16 декабря понедельник
СЕЙЧАС +1°С

«ТЭФИ»: мэтры российской и международной тележурналистики рассказали, как не сойти с ума на работе

В Волгограде начался образовательный этап телевизионного конкурса «ТЭФИ — Регион»

Поделиться

Главный символ и награда ТЭФИ — бронзовый «Орфей» Эрнста Неизвестного

Главный символ и награда ТЭФИ — бронзовый «Орфей» Эрнста Неизвестного

Уже завтра, 18 ноября, в Волгограде в Новом Экспериментальном Театре пройдет торжественная церемония награждения победителей Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» 2019. У здания театра с самого утра кипит работа — готовится красная дорожка. Престижная региональная премия пройдет в нашем городе впервые. К участию допущены 453 работы от 126 телекомпаний из 70 населенных пунктов страны. Победителей определят по 20 номинациям, объединенных двумя блоками: «Информационное телевещание» и «Просветительское и развлекательное телевещание».


А накануне торжественной части в конференц-зале гостиницы «Hampton by Hilton Волгоград» началась образовательная программа конкурса. «Как делать документальное кино» и «Можно ли работать журналистом и не сойти с ума» — именно эти темы 17 ноября обсудили мэтры федеральной и международной тележурналистики Владимир Чернышев и Артем Лисс. В числе слушателей были практикующие журналисты, а также студенты местных вузов. Тех, кому только предстоит попробовать себя в профессии, было, к слову, большинство. 

Образовательная часть «ТЭФИ» прошла в одной из гостиниц Волгограда

Образовательная часть «ТЭФИ» прошла в одной из гостиниц Волгограда

Как делать интересную документалку в «век айфона»

О том, как быть интересным документалистом, рассказал знаменитый журналист Владимир Чернышев

О том, как быть интересным документалистом, рассказал знаменитый журналист Владимир Чернышев


Первый мастер класс по документальному кино провел руководитель дирекции НТВ и ведущий программы «Сегодня» Владимир Чернышев. Мэтр тележурналистики приехал в Волгоград не только в качестве лектора, но и как член жюри конкурса «ТЭФИ — Регион».


— Я думаю, что здесь немало профессионалов, — с этой фразы начал свое выступление Чернышев. — Я сам давно занимаюсь не только журналистикой, но и документалистикой. Много докфильмов отснято. Всех, это как детей в многодетной семье, и не припомнить. 

Именно тему как делать интересное документальное кино и постарался раскрыть московский журналист.

— Мы живем с повернутой назад головой, — с улыбкой продолжил свой рассказ Владимир Чернышев. — Делали документальный фильм про Сталина. Нам потом в редакцию звонили и некоторым людям даже казалось, что это не исторический фильм, а реальность. Казалось, что сейчас избирательная кампания Сталина. Кто-то боялся, кто-то радовался. Но, к сожалению, мы смотрим на прошлое чаще, чем в будущее, и проецируем его на настоящее.

Также Владимир Чернышев отметил, что современное поколение практически не воспринимает документальные кадры и хронику.

— Мы живем в «век айфонов», и для молодежи, не всей, но для некоторых, хроника воспринимается как картинка с плохим качеством. Однажды при создании одного из фильмов мне позвонил молодой монтажер и сказал: «Я уберу там в начале кадры не очень качественные, это брак». А этим «браком» была уникальная, нигде не издаваемая хроника. В современном мире надо подстраиваться под зрителя. Но даже хронику можно подать интересно.

— Вас и там, и здесь показывают, — пошутил кто-то из собравшихся во время выступления Чернышева

— Вас и там, и здесь показывают, — пошутил кто-то из собравшихся во время выступления Чернышева

После лекции собравшиеся задали свои вопросы Чернышеву. Журналист Дмитрий Пархоменко из Самары поинтересовался, можно ли в документалистике репортеру оценивать события.


— Не стоит усердствовать в этом, — ответил Чернышев. — Да, мы в отличии от журналистов того времени знаем, чем все закончилось, но все же. В интернете есть фильм про Колыму. Вот в нем, как мне кажется, с самого начала показана авторская позиция.

«Мы репетируем даже смерть королевы»

Даже после выступления волгоградские журналисты долго не отпускали Артема Лисса

Даже после выступления волгоградские журналисты долго не отпускали Артема Лисса

Сразу же после Владимира Чернышева со своей интерактивной лекцией выступил Артем Лисс — экс-глава европейского департамента всемирной службы «Би-Би-Си». Журналист, не раз бывавший в международных командировках, рассказал, как только начинал свою карьеру, с чем ему пришлось столкнуться в ходе работы и как «не сойти с ума в профессии».


— Тогда я еще работал во «Взгляде», — раскованно прогуливаясь перед аудиторией, начал рассказ Лисс. — Была командировка на Чукотку. Три недели мы не могли улететь в Москву. Мне с оператором даже приходилось спать на полу аэропорта.

Но больше всего тогда еще не опытного журналиста Лисса поразили не трудности поездки. А, как он признался, реакция руководств на его работу.

— Раньше телекомпания «ВИД», где и делали «Взгляд», находилась в этом здании, — Артем Лисс показывает слайд, на котором верхние этажи дома выделены красным. — Именно с этих этажей редактор, посмотрев, что я отснял в командировке, и выкинул кассету с материалом. Просто взял и швырнул в окно, на улицу. И знаете, что я сделал? Я ушел.

Из одного из «выделенных красным» окон и была выкинута одна из первых работ Артема Лисса

Из одного из «выделенных красным» окон и была выкинута одна из первых работ Артема Лисса


Когда Лисса спросили, имея тогда сегодняшний опыт, ушел бы он с редакции снова, журналист немного задумался и ответил.

— Я бы в первую очередь задал множество вопросов. Выяснил, почему редактор так сделал. И что я неправильно снял в командировке.

Экс-глава европейского департамента всемирной службы «Би-Би-Си» рассказал собравшимся и о закулисье своей бывшей работы. Факты, судя по удивленным вздохам в зале, поразили многих.

— Вы знаете, что в работе ко всему нужно готовиться, должен быть план, — начал издалека Лисс. — На «Би-Би-Си» мы каждые 4 или 6 месяцев репетируем то, что неизбежно — смерть королевы Великобритании. Есть специальная студия, где каждый знает, что и как делать. Однажды даже был случай, когда молодая сотрудница увидела «баннер о кончине королевы», сфотографировала и выложила в «Твиттер». Конечно, был скандал.

Лекцию Артема Лисса сопровождали видео и фото, иллюстрировавшие рассказ журналиста

Лекцию Артема Лисса сопровождали видео и фото, иллюстрировавшие рассказ журналиста

Отдельное внимание в своей речи Артем Лисс уделил журналисткой этике и профессиональной репутации.


— Важно помнить, что у журналиста не может быть личных страниц в соцсетях. Журналист всегда представляет свое издание. Нужно понимать, что любой пост или твит может негативно сыграть как на редакцию, так и на человека. Об этом редакторам надо говорить своим подчиненным заранее, еще на берегу.

Еще раз увидеть и, если повезет, пообщаться с Артемом Лиссом и его столичным коллегой Владимиром Чернышевым приглашенные гости регионального «ТЭФИ» смогут на торжественной церемонии награждения победителей всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» 2019. Прямую трансляцию из Нового Экспериментального Театра Волгограда можно будет прочитать на страницах V1.RU уже завтра вечером.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Одрощл
17 ноя 2019 в 23:35

Где у нас тележурналистика, зомботв на соловьином помете , которое уважающие себя не смотрят уже давно!

Центровые старухи
18 ноя 2019 в 00:26

Когда смотришь местное волгоградское телевидение, то невозможно отделаться от ощущения - 1930-е годы, художественная самодеятельность в народном доме артели "Золотой хомут". Что наряды, что манеры, что темы - абсолютное сельпо. "А не замахнуться ли нам на "ТЭФИ", понимаешь, всероссийскую нашу премию?".

Гость
2 дек 2019 в 23:32

Областное телевидение смотреть не хочется. Пропаганда и ещё раз пропаганда от журналистов с потухшим профессиональным взглядом и нищенскими зарплатами. Публичные рабы - это очень печальное зрелище. Даже печальнее публичных женщин, те хотя бы зарабатывают больше - знают за что продаются.