Приобретение торговой сетью «Радеж» сразу 30 магазинов сети «Семья», расположенных в Волгограде и Волжском, стало одной из самых крупных сделок на рынке сетевого ритейла Волгограда за последний год. И все же обсуждая перемены, активно происходящие в последние месяцы в сегменте торговли, эксперты видят очевидное запоздание этих процессов, которые давно завершились в соседних регионах.
Управляющий директор группы компаний «Алор» Сергей Хестанов считает, что самым сложным этот период является для мелких магазинов. Впрочем, и у них есть шанс избежать поглощения крупной торговой сетью.
«Тот процесс укрупнения торговых сетей, который происходит сейчас в Волгограде, вполне закономерен. Другое дело, что в том же Ростове-на-Дону он завершился еще лет 5-7 назад, а в столице и того раньше. Это явление общемировое, но то, что оно происходит у нас с некоторым запозданием, дает шанс избежать некоторых типичных ошибок.
Главное, на чем основано преимущество крупных торговых сетей – так называемый эффект масштаба. Общеизвестно, что чем бизнес крупнее, тем проще сократить издержки, влияющие на конечную стоимость товара. В области торговли эффект масштаба непобедим, именно поэтому со временем структура торгового рынка развитых стран приходит к одной модели. Как правило, это несколько гигантских торговых сетей, на фоне которых, впрочем, неплохо существуют маленькие магазины шаговой доступности, расположенные, как правило, в спальных районах.
Чем развитее регион, тем быстрее он будет двигаться в направлении создания такой модели рынка. На этом фоне у тех магазинов, что сегодня не попадают ни в один из перечисленных сегментов, еще есть шанс обдумать свое ближайшее будущее. Уверенным оно может быть либо в форме «магазина у дома», либо, как ни страшно для многих это звучит, в формате сетевого магазина. Для этого многие собственники, желающие продлить будущее своего бизнеса, избрали путь франшизы. С одной стороны, работа под знаком раскрученного бренда накладывает на собственника определенные обязательства, в том числе и финансовые, требует неукоснительного следования принятым стандартам. С другой – нынешний покупатель уже приучен покупать в сетевых магазинах, так что приток клиентов будет обеспечен как раскрученным брендом, так и маркетинговой поддержкой франчайзи».