СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Храм стал похоронным базаром

Лицо церкви показало свой военно-мемориальный оскал. В одном из прошлых номеров волгоградская газета «Областные вести» опубликовала статью «Военно-мемориальный беспредел» о деятельности одноименной компании на просторах Волгоградской области. Судя по коли

Поделиться

Поделиться

Лицо церкви показало свой военно-мемориальный оскал.

В одном из прошлых номеров волгоградская газета «Областные вести» опубликовала статью «Военно-мемориальный беспредел» о деятельности одноименной компании на просторах Волгоградской области. Судя по количеству откликов, газета затронула тему действительно больную и актуальную. V1.ru публикует продолжение расследования «Областных вестей».

Ольховский священник отец Николай, решив «подработать» агентом Военно-мемориальной компании (ВМК), разместил в старинном храме склад гробов и во время службы рекламирует услуги своей похоронной конторы! Пока власть и правоохранительные органы ищут управу на бизнесмена в рясе, ольховчане просят помощи у митрополита Германа.

Есть две новости. Одна хорошая…

В ходе журналистского расследования мы столкнулись с многочисленными фактами нарушений федерального законодательства о погребении и похоронном деле работниками Военно-мемориальной компании. Что самое неприятное, касались эти «перегибы» в первую очередь похорон ветеранов – людей, к которым свято относится не только каждый волгоградец, но и все россияне. Однако у работников из ВМК, судя по свидетельствам очевидцев, к защитникам отечества отношение иное. Родственникам усопших ветеранов не предоставляются полностью все положенные бесплатно по закону услуги – катафалк, рытье могилы, услуги бригады и прочее. Несмотря на это, Военно-мемориальная компания, не стесняясь, выставляет государству счет по полной программе. И государство щедро оплачивает ВМК хлопоты, которыми ее сотрудники себя вовсе не утруждают.

В потоке писем и звонков, которые поступили в редакцию «Областных вестей» за прошедшие дни, можно выделить две новости – хорошую и плохую.

Хорошая – нашли ветерана Василия Кутенко. Его фамилия также значилась в списках облвоенкомата на оплату по линии ВМК. Однако следов ветерана при первом посещении Ольховки нам обнаружить не удалось. По указанному в квитанции адресу в поселке Лог Иловлинского района, где была зарегистрирована дочь покойного Татьяна Седова, ее никто не видел. Прописанные там же супруги Колесниченко лишь развели руками: «Сколько лет здесь живем, но о такой женщине слыхом не слыхивали». Дальнейшие поиски следов ветерана Кутенко и его родственников ни к чему не привели. И лишь после выхода статьи Татьяна Васильевна «нашлась». По словам женщины, на улице Рабочей, 32 она лишь прописана, но живет в селе Садовое Фроловского района. Там же проживал и Василий Кутенко. Однако похоронили ветерана не в Логе и не в с. Садовое Фроловского района, а почему-то в Качалино Иловлинского района. Несмотря на то, что на взгляд автора, в этой истории еще много неясного и настораживающего, мы приносим свои извинения родственникам ветерана Кутенко за то, что неосторожно причислили его к числу «несуществующих». Мы, если такая формулировка уместна, рады, что хотя бы в одном из описанных случаев ошиблись. Потому что другие факты нарушений со стороны представителей ВМК (в частности, священника Николая Росицкого), увы, подтвердились…

Вторая новость плохая. Нам начали звонить и писать встревоженные жители села Ольховка. Абсолютное большинство селян благодарили за то, что мы первыми разрушили стену молчания вокруг неблагообразной деятельности настоятеля Ольховской Трехсвятительской церкви отца Николая. Батюшка, являясь представителем Военно-мемориальной компании, фактически вынуждал несведущих в законах родственников умерших ветеранов доплачивать за похороны защитников отечества тысячи рублей. Как выяснили наши корреспонденты, «независимые, но отзывчивые к чужому горю» люди из похоронной бригады отца Николая просили за свои услуги (рытье могилы, доставка тела усопшего на кладбище и так далее) по пять-шесть тысяч сверх выделяемых из госбюджета восьми тысяч на погребение. Документы для ВМК «закрывали» якобы за все предоставленные услуги, на восемь тысяч рублей, а батюшке – то, что «сверху». О том, что услуги по рытью могилы, доставке умершего на кладбище, предоставлению катафалка входят как раз в эти самые восемь тысяч, и предоставлять их должны бесплатно для родственников умерших ветеранов, батюшка предпочитает умалчивать. А доверчивым селянам он объяснял, что «в рамках Ольховки мы никак не влезаем в выделяемую государством сумму». Люди верили священнику…

Недавно мы получили объемное письмо от «группы поддержки отца Николая». Но получилось, что содержание петиции имеет мало общего с действительностью. Чего стоит такой момент:

«18 лет назад он (о. Николай – прим. авт.)… приехал к нам в Ольховку и открыл приход. Это было здание бывшего клуба, которое не имело внутренней отделки…. Храм восстановили. Никто никаких финансирований в этот объект не производил. Средства собирались по крохам ольховчанами. Теперь вся территория храма огорожена капитальной изгородью. Внутри выстроены два кирпичных здания, которые необходимы для жизнедеятельности Храма».

Из беседы с главой Ольховки Александром Ермаковым – батюшка действительно перебрался в Ольховку примерно 18 лет назад.

– Когда Росицкий приехал в Ольховку, ему сразу выделили дом бывшего председателя райисполкома, – вспоминает Ермаков. – Домик был скромный, но батюшка вскоре такой ремонт сделал! Зато церковь валится… Как был танцзал, так, по сути, и остался. Только алтарь поставили…

Слова главы Ольховки проверить не трудно. «Капитальная изгородь» вокруг храма представляет зрелище печальное. Что касается двух кирпичных зданий, которые необходимы для «жизнедеятельности Храма», то одно из них было продемонстрировано корреспонденту «Областных вестей» при первом посещении Ольховки. Правда, это кирпичное здание отдано никак не под нужды храма, а под склад продукции Военно-мемориальной компании, то есть доверху наполнено гробами, крестами, венками и прочей ритуальной амуницией. Каким образом склад коммерческой фирмы, агентом которой является священник, способствует жизнедеятельности Ольховской церкви, сказать затрудняюсь.

Кстати, привести в порядок здание церкви и выстроить эти самые два кирпичных здания батюшке помогли не только жители Ольховки, но и районные власти – деньгами из бюджета. Государство помогает строить и реставрировать храмы, отдает бесплатно земли и здания для того, чтобы верующие люди имели возможность прийти в храм. Но никак не для того, чтобы помогать «коммерции» священника Росицкого.

В общем, деятельность отца Николая достойна более подробного разговора. Ведь это касается тысяч жителей Ольховки и, увы, как нельзя лучше характеризует деятельность Военно-мемориальной компании. Поэтому мы снова отправились в Ольховку.

Не спаслись от «участия»

«Он очень … участливый человек». (Из письма в поддержку Росицкого)

Уж в чем, а в уме батюшке точно не откажешь. А вот его доброта и участие носят нередко весьма интересные формы.

В этом мы убедились после разговора с Сергеем Бычковым – родственником ветерана Великой отечественной войны Ивана Николаевича Бахарева.

– Когда умер мой тесть, я, конечно, обратился к отцу Николаю – он ведь в районной газете писал, что проводить похороны ветеранов может только церковь, – вспоминает Сергей Александрович. – Батюшка пообещал нам поставить памятник за 12 тысяч (дело было в 2005 году – прим. ред.). Потом нам выдали бесплатно гроб и венок. Гроб у него в храме выбирали – их там много. Все остальное – машину, рытье могилы и работу бригады – мы оплатили из своего кармана. Это нам обошлось еще тысяч в пять. Отец Николай также предложил нам отпеть покойного, но заочно. Что это означает, мы поняли только когда приехали к нему в церковь в день похорон. Он вышел к нам, дал мешочек с землей и попросил за это 500 рублей: мол, идите, дети мои, на кладбище, сами над могилой посыпьте землю, и крестиком помашите… Документов он нам никаких не выдал – ни квитанций, ни чеков.

Похожую историю нам рассказала и Людмила Скоморохова – дочь умершего ветерана директора Ольховской средней школы Андрея Трофимовича Монахова.

– Когда папа умер, я пошла к отцу Николаю в церковь. Там мы все купили – гроб, венки, крест. Да мы вообще все за свои деньги покупали. Нам только памятник поставили от военкомата. Знал ли отец Николай, что папа был ветераном? Конечно, они давно друг друга знали. Я батюшке даже удостоверение папино ветеранское отдала. У меня еще и денег тогда не было, пришлось у людей занимать…

Куда же делось ветеранское удостоверение Андрея Трофимовича? Наверняка и работникам Военно-мемориальной компании, и ее агенту священнику Росицкому, это известно. Ведь без ветеранского удостоверения никак не оформить получение государственных денег на счет ВМК за якобы оказанные услуги при погребении…

Что и говорить, Николай Росицкий действительно оказался человеком «участливым». Как в связи с этим не вспомнить еще один момент из письма в поддержку батюшки:

«О том, как неправильно распределяются средства, которые выделяются специальной организацией для погребения ветеранов ВОВ, мы спорить не будем, но определенно знаем, что у нас в России все объявленное – еще довольно долго претворяется в жизнь... Мы думаем, что наш Батюшка еще скажет свое слово по этому поводу…, как он это сделал в проповеди сразу после выхода Вашей статьи».

Что верно, то верно! В России, переполненной Росицкими, все объявленное государством еще довольно долго будет претворяться в жизнь. И в данном случае это, увы, касается столь деликатного момента, как государственные гарантии на погребение ветеранов. А что до проповедей, то Росицкий частенько «путает» церковную кафедру с базарным лотком. И вместо рассуждений о духовности рекламирует услуги своей похоронной конторы и преимущества похорон через церковный филиал Военно-мемориальной компании. Мало того, сакральность службы иногда нарушается и действиями сотрудников батюшкиной бригады, поскольку склад гробов у батюшки не только в одном из храмовых зданий, но и в самом храме:

– Идет служба, а тут гробы из подсобки выносить начинают! Как себя люди должны чувствовать? – Возмущается глава Ольховки Александр Ермаков.

В общем, батюшка Николай оказался передовым священником. Даже храм за бюджетные деньги переоборудовал под нужды Военно-мемориальной компании!

Борьба «анафемой»

Несколько лет назад местные власти уже пытались поставить заслон батюшкиному беспределу. Провели конкурс среди ритуальных контор, чтобы выбрать спецслужбу по вопросам похоронного дела в Ольховке. ИП «Росицкая» Нина Николаевна (супруга Николая Васильевича) конкурс с треском проиграла. В отместку отец Николай предал анафеме главу села Ермакова!

И не успокоился на этом. Как рассказал «Областным Вестям» руководитель Ольховской специализированной службы по вопросам похоронного дела Михаил Объедков, на защиту коммерческих интересов попа встал… один из работников местной прокуратуры!

– Когда умер ветеран Александр Микишанов, его вдова обратилась к нам, – рассказывает Михаил Геннадьевич. – Естественно, за похороны дедушки мы не взяли с родственников ни копейки – уложились в государственное пособие. Что тут началось!

Несчастная пенсионерка, которая еще не отошла от потери близкого человека, не знала, куда деваться от «участия» отца Николая и его подвижников.

– Через несколько дней после похорон ко мне заявился отец Николай с каким-то мужчиной, – вспоминает Александра Федоровна. – Стал просить адрес племянника – для того, чтобы узнать, бесплатно дедушку хоронили или нет. Потом пытались меня уговорить написать заявление, что с нас брали деньги за похороны моего мужа. Но я ничего писать не стала. Потом с прокуратуры приходили по этому же поводу. Два года ко мне ходили. Я уже пригрозила, что напишу на них куда-нибудь, тогда отстали. Я уже под конец им сказала: выкапывайте деда, перекладывайте в свой гроб и хороните. Какой это поп? Выстроил себе дворец и все ему мало... Почему я так к нему настроена? Слишком много про него знаю. Одна моя подруга пришла в церковь помолиться. Батюшка к ней подходит и говорит: «Чего свечку не берешь?» – «А я уже сорок рублей отдала на восстановление храма». – «40 рублей – это разве деньги?» А еще он любит на поминках посидеть, с мужиками выпить.

Не добавило отцу Николаю популярности и качество работ, которые выполняет его контора.

– Не так давно батюшкины ребята поставили памятник ветерану Сухоплюеву, – говорит Объедков. – Но как поставили! Просто в землю воткнули! Естественно, со временем он начал падать. Пришлось нашей специализированной службе его срочно демонтировать и устанавливать заново, как надо. Нередко отец Николай продает гробы из ДСП! Представляете, что это такое? Со временем гроб проваливается, и на месте могилы образуется глубокая воронка, которая засасывает венки, как пылесос. Жуткое зрелище!

– Эти картонные гробы – ужас какой-то, – вступает в разговор работник похоронной службы Евгения Старостина. – Они порой разваливаются прямо на похоронах или уже на краю могилы. Родственники в ужасе бегут к нам в вагончик, стяжку просят, чтобы покойник не вывалился! Бывает, услышу от кого-нибудь, что про меня батюшка говорит неприличные вещи, подхожу к нему: «Николай Васильевич, зачем вы так?» – «Коммерция, дочь моя, коммерция…».

Справедливости ради стоит отметить, что мы обошли Ольховское кладбище и проверили, как работники отца Николая устанавливают памятники усопшим ветеранам. Неприятным открытием для нас стал факт, что некоторые памятники, установленные ВМК, уже покосились – картина до боли напоминала таковую на кладбище в селе Савинка Палласовского района.

Почём «божий дар»?

Услышанное и увиденное не просто не оставило нас равнодушными. Мы находились в недоумении: куда смотрели и смотрят власти села и района? Неужели никто не может найти управу на попа-бизнесмена?

С этим вопросом мы обратились к главе Ольховки Александру Ермакову.

– Честно скажу: муниципалитет не занимался вопросом, что отец Николай продает в своей церкви гробы. Ведь церковь отделена от государства…

Когда батюшка торгует крестиками или иконами и совершает требы за пожертвования, это касается только церкви. Но когда он начинает торговать гробами и похоронной амуницией, то ведет себя не как священник, а как гражданин России, который должен подчиняться федеральным законам. Особенно тем, что регулируют экономическую деятельность и налогообложение…

Мы с ним пытались поговорить по этому поводу. Но он ответил, что его матушка зарегистрирована, как частный предприниматель и налоги он отчисляет… Что касается денег, которые он берет с родственников ветеранов, люди молчат об этом.

Почему?

Во-первых, они не информированы, не знают о своих правах. А во-вторых, это же батюшка…

А вы на что? Вы же власть! И в ваши обязанности входит, в том числе, повышение правовой грамотности населения. На деле же официальный печатный орган власти газета «Ольховские вести» печатает сомнительные и порой противоречащие закону рекламные сообщения отца Николая. Получается, что газета, которая существует за счет средств налогоплательщиков, помогает Николаю Росицкому обманывать тех самых налогоплательщиков! Как так?

– Действительно, батюшка со своей гнилой стороны этот закон преподносит: мол, это не яичница, а божий дар, что мы тебя так хороним. А мы немного недоработали со своей стороны…

Вспомните, матушка оформила частное предпринимательство сразу, как они с батюшкой занялись оказанием ритуальных услуг?

Нет. Несколько лет они работали без постановки на налоговый учет.

«Вы не в церкви, вас не обманут» Для того, чтобы понять, каким образом можно защититься от «заботы» таких коммерсантов, как о. Николай, надо знать, что Русская Православная Церковь является отделенным от государства религиозным объединением со своим уставом, в котором четко прописано, что священнослужитель может действовать только в рамках данного устава. И что гробы, кресты, венки, ритуальные одежды и прочий похоронный ассортимент никак не входит в перечень церковных товаров, остро необходимых для проведения служб и треб. Это товар, реализация которого подлежит налогообложению в соответствии со светскими законами и обязательной выдаче кассового документа. Таким же образом в уставе РПЦ ни словом не сказано о том, что священнослужителям надлежит выступать в качестве агентов или представителей коммерческой структуры под названием «Военно-мемориальная компания». И о том, что можно рекламировать услуги коммерческой структуры с церковной кафедры. Это уже, выражаясь словами патриарха РПЦ Алексия II, «…меркантильное, корыстное отношение к пастырскому служению…» (ОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II … на Епархиальном собрании 2006 года). Но, как говорится, Богу – Богово, кесарю – кесарево. Перечень при погребении ветеранов – это услуги, которые умершему ветерану гарантирует государство. Напомним, что сюда входят в обязательном порядке следующие услуги: оформление документов для погребения; перевозка умершего в морг, услуги морга; гроб и его доставка; предоставление венка; перевозка тела к месту погребения, погребение. И ольховчанам – родственникам умерших ветеранов надо твердо знать свои права и требовать положенное государством у военно-мемориальной компании в лице ее представителя – о. Николая. В противном случае, если с вас требуют доплату, или предоставляют вышеперечисленные услуги не полностью, не отдавайте в руки батюшке военный билет покойного. Без него ВМК денег за якобы оказанные вам услуги получить не сможет. А если батюшка в отместку за хорошее знание государственных льгот запросит за отпевание покойного слишком большую сумму, или совершит отпевание заочно, позвоните в Волгоградскую Епархию по телефону (8442) 32-78-94 (вторник-четверг с 10:00 до 17:00) и поинтересуйтесь, насколько правомерны действия священника Росицкого.

А вы не пытались обратить на этот момент внимание правоохранительных органов? Ведь торговля гробами – это уже коммерческая деятельность.

Это как-то непристойно – укорять батюшку… Да и куда сама церковь смотрела? Или Герман об этом не знал? Он же к нам приезжал службы служить. И он не знал, что полцеркви гробами забито?

Другой момент. Вы провели конкурс и определили муниципальную специализированную службу по вопросам похоронного дела. Она фактически является структурным подразделением администрации. И после похорон ветерана Микишанова, за которые ваше подразделение не взяло с родственников ни копейки, на спецслужбу начали, простите за слэнг, «наезжать». Вы не пытались защитить муниципальные интересы?

А что мы? Правоохранительные органы тогда тоже промолчали... Не хватало мне затевать эту драку с попом… Лучшее решение этой проблемы – то, что выходят ваши статьи. Сразу все зашевелились! Росицкого вызывали уже везде – и в прокуратуру, и в администрацию района…

Напоследок Александр Александрович пообещал, что теперь уж точно не оставит проблему странного похоронного рвения отца Николая без внимания. Мы поверили на слово.

Что написано пером


Что касается районной газеты, то статьи, которые опубликованы в ней за подписью отца Николая достойны отдельного упоминания.

В одной из подобных материалов батюшка Николай фактически вынуждает односельчан покупать похоронные принадлежности в своей церкви:

«В случае, если погребальные принадлежности (гроб, крест) были куплены не в Ольховской церкви, отпевание этих умерших будет совершаться за определенное пожертвование».


Следом батюшка начинает откровенно лгать:

«Еще раз напоминаем всем, что погребение участников ВОВ и приравненных к ним категорий граждан на законных основаниях принадлежит только нашей ритуальной службе в соответствии с заключенным с Военно-мемориальной компанией договором».

И далее: «С родственниками умерших участников ВОВ, погребение которых проводили не от Военно-мемориальной компании, ритуальный центр сотрудничать не будет».

Во-первых, заниматься похоронами могут только специализированные службы, к числу которых батюшкино предприятие не относится. А во-вторых, если речь идет о приобретении ритуальных принадлежностей, то родственники усопшего защитника отечества могут приобрести их в любой похоронной конторе, а не только в той, что заключила договор с ВМК. И по закону государство компенсирует расходы на покупку гроба, венка, креста, услуги катафалка, ритуальной бригады – в пределах восьми тысяч рублей!

В своих рекламных объявлениях батюшка Николай также окрестил свою коммерцию «ритуальным центром при Ольховской Трехсвятительской церкви». Интересно, а какие учредительные документы есть у этого центра? Ведь центр занимается откровенно коммерческой деятельностью: «изготавливает гробы на заказ из материала заказчика или своего»! Также батюшкина контора сообщает, что «в разделе новинок: костюм ритуальный мужской, сорочка ритуальная женская» и многое-многое другое. Глаза разбегаются от такого разнообразия церковно-похоронного ассортимента. Мало того, батюшка с увлеченностью, достойной лучших торговцев оглоблями, зачем-то напомнил читателям (среди которых наверняка немало тех, кто уже готовится отойти в мир иной и старается не особо акцентировать внимание на подробностях этого скорбного процесса): мол, делаем обивку гроба удлиненную. С ее помощью любой гроб драпируется за десять минут – надевается по типу чулка. Чулочно-трикотажная фабрика получается, а не храм!

Пока верстался номер

Стало известно, что жители Ольховки написали письмо митрополиту Герману с просьбой дать оценку действиям отца Николая. В частности селяне пишут: «По действиям о. Николая создается впечатление, что у нас в селе не храм, а коммерческая организация, которая занимается оказанием похоронных услуг, не священник, а коммерсант, который свою деятельность прикрывает церковью». И далее: «Почему в храме идет торговля гробами, венками и другими принадлежностями? Неужели это дело церкви? Не храм, а рынок!»

Видимо, люди больше не могут терпеть самоуправство отца Николая, и если в ситуацию не вмешаются власти, правоохранительные органы и епархия, дело может кончиться социальным взрывом.

Продолжение следует?

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter