V1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Волгограде

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

9 м/c,

с-з.

757мм 43%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Город Андрей Сиротин, председатель Волгоградской областной избирательной комиссии: «Явка появится, когда депутаты начнут работать на земле»

Андрей Сиротин, председатель Волгоградской областной избирательной комиссии: «Явка появится, когда депутаты начнут работать на земле»

8 сентября, в единый день голосования, в регионе завершились выборы разных уровней власти. О том, как проходил избирательный процесс, почему областной центр показал такую низкую явку и какие в ходе избирательной кампании были зафиксированы нарушения, V1.ru рассказал председатель Волгоградской областной избирательной комиссии Андрей Сиротин.

– Андрей Иванович, почему по завершении единого дня голосования настолько затянулись подсчеты голосов?

– Многие, наверное, видели, что творилась на избирательных комиссиях. Дело в том, что члены этих комиссий от различных партий, на мой взгляд, устраивали провокации и скандалы. Таким образом, когда начался подвоз итоговых протоколов, представители политических партий заставили избирательные комиссии считать чуть ли не каждый бюллетень, а не пачками, как это происходит обычно. Самих бюллетеней было порядка 60 тысяч. Пересчет шел три часа, поэтому была задержка с вводом данных протоколов с выборов. Как полагается, данные мы вводили всю ночь, начали в три часа ночи, когда все неиспользованные бюллетени были погашены. Вообще такого никогда еще не было, чтобы все эти избирательные бюллетени считали вручную.

– Почему у нас в регионе так мало комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов), если они так помогают в подсчетах?

– КОИБы – это федеральная собственность, и до марта этого года решение об их установке принимала только центральная избирательная комиссия. С марта 2013 года ЦИК решила, чтобы было меньше скандалов по всей территории России, передать эти полномочия субъектам Российской Федерации. Но по инструкции мы сами не принимаем решение для муниципальных выборов о том, где будут стоять КОИБы. Это решают муниципальные комиссии, которые организуют выборы на территории региона. Они обращаются к нам при наличии финансирования с просьбой поставить КОИБы в тех или иных местах.

По моим данным, в этом году центральная избирательная комиссия не закупила ни один КОИБ. А те, которые у нас есть, – старые, им уже по три года, и они ломаются. Мы ежегодно подаем заявки на эти комплексы, в частности, в этом году мы просили 300 КОИБов, но нам не поставили ни одного. Я могу предположить, что в бюджете ЦИКа не были заложены деньги на покупку комплексов.

Вообще для КОИБов необходимы определенные технические условия. Так, на участке должно быть не менее 500 избирателей. Помимо этого желательно, чтобы комплексы находились в одном месте, чтобы можно было проводить сервисное обслуживание. В единый день голосования, из-за того, что КОИбы старые, у нас получилось несколько нестандартных случаев. Например, на двух участках они сломались, и пришлось ставить специальные урны для голосования. Все это было сделано соответственно всем правилам, не нарушая тайны голосования. А вот в Котовском районе по КОИБам мы собирали срочную комиссию, чтобы отменить голосование по комплексу обработки избирательных бюллетеней. Получилось, что типография напечатала бюллетени, которые не подходили по размерам КОИБу, хотя сигнальные бюллетени были напечатаны правильно. В результате было решено поставить урны, и голосование продолжилось.

– Какие были зафиксированы нарушения в единый день голосования, подтвердились ли факты подкупа избирателей?

– Если говорить о подкупе и в целом использовании каких-то незаконных агитационных методов, мы реагируем на поступающие жалобы, но это больше прерогатива правоохранительных органов.

Что касается самих нарушений, то если брать выборы в Волгоградскую областную думу, там не было ни одной жалобы. По выборам в Волгоградскую городскую думу они были, но не очень много. Более того, нарушения никак не повлияли на итоги голосования. Поэтому поступившие жалобы не могут привести ни к каким изменением и отмене итогов голосования. По всем жалобам избирательной комиссией были приняты соответствующие решения.

Мы также мониторили и СМИ, которые писали о фактах нарушений. По некоторым из них, действительно очевидным, мы проводили проверки, но эти факты не подтвердились. В принципе, на мой взгляд, выборы прошли более или менее спокойно.

А так к нам обращались граждане, сообщали, что где-то кто-то во дворе проводит незаконную агитацию или же подкупает избирателей. Наши сотрудники выезжали на место, но, соответственно, к тому времени там уже никого не было. У нас ведь не так много членов избирательной комиссии, которые могут вот так ездить по городу и хватать за руку. Спасибо гражданам, которые проявляют свою гражданскую позицию и звонят нам. Тем не менее многие факты нарушений, к счастью, так и не подтвердились. В частности не подтвердилось, что в одном из районов по участкам ходили карусельщики, не подтвердилось и то, что якобы кто-то осуществлял сброс протоколов. Насчет вброса, это в принципе невозможно сделать. Сейчас прорезь в урне такая маленькая, что больше трех протоколов туда не пролезет, не говоря уже о целой пачке. Тем более урны прозрачные, в комиссии находится много человек, которые не допустят подобного нарушения.

Были жалобы и о том, что где-то выдают стикеры, которые можно поменять на деньги. Но и это не подтвердилось. Сообщалось и о группе молодых людей, которых задержали в Тракторозаводском районе города, которые якобы подкупали избирателей за 500 рублей. Честно говоря, у меня нет информации о том, что было дальше после их задержания. Например, в СМИ также писали и о солдатах, которые якобы незаконно проголосовали. Но если они прописаны или зарегистрированы, то они имеют право голосовать.

Подтвердились факты незаконной агитации: в Волгограде и Волжском прошла СМС-рассылка за кандидата под номером пять, за «зеленых». Пока, по неофициальной информации, эта рассылка производилась с какого-то сервера, который находится за границей, и оказалось невозможным его заблокировать.

– За два дня до выборов к нам в редакцию обратилась жительница Тракторозаводского района Волгограда, которая сообщила, что ей за тысячу рублей предлагали сагитировать саму себя за их кандидата, что вы на это скажете? Может, факты подкупа действительно имели место быть?

– Почему же эта волгоградка не обратилась в правоохранительные органы или хотя бы в избирательную комиссию. Да, конечно, существуют черные методы агитации, когда люди под видом агитаторов ходят и предлагают избирателям деньги или просто создают какие-то пирамиды. На самом деле пора избирателям становиться умнее. Когда случается что-то подобное, все кричат: «Караул! Мне дали деньги. Выборы незаконны!» Но так же нельзя. Давайте проявлять какую-то гражданскую сознательность, и, если вам предлагают по сути взятку, обращаться в правоохранительные органы. А так получается, что нам предложили взятку, и мы спокойно на это реагируем. Так вот, пока у нас в головах не изменится отношение к выборам и вообще к жизни, на мой взгляд,такие жалобы будут постоянны.

Как повлияло на итоги выборов признание недействительными открепительных удостоверений?

– Нисколько не повлияло. Мы на каждом избирательном участке разместили информацию, всех уведомили. На самом деле очень мало людей пришли по этим открепительным на те участки, в которых они собирались проголосовать. В основном люди приходили по месту прописки. А то, что открепительные были напечатаны и были признаны недействительными, да, факт остается фактом. Но подчеркну, на итоги выборов это никак не повлияло. Было бы хуже, если бы мы не приняли мер, и люди бы пошли голосовать по открепительным, а после со стороны избирателей, кандидатов или политических партий стали бы поступать жалобы с требованием признать выборы нелегитимными. В этом случае было бы хуже.

Могу предположить, что шквала исковых заявлений в суд сейчас не последует, хотя бы потому, что этого не было сделано в первые дни. Обычно такое происходит сразу же. Если же к нам все-таки поступят жалобы от тех избирателей, которые не смогли воспользоваться открепительными, то здесь нужно будет установить, а действительно ли человек выезжал за пределы города или за пределы региона. Если подумать, то в воскресный день проголосовать мог любой: сел в транспорт и доехал до своего участка, даже если находишься в другом районе города.

– Не кажется ли вам, что выборы у нас прошли слишком спокойно? Особенно печально смотреть на низкую явку избирателей в Волгограде. Неужели волгоградцы устали от политики, или же у нас нет достаточно ярких кандидатов?

– Понимаете, на избирательные участки людей должны приводить не избирательные комиссии. И маленькая явка не наша вина. Мы можем развесить по городу множество баннеров, принести всем пригласительные и вручить в руки. Но если кандидаты и политические партии не будут работать на земле, как это было раньше, результата не будет.

Помните, буквально несколько лет назад кандидаты ходили по дворам, по лавочкам, агитировали людей, собирали собрание, вешали объявления. Сторонники других кандидатов задавали им неловкие вопросы, приходилось отвечать на них, краснеть, белеть, но как-то держать себя. При такой работе люди пойдут на выборы. Необходимо, чтобы кандидаты, политические партии встрепенули население. А получается, что кандидаты сегодня расклеивают баннеры, раскидывают агитационные печатные материалы и надеются, что люди проголосуют за них.

На мой взгляд, во всей стране люди уже не верят в муниципальные выборы и не ходят на них. Вот в выборах федеральной власти они принимают участие, поскольку там доверие есть. В муниципалитете же чаще всего происходит так, что кандидат избрался и пропал на пять лет. В этом главная проблема. На самом деле, те кто эти пять лет работали, без всяких проблем были переизбраны. Наиблее яркий тому пример – Ирина Соловьева, набравшая более 60% голосов. Вот если избиратели будут выбирать таких кандидатов, то люди пойдут на выборы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем