СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

Роман Гребенников, глава администрации Волгограда: «У меня много вопросов к чиновникам-крикунам»

Поделиться

Поделиться

Два года назад пост главы Волгограда занял молодой и перспективный политик Роман Гребенников. Казалось бы, с его приходом количество проблем в городском хозяйстве должно было значительно сократиться. Однако, учитывая разразившийся финансово-экономический кризис, их стало даже больше: коммунальное хозяйство, дороги, строительство. Об основных проблемах города и методах их решения – наш разговор с главой Волгограда.

Роман Георгиевич, в Волгограде, как и по всей России, кризис. Город наводнен надписями «аренда, продажа», строительство стоит, рынок недвижимости рухнул. В промышленности сокращения, процедуры банкротства, приостановление производства... Что в это время делает мэрия?

– Начнем по порядку. Во-первых, мэрия дала возможность предпринимателям, которые, несмотря на кризис готовы развивать малый бизнес, «заходить» в муниципальные подвалы и цокольные помещения и при этом пять лет не оплачивать аренду, внося только коммунальные платежи. У нас более 50 тысяч квадратных метров таких помещений. И уже более сорока заявок на них подано в департамент муниципального имущества.

Второе. Мэрия и городская дума ввели режим возврата к арендной плате 2008 года по муниципальной недвижимости. Здесь мы, замечу, единственные не только в регионе, но и практически по всей России.

Третье. Мэрия ввела значительные льготы для ряда предпринимателей, в том числе и для владельцев автостоянок по арендной плате за землю. Это весомая поддержка такого рода бизнеса.

Четвертое. Мэрия пошла навстречу производственникам. Сейчас нет никаких жалоб от крупных производств в отношении арендной платы за землю.

Пятое. Мэрия ввела льготы, скорректировав коэффициенты по «вмененке» и по единому сбору в отношении рекламщиков. Этой мерой мы, по сути, спасли рекламный бизнес и не дали возможность скупить его крупным компаниям, в том числе заокеанским.

Шестое. Мэрия благодаря усилиям департамента потребительского рынка приняла все меры для поощрения совместной работы местных товаропроизводителей и сетевиков. Если сейчас посмотреть номенклатуру товара в том же «МАНе» или «Пятерочке», мы найдем очевидное увеличение продаж именно волгоградских товаров.

Вы сказали, что единственные в регионе снизили арендную ставку предпринимателям. Но с другой стороны, зачем тогда думе и мэрии надо было зимой принимать непродуманное решение – поднимать аренду на те же 18 процентов?

– Это не так. Подъем в прошлом году на 18 % был объективен, обоснован и в связи с ростом инфляции вполне логичен. Но с января 2009 года вступил в силу 159-ый закон о преимущественном праве выкупа, где есть такое понятие, как «добросовестность». В это понятие входит обязательность уплаты арендной платы в период действия договора аренды. Поэтому предприниматели, начиная с 1 января 2009 года, начали более четко, дисциплинированно и принципиально подходить к вопросу выплат, погашая все свои долги, которые зачастую накапливались несколько лет. Так, у нас только по первому кварталу нынешнего года, несмотря на кризис, пошло даже перевыполнение платежей по арендной плате.

Конечно, лишних денег никогда не бывает, можно было бы заработать и больше. Но зарабатывать в период кризиса на бизнесе неправильно и неумно. Поэтому мы решили: снижение аренды со второго полугодия до уровня 2008 года компенсируем дисциплиной платежей и повышенными платежами в связи с оплатой долговых обязательств в период первого полугодия. Таким образом, мы сохраним бюджет и поддержим бизнес как раз в тот момент, когда ему тяжелее всего.

Еще замечу, что с 1 декабря 2008 года в ответ на призыв Владимира Путина и руководства «Единой России» мы на 30 % увеличили фонд оплаты труда для бюджетной сферы. А откуда город будет брать деньги на такие дополнительные расходы социального характера, если не с соответствующих решений, связанных с арендой земли или муниципальной недвижимости? Кстати, если сейчас оценить стоимость аренды муниципального имущества периода первого полугодия 2009 года, то даже после увеличения на 18 %, она не сравнялась с рыночной стоимостью аренды коммерческих площадей. У коммерсантов аренда значительно дороже муниципальных площадей. Это любой подтвердит.

А как обстановка на строительном рынке, особенно сильно пострадавшем в кризис?

– Проблемы строителей тоже решаются. Недавно мы провели совещание с участием всех, у кого сдается в эксплуатацию многоквартирное жилье. В этом году ориентируемся на сдачу порядка 250 тысяч квадратных метров и доберем с помощью наших усилий и проверок еще около 130 тысяч метров жилья с индивидуального жилищного строительства. В общей сложности мы планируем сдать в этом году примерно 400 тысяч квадратных метров. В Волгограде не будет катастрофического падения, какое мы наблюдаем в этой сфере в некоторых других городах, в том числе и в нашей области. Поэтому мы и решали со строителями, что нужно сделать, чтобы они быстрее сдали жилье в эксплуатацию и чтобы оно быстрее пошло на рынок? Что нужно сделать, чтобы участники рынка прекратили разбираться друг с другом, например, когда за один и тот же участок судятся застройщики, дольщики и многие другие? И что, наконец, нужно сделать, чтобы начала реально работать программа переселения из ветхого и аварийного жилья, и многие строители согласились на выкуп жилья по 31 700 рублей за квадратный метр? Хотя, признаюсь, это очень сложно для строителей – имея себестоимость, фактически граничащую с этим показателем, идти на такой выкуп.

Вы считаете, что выкуп жилья по 31 700 за метр – это низкая цена? Думаю, жители Волгограда предпочтут подождать еще большего снижения...

– С моей точки зрения, ценовой показатель продажи квартир достиг дна. Я бы не стал сейчас говорить: а вот подождите, совсем упадет жилье – тогда покупайте. Дна можно не заметить. Лучше брать сейчас, если есть, конечно, деньги. Понятно, что у большинства жителей Волгограда денег нет. Но у тех, у кого они есть, кто копил, кто не смог купить жилье в период роста цен, когда квадратный метр достигал цены в 70-80 тысяч рублей, а жилье бизнес-класса и 100-120 тысяч за метр, эти люди сейчас будут в выигрыше.

Еще раз подчеркну: я понимаю, что это относится далеко не ко всем жителям города. Но я считаю, что те, кто имеет возможность сегодня приобрести жилье, должны покупать. Во-первых, мы выручаем строителей, покупая жилье сейчас, а во-вторых, не прогадают те, кто имеет деньги на покупку. Не нужно ждать еще большего падения цен. Большого объема нового жилья нет. В этом году будет сдано около 400 тысяч метров. А ожидать, что в условиях кризиса строители изловчатся и из каких-то непонятных запасов построят еще больше в 2010 году, трудно. А раз жилья не будет, то не будет увеличиваться объем жилого фонда, и вряд ли будет так катастрофично снижаться его цена. Скорее всего, снижаться она не будет вовсе. Поэтому, если встал вопрос – брать или не брать, то лучше брать и делать это сейчас.

Одна из самых больных городских точек – ЖКХ и его состояние. За последние два года, что вы руководите городом, мы регулярно слышим о коммуналке только в двух вариантах: скандалы вокруг ОАО «КТВ» и очередные коммунальные аварии. При этом даже ваш заместитель Олег Капустин уже признает, что сейчас каждая третья магистральная труба Волгограда изношена на сто процентов.

– Ситуация была близка к критической еще лет 15 назад. Сейчас мы развернулись от пропасти и сделали решительный шаг вперед. Скандалы в коммуналке

Поделиться

начались, мягко говоря, не с моим приходом, а с приходом в Волгоград компании «ВгКС», а затем «РЭС». При приходе «ВгКС», лично принадлежащей отдельным и хорошо известным в городе физическим лицам, не было проведено ни одного конкурса. Еще раньше искусственно обанкротили МУПы теплового хозяйства, водоканала, электроснабжения. Я считаю разумным проведенный конкурс, в результате которого в Волгоград пришла компания, где 26 % акций принадлежит муниципалитету. Но акций не лично Гребенникова, заметьте. Эта компания, по сути, вытянула отопительный сезон, при этом погасив за РЭС кредиты, набранные в течение 2006–2007 года. Да, есть с работой у ОАО «КТВ» проблемы. По решению судов сорван пятнадцатилетний контракт на управление городской коммуналкой. Но ту компанию, которая пришла в город и погасила чужие долги, я могу только поблагодарить. Не КТВ брало 470-миллионный кредит. Не я назначал директора РЭСа, который все это сделал. А один из бывших директоров РЭС сейчас работает большим чиновником в одном большом здании. Именно он подписал кредит в банке «Возрождение». Зачем ему надо было его брать – другой разговор.

Сейчас мы возвращаемся к тому, чтобы самостоятельно использовать муниципальные тарифы по воде и канализации, тарифы, установленные областью по теплу и по электроснабжению. Наша задача – вернуть управление сетевым хозяйством в муниципальные руки. Поэтому мы сейчас создали два МУПа, а один (по электроснабжению) возродили к работе. Мы фактически реанимировали работу ВМЭСа (Волгоградские межрайонные электрические сети), который юридически существовал, а в действительности ничем не занимался, кроме как сдачей в аренду своего собственного имущества. Мы получили сейчас от области тарифы на все эти три вида бизнеса: и на тепло, и на электроснабжение, и на воду. Все идет очень непросто. Сейчас мы, по сути, собираем имущество, которые в свое время было роздано непонятно каким образом, непонятно кому и зачастую без надлежащего подхода к этому процессу.

Но почему мэрия до сих пор не может вернуть себе полностью городскую коммуналку, тем более что неоднократно говорилось о ее возможной рентабельности?

– Когда мне говорят, что коммуналка должна быть рентабельной, я отвечаю, что при существующем износе оборудования все деньги нужно снова тратить на тепловое хозяйство, воду и прочее. Поэтому я вообще не говорю о прибыли в МУПах. Нужно выполнять производственную программу, необходимую для подготовки к отопительному сезону, находить деньги на зарплату коллективу и на развитие. С той чехарды, начиная с 2003 года, когда без конкурсов частные конторки приступили к аренде наших сетей, а МУПы обанкротились, прошло достаточно много времени. Поэтому я категорически не согласен, когда меня обвиняют в том, что именно с моим приходом начались проблемы в коммунальном хозяйстве. Ребята, мы возвращаем в муниципальные руки то, что разбазарили много лет назад! Я спрашиваю у некоторых чиновников-крикунов, пытающихся искать какие-то выгоды: где вы были, когда банкротили МУПы? Когда нас шантажируют судами, где вы, «защитники» города?

Очевидно, что нам нужно разрулить ситуацию с заявленными обязательствами, которые есть у КТВ перед поставщиками энергии. Но эта проблема должна решаться параллельно с возвратом управления в муниципалитет. Не решив главного, не вернув тарифные деньги МУПам, мы не справимся в целом с проблемой. А меня сейчас пытаются шантажировать. То газовики вдруг говорят, что «рубильник отключим», так как КТВ не оплатило нам использованный газ. Судитесь. Есть цивилизованные механизмы, есть арбитраж. Нет же. Им проще рубильником махать. Энергетики проснулись: а что это вы задумали все в муниципалитет возвратить? Вы что там, своевольничать решили? И опять хватаются за рубильник! Слава богу, есть закон, где все четко и понятно расписано. Есть хозяйствующий спор – иди в суд. Житель страдать не должен. Уверен, большинство волгоградцев считают наши действия и необходимость организации МУПов правильными. А те, кто способствует, как правило, критике нынешней городской власти, имеет прямой интерес и хочет, чтобы его коммерческие структуры зашли в коммуналку. Я до сих пор не могу добиться полной информации о том, кто все же является собственником «Волгоградэнергосбыта». Кто эти физические лица? Часть акций – у Лукойла. Знаю, понимаю. А остальные у кого конкретно? Кто, по сути, владелец долгов ВгКСа, который создал, в свое время, бывший мэр? Кто управляет этим процессом? Кто судится с мэрией, пытаясь взыскать с бюджета последние деньги? Кто за этим стоит? Какие коммерсанты? А за ними – какие чиновники? Многое откроется, если мы узнаем эти фамилии. Никого не обвиняю, боже упаси. Но мне очень любопытно.

Еще одна болевая точка, о которой мы уже очень давно говорим, – состояние наших дорог...

– В 2008 году при всей критичности ситуации мы провели ремонта дорог больше, чем за последние два-три года. В Советском районе сделали развязку. Построили за год с декабря 2007 по декабрь 2008 путепровод в Сарепте. Мы осветили третью продольную магистраль, а это более тридцати километров. Мы сделали половину дороги на 7-й Гвардейской и в этом году ее доделаем. Мы вложили порядка 90 миллионов рублей в ремонт внутриквартальных дорог и еще 60 миллионов рублей – в засыпку щебнем. Мы потратили около 200 миллионов рублей на ямочные ремонты и текущее содержание дорог. Мы получили примерно 470 миллионов рублей из федерального бюджета и освоили их полностью, за исключением тех 80 миллионов по улице 7-й Гвардейской, которые пришлось вернуть. Так что при всех проблемах в части дорожного строительства в 2008 году город развивался очень активно.

В этом году из федерального бюджета мы получим 236 миллионов рублей. 100 миллионов придет из областного бюджета, хотя в прошлом году их было 150. Дополнительно мы вложим своих 112 миллионов рублей. Уже вложили деньги, провели аукционы и ведем работы по внутриквартальным дорогам и в этом году сделаем порядка 113 дворов. Да, из-за кризиса и нехватки денег мы вынуждены частично сократить расходы на текущее содержание дорог. «Благодаря» этому кризису мы вынуждены сейчас пойти на централизацию управления содержания дорог. По сути, с введением в работу МУ «Благоустройство» содержание всех городских дорог мы передаем департаменту городского хозяйства. Сокращение ассигнований заставляет нас оптимизироваться.

Но дороги Волгограда активно используют не только горожане, но и жители области, не говоря уже о транзитном транспорте. Почему тогда областные власти сокращают финансирование города в пользу своих проектов?

– Да, у нас по этому поводу есть разногласия с управлением автомобильных дорог Волгоградской области, которое возглавляет Василий Евсиков. Я, например, считаю, что мост через Среднюю Ахтубу нужно строить параллельно с началом вложений в третью продольную магистраль Волгограда. Мы никогда не спасем проспект Ленина и вторую продольную, если сохраним тот транзит, что идет через эти трассы. В сутки наши основные дороги бьют 12,5 тысячи единиц транзитного транспорта, и, как правило, это большегрузные машины. Отсутствие третьей продольной магистрали позволяет им бить наши дороги, которые мы с трудом потом ремонтируем из городского бюджета.

Поделиться

В 2002 году закончена первая часть третьей продольной магистрали. Глупо говорить о четвертом кольце, когда не закончено третье, когда нет южной части этого кольца. Я не против объездной дороги. Я только за. Но прежде чем говорить Б, надо сказать А. Я очень хочу, чтобы меня услышал Евсиков. Услышит, и тогда мы вместе с ним будем просить деньги в Росавтодоре. А в Росавтодоре прямо и четко сказали: определитесь у себя сами, что именно у вас в приоритете.

Какая еще проблема, по вашему мнению, наиболее остра сейчас для города?

– Конечно же, ситуация с дошкольным образованием. У нас огромная очередь детей, желающих попасть в детские сады. За время моей работы на посту главы Волгограда в городе открылись три новых детских сада. А нужно найти деньги не на три, а на шестьдесят три! В 2008 году, еще до кризиса, у нас была программа – в 2009 году ввести 60 новых детских групп. Теперь из-за кризиса город не имеет денег на реализацию этой программы. Это очень обидно. Нам нужно быстрее закончить детский сад на поселке ГЭС, который строим, как говорится, с миру по нитке. Я хочу найти деньги на выкуп у частного собственника здания детского сада по улице Советской. Он просит 100 миллионов рублей. Там порядка 120 детей можно разместить. Нужно найти деньги на выкуп детского садика у одного строителя в Дзержинском районе...

При советской власти в Волгограде было более 300 детских садов. А сейчас мы гордимся тем, что у нас 243 детских садика. Даже по отношению к периоду 20-летней давности у нас не хватает около 60 детских садов. Они были разбазарены в период перестройки, проданы или разрушены. Наша администрация вернула благодаря определенным усилиям детский сад на Спартановке. Сейчас веду переговоры с Николаем Волковым, чтобы он отдал другой садик на Спартановке. Вернули детский сад, который занимал колледж. Но при этом каждый из них нуждается во вложениях 15-ти или даже 30-ти миллионов рублей. Но мы все равно возвращаем их, понимая, что в дальнейшем они нам понадобятся. Строить новый – это 120-150 миллионов на каждый садик. Реальнее найти деньги на ремонт.

Тем не менее ситуация остается крайне острой. В Советском районе ЖБИ вводит четыре новых дома. А где сады? Какой умник давал разрешение на строительство, давал территорию, не обременяя строительством дошкольных учреждений? Где мне его найти, чтобы по-русски объяснить, кто он на самом деле? Громадная проблема в Советском районе. Куда жители новых домов будут водить детей? При мне замдиректора ЖБИ заявил: стройте детсады сами, за счет города. Стоп! Город получает прибыль от продажи квартир? Нет. О чем тогда такой разговор? Выход здесь есть только один: проблему должны увидеть и услышать на областном и федеральном уровнях. Нам нужна федеральная, на крайний случай региональная программа по реконструкции детских садов на условиях софинансирования. Тогда деньги и федеральные, и областные будут идти вместе с муниципальными.

Я думаю, губернатор Николай Максюта поддержит нас в этой ситуации. Я даже уверен. И хочу, чтобы наша областная дума приняла областную программу по строительству и реконструкции детских садов в регионе. Пусть будет софинансирование 50 на 50 %, пусть будет 70 на 30 %. Мы готовы к любому варианту.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter