V1
Погода

Сейчас+18°C

Сейчас в Волгограде

Погода+18°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +13

0 м/c,

747мм 45%
Подробнее
USD 94,09
EUR 100,53
Культура фоторепортаж Мадам Пенициллин и плененный Паулюс: в Волгограде на два дня остановился уникальный «Поезд Победы»

Мадам Пенициллин и плененный Паулюс: в Волгограде на два дня остановился уникальный «Поезд Победы»

Попасть внутрь музея на рельсах смогли только немногочисленные школьники

Несколько десятков школьников смогли побывать в уникальном поезде

Накануне, 8 ноября ночью, в Волгоград прибыл «Поезд Победы». Состав из семи вагонов проехал от Москвы через Псков и Санкт-Петербург до Волгограда. В каждом вагоне — десятки скульптур, выполненных с ювелирной точностью, множество мультимедийных экранов и экспонатов, которые организаторы искали и собирали на протяжении нескольких лет. К сожалению, из-за коронавируса в поезд удалось попасть лишь школьникам, заранее отобранным и направленным на COVID-тесты чиновниками волгоградского областного комитета образования. Поэтому единственная возможность посмотреть на передвижную выставку — в подробном фоторепортаже на V1.RU.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Вагон № 1. Мирное время

В довоенном поезде едут счастливые и беззаботные люди

Начинается экскурсия по составу с вагона, имитирующего поезд довоенных годов. Счастливые влюбленные, моряки, дети и старики едут в поезде, даже не представляя, что ждет их дальше. Все скульптуры сделаны с проработкой мельчайших деталей внешности и одежды.


— Это очень кропотливая работа, наши скульпторы, художники много времени провели с натурщиками, — рассказала организатор Юлия Артушникова. — Лица лепили сначала из пластилина, а потом из гипса. На самом деле смесь, из которой фигуры выполнены, гораздо сложнее по составу, но для людей проще и понятнее будет, если мы скажем о гипсе. Уникальность наших скульптур в том, что они — не просто застывшие лица, на каждом из них эмоции. Живые. Скульпторам приходилось внимательно запоминать каждую черту своей модели, чтобы придать ему наибольшую живость.

Внутри современных вагонов установлены экраны, на которых мелькают поля, дороги, деревни, здания вокзалов, станций эпохи 1930-х. Выставка сопровождается мирным постукиванием колес, паровозными гудками, смехом и тихими переговорами.

Счастливые и смешливые моряки не знают, что завтра — война

— По вагонам через скульптуры можно отследить несколько небольших сюжетных линий. К примеру, парочка, что сидит в первом вагоне. С улыбкой молодой летчик с женой рассказывает попутчикам о самолетах, возможно, о небе, о том, как это здорово — управлять большой железной птицей. Этих же персонажей, но уже с совершенно иным выражением лиц, с совершенно иными мыслями мы встречаем в последнем вагоне — в послевоенном. Внимательные посетители экскурсии смогут найти еще несколько таких же персонажей, узнать об их судьбе до, во время и после войны. Все эпизоды связаны единым художественным аудиорассказом от лица женщины-железнодорожника Лидии.

Прототипом главного героя-рассказчика стала Елена Чухнюк — машинист паровозной колонны, возившей в период Великой Отечественной войны воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта.


Вагон № 2. Поезд на фронт

Во втором вагоне, герои которого едут к линии фронта, художники и декораторы показали трагедию поколения навсегда 18-летних, практически полностью погибшего на полях сражений.

Новобранцы учатся заполнять смертный медальон

— На лицах всех скульптур — потерянность, страх перед неизведанным. Эти герои не понимают, что их ждет дальше, что вообще происходит сейчас, чем это всё закончится и обернется для каждого из них, — рассказывают экскурсоводы. — Поэтому наша задача состояла в том, чтобы эти эмоции и показать. Здесь есть очень сложный переломный момент, когда на скамейках поезда сидят новобранцы, а перед ними — командир. Он рассказывает им о том, как правильно заполнять смертный медальон. В глазах мальчишек — страх, ужас и непонимание. С другой стороны, спиной к этим мальчишкам, идущим воевать, взрослый мужчина, в глазах которого застыли слезы.

Вагон № 3. Концлагерь

Измученные и истощенные узники концлагерей

Самый эмоционально тяжелый вагон — № 3. Работа над скульптурами из этой части выставки, по признанию художников, была одной из самых сложных. Скульптуры военнопленных здесь выполнены в единой цветовой гамме — серой, безжизненной. Единственное, где еще теплится жизнь и надежда — глаза истощенных пассажиров поезда.

Одна из самых страшных зарисовок поезда — гора обуви узников концлагерей

— Это не поддается никакому осмыслению, — рассказали художники. — Перед тем как начать работу над скульптурами, мы изучили множество воспоминаний, исторических хроник. Было очень тяжело это всё как-то уложить в голове. Все эти зверства, кажется, не могли делать люди. Наши художники постарались воссоздать тот ужас, те чувства, ту страшную атмосферу. Все пассажиры этого вагона обречены на страшные страдания, они уже истощены до предела. Серая, высохшая у них не только одежда, но и кожа. Только глаза сохранили свой яркий свет. Художники с особой тщательностью прорисовывали именно их, потому что глаза — это душа человека, именно глаза до последнего сияют ярко, именно они смотрят с надеждой.

За окном в вагоне № 3 мелькают такие же серые пейзажи. Из-за движения на второстепенном плане через какое-то время начинает казаться, что и скульптуры тоже могут двигаться.

Вагон № 4. Санитарные поезда

Медсестры кормили раненых солдат с ложки

В таком же простом вагоне

были организованы госпитали на колесах или санитарные поезда. По свидетельствам тех лет, на одну медсестру приходилось порой до 160 раненых. В «Поезде Победы» полки так же переполнены страдающими ранеными, как сейчас — инфекционные госпитали Волгограда. Здесь же, в двух шагах, медицинские инструменты бережно и аккуратно лежат за стеклянной дверью шкафчика. Почти все они оригинальные и найдены историками в запасниках.

Медсестра на минуту отвлеклась от раненых, выглянув в окно

— Это зарисовка военного госпиталя, здесь медсестра кормит кашей раненого из ложечки, — рассказали экскурсоводы. — На соседней полке двое вспоминают какие-то детали последнего боя, жалуются друг другу или рассказывают о погибших товарищах. Основная масса предметов — оригиналы военного времени, остальное — качественно выполненные реплики. К примеру, в госпитале точно оригинальные сумки медсестер, медицинские инструменты, протез, одеяла.


Чудь дальше, уходя вглубь вагона, посетители музея могут увидеть маленький уголок науки известной во всём мире как «мадам Пенициллин» уроженки Фролово и «отца» советской атомной бомбы. Все образы, пусть не с первого раза, но узнаваемы и знакомы.

Зинаида Ермольева заканчивает разработку холерного бактериофага

— В этом вагоне не только лечили раненых, но и разрабатывали лекарства, — рассказала Юлия. — Стены исчерчены формулами и различными расчетами. Игорь Васильевич Курчатов здесь же ведет какую-то познавательную лекцию для своих подопечных. Через стенку «мадам Пенициллин», перебирая свои скляночки и колбы, трудится над созданием лекарства, которое сможет облегчить страдания раненых. Я говорю о работавшей в Сталинграде выдающейся ученой Зинаиде Ермольевой. Именно она в разгар эпидемии холеры сумела наладить поточное производство холерного бактериофага в страшные годы войны.

Ученики Курчатова докладывают о последних результатах расчетов
«Отец» советской атомной бомбы в процессе изобретения чего-то нового

Вагон № 5. Банно-прачечные поезда

Пленных замерзших немецких генералов привели в парные, чтобы отогреть

Один вагон полностью сделан под банно-прачечный поезд. Во время войны было создано несколько десятков таких специализированных поездов. В их составе кроме банно-дезинфекционного отделения, состоящего из четырех вагонов, в которых были раздевалка, дезинфекционная камера, душевая, одевальная и прачечная, были еще и дополнительные — цистерны и целые электростанции.

Фельдмаршала Паулюса после пленения отмыли и продезинфицировали

— Здесь же, в таком вагоне в предбаннике в нашей зарисовке сидят немецкие офицеры, которые даже не ожидали увидеть нечто подобное, — рассказала Юлия. — Однажды в таком поезде оказался и плененный фельдмаршал Паулюс. После Сталинградской битвы в 38-й банно-прачечный дезинфекционный поезд наведался сам Константин Рокоссовский. Со словами «мне не привыкать» он стал мыться обычным хозяйственным мылом. А потом дал поручение привести под охраной в баню пленного немецкого фельдмаршала Паулюса и его генералов. Их форму прожарили в дезкамере и отутюжили.

Один большой современный вагон вместил в себя зарисовки из трех разных событий времен войны. Поэтому вслед за скульптурой фельдмаршала Паулюса показывается диорама из блокадного Ленинграда. В вагоне-теплушке едут солдаты, которые пригрели у себя на груди кошек. Животные громко мяукают, изредка мурчат, а за окном — зима, пустые поля и свист ветра.

За окном поезда бескрайняя замерзшая степь

— В Ленинграде после блокады завелось множество крыс, поэтому зарисовка этого вагона рассказывает нам о том, как солдаты везли в город на Неве кошек. На них была вся надежда, потому что известно, что крысы — разносчики различных инфекций. Кошек зрители начинают слышать еще до того, как попали в этот вагон. Дойдя досюда, посетители музея могут их и увидеть. Они греются за пазухой у пассажиров.

Вагон № 6. Штабной вагон и бронепоезд

На входе в штабной вагон расположился узел связи
Офицеры примеряют солдатские приспособления для ходьбы по болотам

В штабном вагоне на входе расположились связисты, за ними — небольшой кабинет маршала Рокоссовского. В середине плотный и основательный стол, на котором разложены карты. Внимательно присмотревшись к ним, можно заметить следы от карандаша, которым проложены границы очередной наступательной операции.


— Карты — это произведения наших художников. Они пытались добиться максимального сходства с оригиналом, поэтому и состаривали их, и чертили на них, размечали линию фронта, — рассказала Юлия. — За штабным вагоном мы попадаем в бронепоезд. После взрыва или попадания снаряда пострадала часть поезда — здесь образовались дыры, через которые мы видим бои в воздухе и на земле. При этом зрители могут слышать все эти звуки снарядов и стрельбы. Здесь же — контуженый в результате этого взрыва солдат, он замер с гримасой боли, пытаясь прийти в себя. Хочу отметить работу художников, которые воссоздали обшивку до мельчайших болтиков и заклепок, до мельчайших деталей.

Через дыру в обшивке бронепоезда виден параллельно идущий бой

— Константин Рокоссовский часто передвигался между подразделениями фронта в штабном вагоне бронепоезда, что обеспечивало оперативность принятия решений и безопасность, — отметили экскурсоводы. — Обычный штабной вагон поезда в период войны становился стратегически важным командным центром.


Вагон № 7. Дорога домой...

В последнем вагоне истощенные войной солдаты и офицеры держат путь домой

Последний вагон. Дорога домой. Среди скульптур можно найти тех, кто лежал в госпитале. Счастливый морячок из первого вагона тоже здесь, но счастья и беззаботной улыбки больше нет.

В последнем вагоне — Победа. И среди персонажей — тот самый маэстро, сбивший не один десяток вражеских самолетов

Путь «Поезда Победы» пролегает через 13 городов. В общей сложности в дороге экскурсоводы проведут около 36 дней. В Волгограде поезд пробудет до вечера 10 ноября. Но попасть внутрь простым волгоградцам уже невозможно — из-за пандемии коронавируса все экскурсии давно расписаны между школьниками, у которых заранее собраны тесты на COVID-19. Свободного посещения вагонов не предполагается.

Над скульптурами работала целая команда скульпторов
Лишь несколько десятков школьников смогли познакомиться с экспозицией музея
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем