24 января пятница
СЕЙЧАС -7°С

Без боли и ран: в музее Машкова повторили перформанс сербской дивы Марины Абрамович

Проект «Просто современное искусство» собрал волгоградцев в выставочном зале музея ИЗО

Поделиться

Очередную лекцию  в музее Машкова посвятили сербской художнице

Очередную лекцию  в музее Машкова посвятили сербской художнице

Она представляла свои перформансы в крупнейших музеях Нью-Йорка, Лондона, Москвы. Она вошла в энциклопедию мирового современного искусства. Ее называют «дивой перформанса», а злые языки из-за возраста — ей более 70 лет — величают ее «бабушкой искусства перформанса». Сербский мастер Марина Абрамович является легендой современного искусства, поэтому именно ей в Волгограде посвятили очередную лекцию в рамках проекта «Просто современное искусство». В музее изо волгоградцы повторили знаменитый перформанс Абрамович «В присутствии художника», проведенный в 2010 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке.


Кто-то может сказать: да сейчас столько проблем, зачем нужны все эти актуальные искусства? Но дело в том, что мир — это не только житейские трудности. Жизнь многогранна, и одна из ее граней — современное искусство с его яркими именами и концепциями.

Марину Абрамович считают одной из самых эпатажных художниц

Марину Абрамович считают одной из самых эпатажных художниц

Посвященная Марине Абрамович лекция прошла в выставочном зале музея Машкова и завершила первую часть большого музейного проекта «Просто современное искусство», начатого в октябре 2019 года. За несколько месяцев волгоградцев познакомили с несколькими современными направлениями, ближе узнали такие имена, как Энди Уорхол, Марсель Дюшан, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг, Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюман, Луиза Буржуа, Яёй Кусама и многие другие. И вот пришла пора более детально познакомить волгоградскую публику с «дивой перформанса».

Марина Абрамович, в отличие от многих творческих людей, не стала брать псевдоним и вошла в историю искусства под свои именем. Она родилась в Белграде в 1946 году в верующей семье. Ее дед был патриархом Сербской православной церкви. В детские и подростковые годы вся ее жизнь была подчинена строгому упорядоченному режиму. Искусствоведы в этой строгой систематизации жизни усматривают фундамент для будущего перформансов Абрамович, поскольку для них характерны порядок и последовательность.

Если другие художники проводили и проводят свои перформансы на улицах, чтобы привлечь как можно больше зрителей, то особенность творчества Абрамович в том, что все ее акции проходят исключительно в музейных пространствах.

Волгоградцы во время перформанса посмотрели в глаза незнакомцам

Волгоградцы во время перформанса посмотрели в глаза незнакомцам

Одним из первых нашумевших перформансов Абрамович стал «Ритм 10». Он представлял собой игру в нож. Художник методично играла в эту опасную игру, и в механике ее действий было нечто завораживающее. Перформанс оказался достаточно опасным — без порезов, причем весьма серьезных, не обошлось.

Для другого перформанса — «Ритм 5» —  на полу выложили пятиконечную звезду из горящих огней. В центре этой звезды и находилась Марина Абрамович. Но художница не учла, что горящий огонь съедал кислород, отчего она могла умереть. Абрамович потеряла сознание, но зрители подумали, что такова задумка автора. И неизвестно, чем бы всё это могло закончиться, если бы на Марине вдруг не загорелись волосы. Вот тогда ее и спасли, а перформанс был завершен.

Для многих акций Абрамович характерна опасность. Автор испытывала человеческое тело на физическую, эмоциональную и психологическую выносливость.

Перформанс, который повторили в выставочном зале музея Машкова, был абсолютно безопасный в физическом плане. Для акции «В присутствии художника» два незнакомых человека садятся друг напротив друга и пристально, не отрываясь, смотрят друг другу в глаза. По мнению Марины Абрамович, только когда смотришь в глаза незнакомцу, ты проживаешь миг здесь и сейчас, думая о настоящем. Конечно, это субъективное мнение, но почему бы его не послушать и не принять к сведению? На прошедшем воркшопе друг напротив друга сели пять пар незнакомцев, они смотрели в глаза друг другу, а то, о чем думали, — осталось, как говорится, за кадром. Многим этот опыт показался интересным.

Несмотря на то, что первая часть проекта «Просто современное искусство» завершена, он не прекращен. В рамках выставки «Эрмитаж. 255 лет» в выставочном зале на Чуйкова пройдут две интересные лекции. 25 января «Современное искусство и классика: друзья или враги?» и 15 февраля «Шедевр в современном искусстве: Мона Лиза». Ждите любопытных мероприятий в рамках предстоящей выставки Рене Магритта, а новый цикл программ «Просто современное искусство» начнется с сентября 2020 года. Его темой станет экология. Неизменные авторы проекта — Иван Говорухин и Мария Мелихова — рассмотрят творчество художников XX–XXI веков, которые сделали мусор главным героем, а также обратят внимание на рациональное использование ресурсов, осознанный подход к повседневным вещам.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 1
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Искусствовед
13 янв 2020 в 22:36

Зачем потушили!? Какой перформанс испортили, непросвещенные!