СЕЙЧАС +24°С
Все новости
Все новости

Владимир Бондаренко, художественный руководитель Волгоградского молодежного театра: «Главная задача – чтобы театр был необходим городу»

Поделиться

Волгоградский молодежный театр готовит новый спектакль «Прежде чем пропоет петух». Это первая постановка нового художественного руководителя театра Владимира Бондаренко. Премьера состоится в преддверии юбилея победы под Сталинградом, 30 января. О том, как идет подготовка к этому событию, с какими трудностями пришлось столкнуться на новом месте работы, как удалось выстроить работу с труппой и какие ближайшие планы у молодежного театра, V1.ru рассказал сам Владимир Бондаренко.

– Владимир Владимирович, вы занимаете должность художественного руководителя Волгоградского молодежного театра с прошлого года. С какими трудностями пришлось столкнуться, какие задачи удалось решить?

– В любом театре трудность одна – сделать так, чтобы в театре было интересно, чтобы он был любим и необходим городу, в котором он находится. Это трудность, но это и сверхзадача существования театра. Если говорить о том, с чем пришлось столкнуться, то в первую очередь для меня необычна сама площадка. Те спектакли, которые я ставил, были на большой сцене. Играл и играю тоже на большой сцене. Я давным-давно, лет 15 назад, играл на малой сцене ТЮЗа. Подобная площадка – своего рода микроскоп, потому что все, что происходит на сцене, как в кино, крупным планом видно: каждый содрогнувшийся мускул на лице, каждый жест. Можно сказать, что для меня вхождение в эту площадку было трудностью. Потом, наверное, не трудность, а задача, необходимая для существования театра, – узнать актеров. Со многими я лично был знаком как с людьми, как с актерами – нет. Нужно было узнать эту сторону, чтобы понять, на какие клавиши нужно нажимать и к кому какой подход нужен. Все это нужно было завязать в единый ансамбль, чтобы актеры на сцене были как хорошая футбольная команда. Так, если бы Месси проходил по флангу, а Пуйоль его не видел, но знал, что он уже там и туда идет передача, потому что это одна из лучших мировых команд. В театре, как и в футболе, должно быть все предсказуемо для существования на сцене. Это тоже определенная задача, которая стоит в любом коллективе, чтобы руководитель знал, какой палитрой красок он может располагать.

Трудность была еще и в том, чтобы сохранить тот репертуар, который был. С приходом нового руководства, как на дереве, появляется новый отросток, который начинает расти и превращается в мощную плодоносящую ветку. Это тоже чрезвычайно было важно – выработать стратегию. Не менее важным моментом было определение команды. Потому что когда я пришел в театр, оказалось, что ряд опорных должностей, без которых театр не может существовать, были вакантны. Я не знаю, по каким причинам. Вопрос формирования команды и формирование команды приглашенных режиссеров и художников, которые будут сотрудничать с театром, – важный момент, ошибиться нельзя было. Эти трудности частично решены и решены положительно, но это не значит, что нужно останавливаться и говорить, что все сделано, существовать по инерции. Каждый новый день, новая постановка, идея сопряжены с рядом проблем, трудностей, которые надо преодолевать.

– Совсем мало осталось времени до премьеры спектакля «Прежде чем пропоет петух». Расскажите о нем подробнее.

– «Прежде чем пропоет петух» – это пьеса словацкого драматурга Ивана Буковчана. Пьеса чрезвычайно интересная и остросюжетная. Это, скажем так, военный детектив. Военный, постольку поскольку в сюжете пьесы развивается ситуация, когда в словацком маленьком городке, оккупированном фашистами, убит немецкий солдат. Случайных 10 прохожих хватает патруль, бросает в подвал с целью, если до утра не найдется тот, кто совершил это преступление против немецкой армии, расстрелять заложников. Пьеса интересна тем, что в ней есть остросюжетные повороты. Люди узнают о том, что они должны сами решить, кто один будет расстрелян за преступление. В связи с этим чрезвычайно ярко и необычно раскрывается человеческий характер. Там есть и любовная история двух молодых людей, которые оказались заложниками, и история людей разных возрастов от 16 лет до 70. В экстремальной ситуации каждый проявляет себя абсолютно непредсказуемо. Попав в подвал, эти милые обыватели, мелкие буржуа превращаются в людей абсолютно противоположных тем, которых мы видим в начале.

– Когда началась подготовка к премьере спектакля, как проходили репетиции и подбирался актерский состав?

– Подготовка к премьере началась, можно сказать, в конце мая, когда самый первый раз я собрал актеров, и мы просто прочитали эту пьесу. Постепенно я над ней работал, и актеры еще до отпуска знали, кто и что будет играть. Художник этого спектакля – главный художник нашего театра Михаил Викторов, который живет и работает в Воронеже. Нам удалось договориться с ним о сотрудничестве. Оформление будет очень интересным, костюмы будут соответствовать моде 40-х годов. Проведена большая работа над технической частью. В спектакле помимо традиционных декораций задействовано мультимедийное оформление. Здесь будут проекции, но все секреты раскрывать не стану. Работа над спектаклем шла потихоньку где-то с конца весны, а уже с начала октября, после открытия сезона, очень плотно идет подготовка. Сейчас она уже заканчивается. В спектакле занята почти половина труппы театра – это известные в городе актеры Игорь Мишин, Гозий Махмудов, Наталья Стрельцова. Задействованы наши две новые актрисы, которые с нами работают только с нового сезона – Лиза Фарапонова и Таня Браженская. Для зрителей большой интерес вызовет то, что здесь вместе с нами будут играть два приглашенных актера. Это не актеры молодежного театра: заслуженный артист России Александр Масленников и Олег Блохин.

– В пьесе герои помещены в экстренную ситуацию, они друг для друга – соперники. Не повлияли ли репетиции на взаимоотношения в труппе?

– Естественно, нет. Безусловно, роль, которую ты репетируешь, отпечаток дает, но не в плане выяснения отношений в жизни. Человек может меняться психологически, интеллектуально. У него может меняться пульс. Но в реальную жизнь никакие сценические ситуации не перекладываются, наверное. Хотя говорят, что Иннокентий Смоктуновский стал Смоктуновским после князя Мышкина в БДТ. И говорят, что критики несколько зло заявляли, что он на всю жизнь остался Мышкиным. Но я не знаю, насколько это правда. Актеры ярко репетируют новый спектакль, создают интересные характеры в этой пьесе. 10 человек постоянно на сцене. Для зрителей это очень интересно, а для постановки это, конечно, сложно. А так отношения на репетициях очень деловые и продуктивные. Осталась неделя, и мы идем уже на выпуск, поэтому сейчас происходит последняя мобилизация сил, чтобы провести удачно премьеру и порадовать зрителей.

– Одним из громких скандалов в волгоградской театральной среде был скандал с постановкой мюзикла «Sилiкон». Действительно ли, на ваш взгляд, такой общественный резонанс был обоснованным? И можно ли ожидать подобных постановок от молодежного театра?

– Что касается скандала со спектаклем «Sилiкон», то я бы его скандалом не называл. Это современная российская драматургия. Просто все привыкли видеть в театре музкомедии «Летучую мышь» или «Бабий бунт», а «Sилiкон» выбивался из привычного репертуара. Я спектакль видел, не могу сказать, что от него в восторге, но это хорошая твердая постановка. Скандал – это когда на сцене половой акт или разговаривают матом. Что касается репертуара молодежного театра, то пока российской современной драматургии в нем нет, но мы об этом думаем. Есть современная европейская драматургия – спектакли «Gagarin Way» и «Тест».

– Владимир Владимирович, поделитесь, пожалуйста, ближайшими творческими планами молодежного театра? Какие еще премьеры вы планируете в этом году?

– Сейчас вырисовываются уже планы молодежного театра на текущий год. Мы планируем сотрудничать с французским режиссером Кристофом Пирэ. Это будет совместный проект молодежного театра и его театра, который находится в пригороде Парижа. На этот год намечены репетиции нового спектакля, в следующем году состоится его премьера в Волгограде, и будет тур по Франции с этим спектаклем. План долгоиграющий, поскольку много условий должно совпасть, чтобы это дело состоялось. Сейчас решение задач по премьере сильно продвинулось вперед. И можно сказать, что перспективы получить такой проект очень реальны. После «Прежде чем пропоет петух» следующая премьера намечена у нас на конец апреля. Это тоже, кстати, французская пьеса, но она к Кристофу не имеет отношения – пьеса Мишеля Лоранса «Мой век». Чрезвычайно интересный проект. Это очень и смешная, и грустная, и умная и чрезвычайно человечная пьеса, которая, насколько мы знаем, в России не шла. Там очень необычен будет состав участников. В спектакле четыре героини 20 лет, 45, 75 и 100 лет. Эти все четыре женщины – родственники. Я придумал еще добавить в спектакль четырех мужчин без слов. В этот спектакль помимо актеров молодежного театра будут приглашены две известные актрисы волгоградского драматического театра, который в 88 году прекратил свое существование. В то время, в 70-80 годы, они были очень известными. Естественно, они будут играть не 20-летних, а 75- и 100-летнюю героинь. Мы планируем задействовать, на мой взгляд, одного из лучших балетмейстеров, которые находятся у нас в городе – Елену Щербакову – и известного волгоградского певца. В спектакле будет хореография, вокал. На открытие следующего сезона будет приглашен режиссер Вадим Кривошеев, который поставил «Жизнь в вопросах и восклицаниях» Чехова – спектакль, который положительно взорвал город. Он будет работать над инсценировкой рассказов Шукшина. Спектакль, как я думаю, будет называться «Чудики». Вот такие наши планы на 2013 год.

Фото: Видео Петра Лукашина

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter