V1
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Волгограде

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

757мм 37%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Город Роман Беков, председатель комитета экономики администрации Волгоградской области: «Мы не позволим бездумно банкротить градообразующие предприятия»

Роман Беков, председатель комитета экономики администрации Волгоградской области: «Мы не позволим бездумно банкротить градообразующие предприятия»

Конец года – традиционное время для подведения итогов, в том числе и финансовых. На неделе были озвучены бюджетные планы администрации Волгоградской области на 2012 год. Председатель комитета экономики администрации области Роман Беков считает, что, несмотря на его предельный дефицит, у области есть неплохие перспективы по развитию экономики и выправлению ситуации.

– Сегодня ряд экспертов настойчиво предрекает Волгоградской области банкротство, напоминая о почти критической цифре дефицита бюджета. Действительно ли ситуация настолько серьезна, и какие шаги способны ее переломить в лучшую сторону?

– Не вижу поводов для подобных беспокойств. Консолидированный и собственно областной бюджет на 2012-2014 год сформированы с учетом реальной оценки доходных возможностей региона и с учетом концентрации расходов на приоритетных направлениях, таких как улучшение условий жизни населения и решение важнейших социальных проблем. В следующем году мы рассчитываем направить в доходную часть бюджета 61 млрд. рублей. Расходная часть составит 68 млрд. рублей. Размер дефицита планируется на уровне 15%. Напомню, таким он и был на протяжении ряда последних лет. Это стандартный показатель, который соответствует нормам бюджетного законодательства.
Источниками покрытия дефицита бюджета в 2012 году традиционно станут заемные средства и средства, вырученные от размещения ценных бумаг, а также остатки на счетах. Для предотвращения бюджетных рисков в регионе также проводится политика по повышению эффективности бюджетных расходов. Резервы для этого повышения имеются.

Да, дефицит влияет на размер государственного долга. Предельный объем государственного долга Волгоградской области на 2012 год предлагается в сумме 24 млрд. рублей. Однако, если рассматривать эти взаимоувязанные показатели за отчетный период по другим субъектам Российской Федерации, можно сказать, что намного серьезней ситуация не первый год в Астраханской области, Краснодарском крае, Саратовской области и др. Тем не менее финансовая устойчивость этих субъектов не ставится под сомнение.

– Сейчас комитет ведет работу с промышленными предприятиями области в целях повышения результативности их работы. Можно ли выделить типичные трудности, на которые ссылаются производители? Чем может помочь в их решении администрация области?

– Вы знаете, волгоградская промышленность традиционно многоотраслевая. На территории региона выпускается продукция металлургии, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, идет добыча и переработка нефти, развита стройиндустрия, пищевая и текстильная промышленность.

По итогам 2011 года мы ожидаем получить на 100 млрд. рублей промышленной продукции больше, чем в прошлом году. Объемы выпуска составят 552 млрд. рублей. Это хороший показатель. Уже по итогам 11 месяцев этого года видно – темпы роста промышленного производства у нас несколько выше, чем в среднем по России. Мы видим и знаем системные проблемы развития промышленности. Это высокий, свыше 60%, износ основных фондов, использование устаревших технологий, отсутствие у предприятий программ модернизации и средств на их реализацию, позволяющих наладить выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Директорский корпус также обеспокоен непрозрачностью тарифообразования, принятием законов, приводящих к ухудшению конкурентоспособной среды деятельности предприятий, ростом тарифов на топливно-энергетические ресурсы, отсутствием инфраструктуры, высокой стоимостью технологического присоединения к электросетям.

Есть проблемы, которые мы, власти, на региональном уровне не решим. А есть такие сферы, где мы можем изменить ситуацию. Скажем, стимулировать рост объемов строительного комплекса путем размещения госконтрактов на строительство домов для ветеранов, военнослужащих, детей-сирот. И мы это делаем. Региональные власти активизировали работу в рамках принятой в этом году волгоградской концепции развития промышленности до 2020 года. Она позволяет задать ориентиры, указать перспективные сферы развития экономики, дать инвесторам, вкладывающим деньги в приоритетные отрасли, зеленый свет.

Вы знаете, в Волгоградской области работает современное инвестиционное законодательство. Мы можем предоставить инвестору государственные гарантии, предложить пониженную ставку по налогу на прибыль, полностью освободить от налога на имущество, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта. Иногда речь может идти и о прямой помощи. Как пример приведу намечающееся в следующем году субсидирование предприятий химической и нефтехимической промышленности.

– Ни для кого не секрет, что сегодня ряд промышленных предприятий Волгограда простаивает, причем не первый год (бывший винзавод, завод медоборудования, гормолзавод). Даже учитывая, что собственники предприятия – частные лица и компании, планирует ли область какие-либо меры решения ситуации, поскольку простаивающее производство не приносит и налогов?

– Да, действительно, ряд промышленных предприятий прекратил свою деятельность по различным причинам. Это и слабый менеджмент собственников, и высокие затраты, и устаревшие технологии...

Особенно опасно, когда среди этих предприятий оказываются системообразующие компании или предприятия, оказывающие наибольшее влияние на доходную часть консолидированного бюджета. Тогда мы идем на вмешательство. Разговариваем с собственниками, будь то частные или государственные компании. Вместе ищем пути реанимации бизнеса. Присутствует также адресная работа с проработкой вопросов на уровне министерств и ведомств.

В результате такого диалога в области заработал завод «Камышинский текстиль», рассматривается возможность восстановления консервного завода в Ленинском районе, предпринимаются меры по поиску заинтересованных потенциальных инвесторов, готовых возродить Южную винно-коньячную компанию.

В соответствии с планом мероприятий, разработанным администрацией Волгоградской области совместно с ОАО «Росспиртпром», в этом году возобновил работу ликеро-водочный завод «Волгоградский». Это не только восстановление производства, но дополнительные платежи в бюджет, а также возможность снижения поставок контрафакта за счет производства местной алкогольной продукции.

Не могу не сказать и том, что помогать надо не только слабым. Совершенствование регионального законодательства, как инвестиционного, так и налогового, позволило в текущем году успешным предприятиям завершить строительство или модернизацию таких производств, как коксовое на Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе, производство ксантогенатов на Волжском «Оргсинтезе», производство полиоксихлорида алюминия на ОАО «Каустик», реконструкцию цеха по переработке скота филиал ЗАО «Агро-Инвест» и других. Самое главное – на вновь созданные рабочие места принято за год около 4200 человек, в том числе в промышленности – около 1900 человек.

– Какие экономические проекты, старт которых намечен на 2012 год, считаете самыми важными для региона?

– В стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года на территории Волгоградской области выделено четыре зоны опережающего роста: Волгоградская агломерация, Котельниковская промышленная зона, Эльтонская зона и Камышинский текстильный кластер. Определено четыре перспективных проекта, координацию которых будет осуществлять Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Это создание химико-фармацевтического кластера в Волгоградской области с инвестициями 14,6 млрд. рублей, формирование текстильного кластера «Поволжье» с инвестициями в 5,6 млрд. рублей, строительство и развитие производства автобусов малого класса в городе Волжский с объемом инвестиций в 650 млн рублей и строительство горно-обогатительного комбината на базе Гремячинского месторождения Котельниковского района Волгоградской области. Объемы инвестиций последнего впечатляют – 85,5 млрд. рублей.

В 2010-2011 годах областной Совет по инвестициям принял решение об оказании государственной поддержки в отношении 19 инвесторов, реализующих 23 инвестиционных проекта с инвестициями около 150 млрд. рублей и созданием около четырех тыс. рабочих мест. Речь идет о проектах в сфере АПК, рекреационной инфраструктуры, машиностроительной отрасли, организация производства промышленных упаковок, отрасли стройматериалов. Это наиболее крупные проекты, результаты которых мы увидим в следующем году.

Нельзя не отметить и проекты–локомотивы, заявленные ОАО «РЖД», которые обеспечит повышение эффективности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта, и ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», реализация которого позволит выпускать экологически чистое моторное топливо европейского уровня.

Стоит отдельно отметить инвестиционный проект ООО «Волга Бас» «Строительство и развитие производства автобусов малого класса». Массовый выпуск автобусов планируется начать в 2012 году. Объем производства нового предприятия составит до 3000 автобусов в год. Одно из конкурентных преимуществ новой модели – это кузов из алюминиевого сплава, обладающий высокой коррозионной стойкостью. В результате реализации проекта будет создано 800 новых рабочих мест. Ежегодные налоговые платежи в бюджеты всех уровней составят 133,2 млн. рублей, в том числе в областной бюджет – 48,4 млн. рублей. Это ли не повод гордиться волгоградскими промышленниками.

– Говоря о планах развития региона, сегодня делается ставка на программно-целевое финансирование. В каких федеральных программах у Волгоградской области есть шанс привлечь больше всего средств?

– В отличие от преобладающего сейчас сметного планирования, когда выделение средств идет путем индексации сложившихся затрат, программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности с одновременным мониторингом и контролем за достижением намеченных целей и результатов. В настоящее время федерация ориентирует нас на применение именно такого метода планирования и даже вводит эту работу в разряд оцениваемых в рамках системы показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти. Поэтому работа по встраиванию региона в госпрограммы, которую мы вели и раньше, становится еще более актуальной.

В 2010 году на территории Волгоградской области было реализовано 15 федеральных целевых программ, в начале 2011 года – 18 федеральных целевых программ. По состоянию на 1 ноября 2011 года Волгоградская область принимает участие в 21 федеральной целевой программе. Общий объем выделенных ассигнований по программной и непрограммной части в 2011 году по данным программам составил 14,5 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 3,2 млрд. рублей, из бюджета субъекта – 1,1 млрд. рублей, из внебюджетных источников – 9,9 млрд. рублей.

В федеральном бюджете на 2012 год на реализацию 57 федеральных целевых программ предусмотрено свыше 924 млрд. рублей, из них: на развитие регионов – около 39 млрд. рублей; на развитие социальной инфраструктуры – свыше 97 млрд. рублей; на модернизацию транспортной инфраструктуры – 281 млрд. рублей; на развитие высоких технологий – свыше 217 млрд. рублей. Есть за что бороться.

В последнее время по условиям федеральных целевых программ расширяются возможности самостоятельного участия в программах непосредственно предприятий и организаций. Ведущим проектом в этом направлении становится проект ФГУ «Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». В 2012 году в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» на техническое перевооружение и реконструкцию Волго-Донского канала выделено порядка 908 млн. рублей. Одним из первых в регионе по 30-40 млн. ежегодно в рамках федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» привлекает на свое развитие федеральные средства ОАО «Метеор». В ноябре 2011 года прошло согласование на выделение ОАО «Химпром» около 740 млн. руб. по федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации». Так что работа по привлечению федеральных средств в Волгоградскую область продолжается. Возможно, сейчас стоит направить больше усилий на повышение информированности жителей Волгоградской области о проводимых органами исполнительной власти Волгоградской области мероприятиях по развитию гражданского общества в Волгоградской области.

– Если говорить о перспективах развития экономики региона, ставка все чаще делается на создание кластеров производства. Реальные подвижки по воплощению этих планов в жизнь уже есть?

– На территории Волгоградской области проводится работа по созданию химико-фармацевтического кластера и текстильного кластера «Поволжье». Эти проекты включены в перечень приоритетных на уровне ЮФО.

В рамках химико-фармацевтического кластера предполагается создание на территории Волгоградской области высокотехнологичного фармацевтического производства, соответствующего мировым стандартам. В соответствии с профильной Федеральной целевой программой наш медуниверситет получает из федерального бюджета 990 млн. рублей на создание научного центра инновационных лекарственных средств с опытно-промышленным производством, являющегося частью проекта по созданию химико-фармацевтического кластера.

Целью создания на территории области текстильного кластера является внедрение современных инновационных технологий и импортозамещение текстильной продукции, ввозимой из стран Юго-Восточной Азии. Базовым предприятием проекта названа текстильная компания «Камышинский ХБК». В текстильный кластер войдут предприятия швейной, трикотажной подотрасли, расположенные на территории Волгоградской области; предприятия химической промышленности, выпускающие химические волокна и текстильную химию; учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для легкой промышленности, научно-исследовательские организации, малые предприятия, выпускающие фурнитуру, упаковку, полиграфию, организации инфраструктуры и индустрии моды.

– Что можете возразить оппонентам, которые утверждают, что в нынешних условиях целесообразнее и честнее закрыть неэффективно работающие промышленные гиганты типа Красного Октября и вкладывать бюджетные средства в развитие перспективных производств?

– Логика – «все разрушить до основания, а затем созидать по новой» – никогда до добра не доводила. Вы же первые в нас кинете камень, если мы объявим бесперспективным уникальный металлургический завод «Красный Октябрь» и бросим без средств к существованию его высокопрофессиональный коллектив – более 7,7 тысяч человек. Да, мировой финансово-экономический кризис крайне негативно сказался на работе завода. Предприятие понесло миллиардные убытки, были накоплены значительные долги. Как следствие – возбуждено дело о банкротстве.

С целью сохранения предприятия Государственной корпорацией «Ростехнологии» была принята программа первоочередных действий по финансовому оздоровлению, проведена работа с основными кредиторами завода, осуществлен выкуп части задолженности. Все это позволило не допустить полную остановку и последующую ликвидацию стратегического предприятия, а также создало предпосылки для выхода «Красного Октября» из кризиса. Предпринятые меры позволили сохранить трудовой коллектив и обеспечить людей заработной платой. По итогам за девять месяцев 2011 года ее рост составил 17 процентов. Сейчас завод наращивает объемы производства и, как следствие, налоговые платежи: рост объемов производства продукции в действующих ценах составил более 14 процентов, уплаты налогов в консолидированный бюджет области – 19 процентов. Руководством ГК «Ростехнологии» и предприятия проводится работа по поиску партнеров, наполнению портфеля заказов, так, в середине ноября текущего года «Красный Октябрь» выиграл тендер на поставку металлопроката на ОАО «АВТОВАЗ» в 2012 году.

Это всего один яркий пример, показывающий – администрация Волгоградской области всегда будет взвешенно подходить к работе градообразующих предприятий и никак не потворствовать желанию некоторых привести их к банкротству. Кстати, один из механизмов такого внешнего контроля – заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве. Это эффективный способ взаимодействия между предприятиями и органами областной и местной власти. Он позволяет отразить объективные проблемы, а затем решать их совместными усилиями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем