла именно серия портретов российских императоров. 

Впрочем, часть посетителей, не выдержав испытания искусством, предпочли классике гаджеты

Фото: Мария Часовитина

— В экспозицию вошло девять скульптурных бюстов и десять рельефов, посвященных девяти российским императорам — от Петра Первого до Николая Второго, — рассказали в музее ИЗО, — Это лишь часть обширной серии, в которой с невероятной свободой и артистизмом мастер синтезирует художественные материалы, стилистические приемы, приближаясь к темам избранности, судьбы и своеволия, противоборства человеческого и государственного в одной судьбе.

Императоры, от Петра Первого до Николая Второго, выстроились в зале музея на Порт-Саида

Фото: Мария Часовитина

— Выставка эта в принципе не нова, она уже экспонировалась в музее-заповеднике «Старая Сарепта», но вместе с произведениями живописи волгоградские зрители увидят её впервые, — говорит дочь Петра Чаплыгина, Виктория. 

Фото: Мария Часовитина

Словно уравновешивая керамику и гальванопластику работ Петра Чаплыгина в экспозицию выставки вошли три гравюры и три живописных полотна из фондов музея. Одна из картин, ставшая фоном бюсту Екатерины Великой, которой кстати, в этом году исполняется 290 лет со дня рождения — знаменитый портрет кисти Алексея Антропова. 

Знаменитый коронационный портрет кисти Антропова сочетается с чаплыгинским бюстом Екатерины Великой

Фото: Мария Часовитина

— С портрета Екатерины Второй, созданного Алексеем Антроповым в 1766 году, фактически, начинается коллекция русской живописи нашего музея, — рассказали в музее ИЗО, — Этот коронационный прижизненный портрет был передан нам в 1960 году из Государственного исторического музея. Он стал повторением с его же работы, созданной в 1762 году в Москве для коронационных торжеств, и находящиеся сейчас в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Потрет Петра Первого годами смотрит на школьников с обложек учебника истории

Фото: Мария Часовитина

Оттеняет керамический бюст Петра Первого и его классический портрет. Тот самый, что все российские школьники годами видят на обложках учебника по истории. А на стене напротив висят в ряд портреты императоров из династии Романовых, выложенные керамикой на больших декоративных блюдах. 

Керамические императоры как живые выходят на зрителя с декоративных тарелок

Фото: Мария Часовитина

— Чем больше смотришь на выставку работ, тем больше поражаешься замыслу художника. С одной стороны это классические скульптурные портреты, с другой стороны — шамот и гальванопластика дают нам ощущение простоты, какого-то утрированного народного лубка, — говорят гости выставки — А стоит чуть включиться воображению — словно отрезанные головы царей выложили нам на блюдах большого пира истории государства Российского. 

Головы царей словно выложены на блюдах большого пира истории

Фото: Мария Часовитина