СЕЙЧАС +13°С
Все новости
Все новости

Правосудие по-волгоградски: без подсудимых и потерпевшей

В Волгограде подсудимые Иван Симонов и Владимир Марочкин объявили голодовку против незаконных действий со стороны местного правосудия. Эту акцию они намерены продолжать до тех пор, пока не прекратятся нарушения закона при рассмотрении их уголовного дела в Дзержинском районном суде.

Поделиться

Как сообщает V1.ru со ссылкой на обращения Симонова и Марочкина к Президенту РФ, в Генеральную прокуратуру, Верховный суд, Следственный комитет РФ и другие ведомства, при решении любых вопросов, связанных с обвинением, суд совершает так называемые «недисциплинарные поступки» – игнорирует нормы закона, откровенно лоббируя сторону обвинения. Поэтому, кроме голодовки, подсудимые не видят иного выхода для восстановления нарушенных прав, гарантированных Конституцией РФ.

Напомним, что это ничем не примечательное уголовное дело, возбужденное по статье 162 «Разбой» и части 3 статьи 163 «Вымогательство» УК РФ, приобрело скандальную известность из-за ЧП во время одного из процессов. Прямо на заседании, в присутствии гособвинителя и защиты, федеральный судья Лидия Григорьева сделала замечание Симонову и Марочкину, которые, по ее мнению, «обнимались в "клетке"». Она заявила, что «у нас здесь не клуб геев» и что подсудимые «устроили гей-клуб». В ответ Марочкин, отбывший ранее в местах лишения свободы 18 лет, назвал служительницу Фемиды «комитетской проституткой» и «старой лягушкой». Не смолчал и Симонов – плюнул в судью. Удалив вспыливших подсудимых из зала суда до окончания прений, находившаяся в составе коллегии из трех судей Лидия Григорьева тем не менее посчитала возможным и дальше рассматривать уголовное дело. По окончании слушания Марочкин был приговорен к 14, а Симонов – к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Что же касается обиженной судьи, то сразу после приговора она обратилась с заявлением в правоохранительные органы. Марочкина и Симонова привлекли к уголовной ответственности по части 2 статьи 297 УК РФ «Неуважение к суду». Приговором Дзержинского районного суда оба признаны виновными и оштрафованы. Марочкин – на 20 тысяч рублей, Симонов – на 15 тысяч рублей.

Поделиться

Но, как показали дальнейшие события, на этом история не закончилась. Приговор по разбою и вымогательству впоследствии был обжалован Марочкиным и его защитой. И отменен Верховным судом РФ как вынесенный с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства. Высшая судебная инстанция, в частности, подчеркнула, что «фактическое лишение возможности выступить с последним словом является нарушением гарантированного уголовно-процессуальным законодательством права Марочкина В.А., которое могло повлиять на постановление законного и справедливого приговора». Пересмотрев дело по указанию Верховного суда РФ, Волгоградский областной суд отменил приговор. А дело направил в Дзержинский райсуд на новое коллегиальное рассмотрение новым составом суда, то есть тремя судьями.

Однако, как утверждают Марочкин и Симонов в своих посланиях Президенту РФ, руководителям судебных, правоохранительных и иных ведомств, на новом витке рассмотрения дела нарушения не только не прекратились – их стало больше. В июле 2013 года в знак протеста против действий Фемиды Марочкин объявил первую голодовку, которая длилась 40 дней и прекратилась после того, как его законные требования о направлении дела в президиум Волгоградского облсуда для рассмотрения надзорной жалобы Симонова на приговор, отмененный лишь наполовину – только в отношении Марочкина, были удовлетворены.

«Лично я не могу понять, почему это дело рассматривается единолично судьей Федоровым, а не коллегиально, как указал областной суд, – поделилась с V1.ru адвокат Марочкина Наталья Синявская. – С юридической точки зрения получается, что нижестоящий суд не выполняет вступившее в законную силу решение вышестоящего суда. Поэтому новый приговор фактически обречен на отмену. Такое впечатление, что суду надо вынести приговор как можно быстрее. Пусть и неправосудный, пусть и под отмену – не важно! Никого не интересует, что подсудимые уже три года и шесть месяцев находятся под стражей и что после отмены последнего приговора прошло уже восемь месяцев. Сейчас дело начали рассматривать заново в четвертый раз...»

Поделиться

Одно из недавних ЧП – неожиданная смерть потерпевшей. Женщина при жизни сильно злоупотребляла алкоголем, из-за чего на каждое заседание доставлялась конвоем. По информации отдела полиции №3 Дзержинского района, по адресу ее проживания за последние два года совершено три преступления, два из которых – тяжкие. И хотя защита настаивала на освидетельствовании потерпевшей – суд отказал, посчитав, что в этом нет необходимости. Однако на последнем процессе у потерпевшей из носа пошла кровь. Она не скрывала, что чувствует себя плохо и что доставлена приставами из больницы, где ей сделали обезболивающий укол. Но когда защита заявила ходатайство о немедленном проведении медицинского освидетельствовании – суд опять отказал.

«Не потому ли, что медики могли подтвердить факт злоупотребления алкоголем? – предположила Наталья Синявская. – Ведь по закону это автоматически исключало бы возможность не только допроса потерпевшей и возможность ссылки на ее показания в дальнейшем, но и поставило бы под сомнение предъявленное обвинение. Не говоря уже о том, что само освидетельствование и своевременный осмотр могли спасти жизнь женщины. А так спустя два дня направленные судьей Федоровым приставы для доставки потерпевшей обнаружили ее дома без признаков жизни…»

Вот как прокомментировал ситуацию V1.ru депутат Волгоградской областной думы и в недавнем прошлом уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Михаил Таранцов.

Поделиться

«И будучи уполномоченным, и сейчас, на посту депутата, и как человек я всегда стараюсь придерживаться одного из главных своих принципов – быть объективным. Так вот, если быть объективным, я считаю, что приговор в отношении Марочкина и Симонова по статье «Неуважение к суду» – это справедливо. Надо уметь сдерживаться и не давать волю эмоциям. В суде – тем более. В то же время, замечу, я озадачен тем, что областная квалификационная коллегия судей до сих пор не дала оценку поведению судьи – я имею в виду слова про гей-клуб. Ведь судья – публичный человек. И основополагающие принципы правосудия – равенство граждан перед законом и судом, обеспечение беспристрастного и компетентного суда, принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина – еще никто не отменял. Да и кодекс судейской этики обязывает судью при любых обстоятельствах вести себя корректно и уважительно по отношению к участникам процесса, будь то подсудимый, адвокат, истец или ответчик.

Еще один момент, настороживший меня, – это рассмотрение данного уголовного дела в течение 3,5 лет. Европейский суд, напомню, неоднократно подчеркивал, что пункт 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека возлагает на принявшие ее государства (а Россия, как известно, входит в их число) обязанность организовать деятельность судов таким образом, чтобы они могли рассматривать дела в течение разумного срока. А длительность разбирательства в 3,5 года без вступившего в законную силу приговора при всем желании разумным сроком не назовешь».

Как сообщили V1.ru в пресс-службе УФСИН по Волгоградской области, Марочкин и Симонов объявили о голодовке официально. В СИЗО №4 ведется журнал, в который врачи ежедневно заносят данные о состоянии их здоровья. Самочувствие обоих удовлетворительное.

В прокуратуре Волгоградской области от комментариев воздержались, посчитав их преждевременными в связи с неоконченным рассмотрением данного уголовного дела.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter