
Поделиться
Новость о возможной смене собственников всех волгоградских хлебокомбинатов уже в самое ближайшее время волгоградскими блогерами была расценена как очередной передел рынка не в пользу волгоградского бизнеса.
Депутат Волгоградской областной думы, председатель комитетa по аграрной политике и природным ресурсам Анатолий Якунин считает, что волгоградский бизнес обречен терять свои позиции на продуктовом рынке, будучи лишен нормальной поддержки власти.
«Это плачевно, но сегодня мы вынуждены признать, что волгоградский бизнес уходит в другие регионы. И это касается не только продовольственного рынка. Просто на примере волгоградских прилавков, на которых местные продукты скорее исключение, чем правило, мы видим отражение ситуации в производственном секторе нашей экономики. Я бы предложил взглянуть на проблему и с другой стороны: обилие на наших прилавках продуктов из других регионов означает и то, что налоги от их продажи уходят не в нашу казну. По сути и мы, и производители стали заложниками нашего скудного бюджета.
Я не думаю, что в переделе собственности кроется главная причина подорожания хлеба и хлебопродуктов в регионе. Скорее здесь сказались как многолетняя засуха, так и крайне скудное финансирование аграрного сектора региона. В идеале не менее 10% консолидированного бюджета должно выделяться на развитие сельского хозяйства региона и поддержку производителя. Сейчас из областного и федерального бюджета на эти цели выделяют по 1,3%. О том, насколько ничтожна эта сумма, поясню на примере развитых европейских государств. Даже там, где фермеры работают на новейшей технике и по самым современным технологиям, компенсация затрат со стороны государства составляет от 300 до 400 евро на гектар. Для сравнения: у нас это жалких 300 рублей. Думаю, что после вступления в ВТО ситуация только усугубится. И уж тем более бессмысленно говорить о какой-то возможной конкуренции с иностранцами в таких условиях. Добавьте к имеющимся сложностям сельхозпроизводителей и переработчиков постоянно растущие цены на ГСМ и энерготарифы, которые растут в разы больше декларируемых цифр, и вы получите печальную картину упадка в регионе.
Между тем, производители, чьими продуктами сегодня завалены наши прилавки, работают в совершенно иных условиях. В той же Белгородской области региональная власть начала серьезно поддерживать производителей еще лет 10 назад. За это время они успели «обрасти жирком», приобрести современную технику и перерабатывающее оборудование. Понятно, что и конкурировать с ними нашим производителям намного сложнее. Даже если сегодня вдруг наша власть одумается и изыщет ресурсы на поддержку сельского хозяйства региона, эффект мы получим не ранее чем через 3-4, а то и 10 лет. Потому что сельское хозяйство в области сейчас почти изничтожено. Крупного рогатого скота у нас в регионе сейчас меньше, чем после войны. А хозяйств с высокопродуктивным скотом во всем регионе осталось одно-два. Если раньше в каждом районе области поголовье КРС составляло 35-40 тысяч, то сейчас кое-где оно сведено к нулю. Идя по пути наименьшего сопротивления, фермеры стали избавляться от КРС и переходить на более удобное в обороте зерно. В результате наши молзаводы работают преимущественно на сухом молоке, «живое» молоко от местных коров составляет всего 20-30% от объемов переработки. Стоит ли удивляться, что волгоградского молока, как и других продуктов, на наших прилавках не сыскать?»