СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Чиновники vs нестационарная торговля: прыжок в уходящий поезд

Одной из главных проблем предпринимателей Волгограда уже второй год остается отсутствие ясности в вопросах размещения нестационарных торговых объектов. Ситуация, когда владельцы летних кафе с начала года не могут получить разрешение на открытие летних веранд, стала той точкой кипения волгоградского бизнеса, которая побудила предпринимателей инициировать встречу с чиновниками, ответственными за организацию нестационарной торговли в Волгограде. Однако даже разговор, что называется, глаза в глаза, не смог прояснить ситуацию. А значит, шансы волгоградского общепита запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда и все-таки открыть запланированные летние площадки становятся все призрачнее.

Поделиться

Кто виноват?

«Как президент Ассоциации клубов, ресторанов, баров и кафе Волгограда и Волгоградской области я непосредственно заинтересован в том, чтобы волгоградский бизнес имел возможность оперативно и без проволочек решать вопросы организации летней торговли и, в частности, открытия летних площадок, – отметил глава регионального отделения «Деловой России» Эдуард Панин. – С конца мая я начал заниматься этим вопросом, и за две недели мне удалось продвинуться в выяснении вопроса не очень далеко. Из общения с господином Семененко я понял, что два года назад администрация города отдала на согласование схему размещения в Волгограде нестационарных торговых объектов.

Во-первых, мой разум не может воспринять, каким образом сезонные площадки, действующие всего несколько месяцев в году, объединили с киосками и павильонами, которые стоят на своих местах годами. Во-вторых, оказалось очень сложно найти крайних. Тех, благодаря кому схема по сей день не утверждена. Муниципалитет ссылается на департаменты областного правительства, область кивает головой на город. А в итоге, как в басне про лебедя, щуку и рака, воз остается на месте. Летний сезон в Волгограде длится три–четыре месяца, из которых нужно убрать еще около 20 дней мошкары. Эти сжатые сроки просто не позволяют нам тратить такое огромное количество времени на согласование».

Между тем выяснилось, что чиновники и сами видят проблему, однако утверждают, что не располагают полномочиями для ее решения.

«У нас была идея вывести из проекта размещения летние площадки общепита, – поясняет руководитель департамента промышленности и торговли администрации Волгограда Дмитрий Семененко. – С нашей точки зрения, организация летних террас вполне попадает под определение расширения деятельности, не нуждающегося в дополнительном согласовании. Однако прокуратура нашу инициативу не поддержала».

При этом корень зла, по словам экспертов, заложен в 381 ФЗ. Он объединил в понятии нестационарные объекты: киоски, павильоны, сезонные объекты по оказанию услуг общественного питания, палатки, автомагазины, торговые автоматы, лотки, тележки, изотермические емкости, цистерны – и нестационарные объекты для организации отдыха, спортивных игр и занятий, а также мобильные туалетные кабины.

Поделиться

«Изначально в городе действовали две схемы размещения: летняя, которая регламентировала порядок размещения лотков с мороженым, изотермических емкостей, овощных точек, и постоянная, в которой регламентировался порядок размещения тех самых торговых объектов площадью до 30 метров, – поясняет Дмитрий Семененко. – Принятый 381 ФЗ объединил понятие «объект нестационарной торговли», и в 2012 году схему утвердили уже в соответствии с ним. Вопрос в том, что бизнес не стоит на месте и развивается, поэтому целый ряд объектов в эту утвержденную схему по целому ряду причин не попал. И раньше, и сейчас схема принималась на определенный срок, но в нее вносились корректировки на основании заявления предпринимателей, пожеланий ТОСов, депутатов и так далее. Раз в сезон мы согласовывали схему с ГАИ, комитетом по земле и Роспотребнадзором, которые впоследствии вместе с полицией отказались от согласовательных функций. Остались комитет по земельным ресурсам и управление градостроительства и архитектуры. Проблема возникла, когда нестационарные объекты не стали делить на летние и работающие длительное время, и 28 мая депутаты Волгоградской городской думы приняли новый порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда без оформления земельно-правовых отношений. Еще один его плюс для бизнеса – порядок проведения аукциона, согласно документу, он не предполагает повышения заявленной участниками конкурса цены. Порядок вступит в силу через 10 дней с момента его опубликования».

Логично, что предприниматели ожидали увидеть документ уже в начале июня, однако принятый еще две недели назад документ так и не был опубликован на момент проведения встречи 17 июня.

«Нам удалось увидеть новый порядок буквально вчера, – заверила заместитель председателя ВРОВОО «Опора России» Ольга Устинова. – Однако я бы не оценивала новшества, которые дает новый порядок, однозначно. Я согласна с тем, что волгоградские киоски сегодня выглядят похожими на курятники. Заметьте, в Волжском этого нет. И только по одной простой причине, что там все-таки сочли возможным дать собственникам киосков и павильонов дополнительные гарантии, сохранив для них упрощенную в Волгограде привязку к земельно-правовым отношениям. В Волгограде этого не случилось».

Поделиться

Пока эксперты не готовы обсудить новый документ, но уже ясно, что бизнес возлагает на него очень серьезные надежды.

«Мы все живем в одном городе и видим, что он сегодня реально задыхается, бизнес находится на крайне низком уровне, – считает депутат Волгоградской областной думы Руслан Шарифов. – Для того чтобы сегодня что-то реально изменить, кроме лозунгов, которые мы слышим, нужны и реальные дела. Чиновники должны понимать, что все мы сегодня находимся в одной лодке, и пока бизнес остается на плаву, пока он исправно платит налоги, исправно получают зарплату и они. Но та схема, которую мы сегодня обсуждаем, она до сих пор непрозрачна для бизнеса. Я не знаю, почему так сложилось, может быть, это было сделано специально. Сегодня нет понятных правил игры: кто сегодня может поставить на том или ином месте павильон, проводятся ли конкурсы, какова процедура и срок оформления. Все создано для того, чтобы в этой мутной воде предприниматель реально ничего не мог добиться. В основном сегодня всеми павильонами в городе владеют либо люди, которые работают в органах, либо те, кто выигрывает конкурсы массово и затем пересдает павильоны в аренду».

Несмотря на это, чиновники утверждают, что сегодня процедура получения земельных участков под установку объектов нестационарной торговли в Волгограде действует без сбоев.

«Весь порядок расписан поминутно и посекундно: куда направляется заявление, в какой срок и какие действия выполняют соответствующие отделы, – заверила начальник правового департамента министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области Яна Волкова. – Процедура никоим образом не затягивается, никоим образом не завуалирована, и никакие блатные земельные участки не получают. Кроме того, проводятся конкурсные процедуры по предоставлению права аренды на земельные участки, министерство проводит аукционы по предоставлению права аренды земельных участков. Эта информация постоянно публикуется в «Волгоградской правде», строка о проведении торгов есть на сайте мингосимущества. Если есть желание, то всегда можно найти и увидеть, когда, где и в какой срок будут земельные участки с торгов».

Поделиться

Где схема?

Одной из главных претензий областных чиновников к руководству Волгограда остается большое количество недоработок предлагаемой на утверждение схемы размещения в Волгограде нестационарных объектов. Дошло до того, что предприниматели Волгограда, которые первые страдают из-за отсутствия нормально работающего документа, заявили о готовности вскладчину оплатить работы по формированию нормального документа, но начать наконец работать.

«Выигрывая сегодня на аукционе место, предприниматели частенько сталкиваются с тем, что по факту встать им просто некуда, – поясняет начальник отдела по предоставлению земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области Анна Фомичева. – Если власть вносит место в схему, то нужно хотя бы выйти на местность, увидеть, где на самом деле можно ставить киоск, чтобы там не стоял незаконный киоск, не было газона или деревьев. Предприниматели сегодня готовы исполнять требования. Так почему городские власти не готовы сделать для них элементарное? Пусть этот документ, под которым в итоге подписываются все министерства и ведомства, даст людям возможность прийти на место и начать работать, не опасаясь санкций природоохранной прокуратуры. Такой документ мы согласуем в три дня».

Поделиться

Быть ли курятникам?

Еще одна тема, которую невозможно обойти, обсуждая настоящее и будущее волгоградской торговли, – внешний вид киосков и павильонов. Примечательно, что сегодня с вопросом о формировании требований к киоскам и павильонам к городской власти выходят сами предприниматели.

«Назревший на сегодня вопрос – состояние городских павильонов, – утверждает Руслан Шарифов. – Те павильоны, что стоят сегодня в том числе и на главных улицах города, больше похожи на курятники. Что это за строения? Это позорище, которое стоит у нас на Аллее Героев и на улице Советской. Кто беспокоится об их пожарной безопасности, кто отвечает за их внешний вид? Где единые требования к тому, какой вид должны иметь городские киоски, какого они должны быть цвета и размера. Как пример могу привести павильон, недавно установленный напротив моего офиса на Краснознаменской. Удивляюсь, кто так быстро согласовал размещение этого «шедевра»? Мне стыдно и обидно, что люди, которые отвечают в городе за это направление, фактически не справляются со своими обязанностями».

Одним их камней преткновения в вопросе внешнего вида волгоградских киосков сами предприниматели считают отсутствие каких-либо гарантий для бизнеса со стороны власти.

«Люди готовы вкладываться в павильоны, улучшать их внешний вид, но при этом они должны иметь хоть какие-то гарантии того, что через год или раньше их не попросят покинуть выделенное место, – поясняет Ольга Устинова. – Волжане такие гарантии в виде сохранения земельно-правовых отношений получили. В Волгограде власти считают достаточным того, что с предпринимателем будет заключен договор. Однако при желании этот договор можно расторгнуть очень быстро».

Поделиться

По словам чиновников, именно нежелание бизнеса инвестировать в новые киоски стало одной из причин того, что пока у города нет четких требований к их внешнему виду.

«Что касается внешнего вида киосков, то министерством неоднократно ставился вопрос перед городом Волгоградом о принятии какого-то нормативного акта, который бы установил внешний вид киосков, – отметила Яна Волкова. – Однако против оказались сами же предприниматели, потому что тогда придется вкладывать деньги. В своем договоре аренды мы предусмотрели пункт, который делает основанием для расторжения договора аренды несоответствие внешнего вида киоска нормативному акту, который примет город Волгоград. Однако такой документ до сих пор не принят, хотя этот вопрос мы ставим перед Волгоградом на протяжении последних трех лет».

Чиновница заверила, что прежде всего сам бизнес должен проявлять активность и в другом вопросе – борьбе с незаконными киосками.

Что делать?

После общения с чиновниками правительства региона и администрации города предприниматели и вовсе оказались в растерянности. С одной стороны, каждый из задействованных в регулировании торговой деятельности на территории региона орган исправно, с их слов, исполняет свои обязанности. С другой стороны, есть факты, указывающие на то, что десятки собственников оказались лишены возможности строить свой бизнес в соответствии с сезонным фактором.

«Мы рассчитывали, что собрав чиновников за одним столом, сможем получить от них четкие и простые ответы, решить тормозящие процесс проблемы, – утверждает Эдуард Панин. – На деле оказалось, что этого будет недостаточно. Возможно, сейчас бизнесу имеет смысл сформировать свое видение ситуации и выйти с конкретными предложениями непосредственно к главе Волгограда Ирине Гусевой и врио губернатора Андрею Бочарову. Во всяком случае, подписанные «Деловой Россией» соглашения о сотрудничестве с ними позволяют нам рассчитывать, что обещания всесторонне поддерживать бизнес на территории региона окажутся не пустыми словами».

Поделиться

Только очень оперативное реагирование и решение проблемы первыми лицами региона, что называется, в ручном режиме, позволит предпринимателям еще успеть отработать на летних площадках хотя бы часть сезона. Однако, не испытывая иллюзий, сами они заявляют, что ждут от власти не гигантских усилий по запрыгиванию в последний вагон уходящего поезда, а того, что локомотив волгоградского бизнеса наконец поставят на правильные, а не ведущие в тупик рельсы.

«Предприниматели сегодня не знают и не понимают, что им нужно делать, – подытожил Руслан Шарифов. – Даже «блатные» сегодня не могут получить ответ, где и что можно поставить в городе, есть сегодня конкурс или его нет. Почему город до сих пор не может определиться, где и какие павильоны ему нужны? Пока нет этой ясности, город превращается в балаган».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter