СЕЙЧАС +12°С
Все новости
Все новости

Прокуратура нашла в «Русском Стандарте» возрастную дискриминацию

ЗАО «Банк Русский Стандарт» вновь оказался под ударом Центральной районной прокуратуры Волгограда. В прокуратуре заявили, что подготовлено исковое заявление в Басманный районный суд города Москвы о признании заключаемых банком договоров кредитования незак

Поделиться

Поделиться

ЗАО «Банк Русский Стандарт» вновь оказался под ударом Центральной районной прокуратуры Волгограда. В прокуратуре заявили, что подготовлено исковое заявление в Басманный районный суд города Москвы о признании заключаемых банком договоров кредитования незаконными и дискриминационными.

«Иск подан по нескольким причинам, – сообщил корреспонденту V1.ru прокурор Центрального района города Волгограда Александр Расстрыгин. – Во-первых, в сферу деятельности «Банка Русский Стандарт» по нашим сведениям вовлечено наибольшее количество потребителей – по всей России это 20 миллионов клиентов. Во-вторых, прокуратура не имеет возможности одновременно проводить проверки во всех банках. Но мы постепенно дойдем до всех».

По информации прокурора, суть иска заключается в том, что в рамках программы потребительского кредитования между ЗАО «Банк Русский Стандарт» и клиентами договорные отношения должны строиться на основании заявления от клиента о предоставлении кредита, что не происходит в действительности.

«По закону потребитель должен писать заявление, указывать в нем свои условия, банк – рассматривать этот документ, соглашаться со всеми условиями либо вносить какие-то корректировки и после согласования с клиентом подписывать заявление и выдавать кредит, – говорит Александр Расстрыгин. – А на деле банк разработал типовые бланки заявления-оферту, которые предоставляются потребителю их услуг. Тот же, ознакомившись со всеми условиями, соглашается и подписывает уже готовый документ. Это происходит от безграмотности населения. Потребитель не осознает, что его дурят. Клиент и не знает, например, что это заявление-оферту можно разделить на три отдельных договора: договор о предоставлении кредита, договор на ведение банковского счета и договор о выплате и обслуживании банковской карты».

Претензии прокуратуры возникли и к возрастным ограничениям для потребителей банковских услуг. А именно: на официальном сайте банка под рубрикой «Потребительский кредит» указано, что кредит предоставляется гражданам РФ в возрасте от 18 до 65 лет для женщин и от 23 до 65 лет для мужчин – это условия по продуктам банка с первоначальным взносом, составляющим десять процентов и более. Возраст от 25 до 65 лет для женщин и мужчин указывается по кредитам с первоначальным взносом менее десяти процентов от стоимости товара.

«Эти условия являются дискриминационными и противоречащими действующему законодательству, – заявил Александр Расстрыгин. – По закону кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих, что тот не вернет деньги в срок. Возраст потребителя таким обстоятельством служить не может».

В пресс-службе банка «Русский стандарт» были лаконичны в оценках заявления волгоградского районного прокурора: «Мы не получали никаких официальных запросов от государственных органов и не считаем возможным комментировать слухи».

Тем не менее один из сотрудников московского представительства банка «Русский стандарт» на условиях анонимности согласился прокомментировать ситуацию с иском прокуратуры Центрального района Волгограда.

«Это очень странная инициатива, – заявил корреспонденту V1.ru источник в банке. – С одной стороны, такая мера, как возрастной ценз при выдаче кредита, действительно, никак не подкреплена со стороны российского законодательства. Но, с другой, – банки являются коммерческими организациями, и никто не может заставить их работать на условиях, которые им невыгодны. К тому же ограничения по возрастному признаку не наше изобретение – подобные ограничения есть в любом банке. Это вполне оправдано – таким образом банк страхует себя от лишних рисков».

По словам собеседника корреспондента V1.ru, принуждение банков к отказу от возрастного ценза ни к чему не приведет.

«Допустим, прокуратура добьется своего, и банки – формально! – опустят нижнюю планку и сделают, скажем, ценз не с 23-х до 65-ти, а с 18-ти до 118 лет. Но это приведет только к тому, что реальный ценз просто станет закрытым от глаз общественности. Банки все равно в своих внутренних процедурах пропишут, кому выдавать, а кому не выдавать кредит. А формально – да, бери кто хочет. Но человек старше 65 лет все равно получит отказ. На каком основании? Неважно – банк не обязан аргументировать свой отказ!»

Напомним, что прошлым летом прокуратура Центрального района Волгограда уже интересовалась деятельностью «Русского Стандарта» в области потребительского кредитования. После проверки Генеральной прокуратуры банк объявил об отмене ежемесячных комиссий по всем предоставляемым кредитам, что, по некоторым оценкам, критически отразилось на «кошельке» организации. Затем по инициативе волгоградских правоохранительных органов аналогичные проверки были инициированы в других банках, работающих в розничном сегменте. Однако если ранее претензии касались ежемесячных комиссий, то теперь проверяются и нефинансовые требования к заемщикам.

«Что касается стандартной формы договора с рядовым заемщиком, то она предусмотрена у всех банков, – отметил собеседник V1.ru. – При миллионных оборотах по-другому и быть не может. Только представьте – на оформление нестандартного договора с контрагентом, допустим, на закупку ручек, обсуждая при этом каждый пункт, мы тратим месяц. В условиях огромной очереди желающих получить кредит такое предложение теряет всякий смысл!»

Выразили сомнение в обоснованности претензий прокуратуры и в других банках.

«Странное это заявление от прокуратуры, – выразил удивление корреспонденту V1.ru член правления банка «ВТБ-24» Георгий Горшков. – Все банки и кредитные организации работают в стандартной форме. Клиент сначала выбирает банковский продукт, который ему необходим. Перед тем, как заполнять предоставленное ему заявление, он читает его. Если ему не нравятся условия, клиент идет в другой банк. После знакомства с заявлением, он вносит туда свои персональные данные, сотрудники банка разъясняют ему все финансовые условия, и, согласившись со всем, он подписывает документ. Это – общероссийская и мировая практика».

Настаивать на своей правоте прокуратуре Центрального района Волгограда придется на этот раз на «чужом поле» – в Москве.

«"Русский Стандарт" настойчиво требует рассмотрения дела в Басманном районном суде Москвы, где, по нашей информации, уже выигрывал процессы по другим делам, – говорит Александр Расстрыгин. – Но если банк уверен в своей правоте, то почему не желает рассматривать дело в другом суде? Это не поддается объяснению».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter