СЕЙЧАС +13°С
Все новости
Все новости

Губернаторов проверят дошкольными стандартами

Поделиться

Эффективность и качество внедрения в школах регионов новых стандартов дошкольного образования станут проверкой для губернаторов – об этом говорило большинство чиновников Минобразования, обсуждая на II Всероссийском съезде работников дошкольного образования первые итоги внедрения федерального государственного образовательного стандарта в детских садах страны.

Напомним, II съезд прошел с 20 по 22 октября 2014 года в медиацентре «Олимпийский», и основной его целью стало объединение усилий семьи, общества и государства в разработке и реализации основных направлений государственной политики в области дошкольного образования, выявление новых проблем и определение путей их решения.

«Создание системы дошкольного образования – важная веха в развитии нашей страны, – напомнил президент Российского книжного союза Сергей Степашин. – По крайней мере до прошлого года с момента распада Союза системно дошкольным образованием в стране никто не занимался».

Вместе с новыми образовательными стандартами в детские сады регионов пришли и новые финансовые правила, предполагающие подушевое финансирование дошкольных учреждений. Изменился принцип начисления родительской платы, подход к организации питания. Сейчас на повестку дня вышел вопрос оплаты труда воспитателей, зарплата которых в целом по стране подросла, но все еще отстает от зарплат учителей в школах. Все эти изменения требуют первоочередного внимания и усилий прежде всего со стороны региональных властей.

«В стандартах заложен принцип персонализированного финансирования в каждом дошкольном учреждении, – пояснил директор федерального института развития образования академик РАО Александр Асмолов. – Поэтому успешность реализации программы будет во многом зависеть как от руководителя дошкольного учреждения, так и от руководителя региона. Как пойдет стандарт – тест не только для заведующих дошкольных учреждений, это тест для каждого губернатора региона. Именно от него зависит, как получить тот результат, при котором нищета одних учреждений не будет бросаться в глаза на фоне красивой картинки в других детских садах. Губернаторы и министры в этой ситуации должны осознать, что сегодня в управлении на первое место выходит детоцентризм – оценка любого управленческого решения с позиций того, насколько это поможет детству. И когда я слышу, что руководители регионов говорят о том, что на дошкольное образование им не хватает денег, я спрашиваю, где политическая воля, которую требуется проявить ради главного на этой земле – ради наших детей?»

Внедрение новых стандартов дошкольного образования ставит перед регионами достаточно амбициозные цели и подкрепляется мощными финансовыми вливаниями.

«За более чем два года мы инвестировали в дошкольное образование на модернизацию региональных систем дошкольного образования более 119 миллиардов рублей, – отметила депутат Государственной Думы Алена Аршинова. – Такие средства на дошкольное образование не тратит ни одна страна в мире. В частности, нам немножко завидует Финляндия. Этих средств, скорее всего, не было бы и их не удалось бы отстоять без поддержки Дмитрия Медведева, который принципиален в том, что граждан страны нужно воспитывать с малого возраста. Буквально через пару десятков лет именно эти малыши будут формировать государственную политику, поэтому нельзя преуменьшать значение дошкольного образования. Если мы хотим видеть наше государство конкурентоспособным, начинать нужно именно с детского сада. Это то, что мы имеем в виду, обсуждая бюджет на дошкольное образование».

Тем не менее Волгоградская область с ее супердефицитным бюджетом так и не была названа в числе регионов, которые успешно справляются с задачей освоения федеральных бюджетных средств и могут похвалиться солидными объемами модернизации учреждений дошкольного образования. Лидерами по этим показателям сегодня являются Карачаево-Черкесия, Белгородская область, Республика Чувашия, Краснодарский и Красноярский край.

Между тем авторы новой программы категорично настаивают на том, что среда, окружающая ребенка в детском саду, должна быть максимально приближена к атмосфере домашнего быта, избавлена от казенщины и в то же время предоставлять все возможности для полноценного развития. И обеспечить эти возможности в равной степени всем детям – задача в первую очередь региональных властей.

«Почти все, что мы показали участникам съезда на наших стендах, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», приобретается для образовательных организаций на бюджетные средства, – подчеркнула вице-президент издательства «Просвещение» Ирина Кузнецова. – Мы умышленно не выставляли так называемые «вип-комплекты» для «потемкинских деревень» – все оборудование в «бюджетном диапазоне, по цене оно доступно каждому детскому саду и может появиться в нем уже завтра».

Эксперт пояснила, что эти расходы ни в коем случае не должны лечь тяжким бременем на плечи родителей, в том числе и в тех регионах, где бюджет является глубоко дефицитным, как в Волгоградской области.

«Все, что сегодня так привлекает ваше внимание, за исключением пособий, написанных специально для детей и их родителей, в соответствии с федеральным законом, приобретается для образовательных учреждений на деньги государства», – отметила Ирина Кузнецова.

Примечательно, что самый большой скепсис это утверждение вызвало как раз у рядовых работников детских садов Волгограда, которые в дни проведения форума вместе с детьми замерзали в группах в последнюю очередь дождавшихся подтопки детских садов. Отвечая на вопрос журналистов, насколько контролируется ситуация с задержкой тепла в волгоградских детских садах и школах, чиновники минобразования в очередной раз напомнили, что вопросы дошкольного образования должны оставаться на особом контроле губернаторов.

«Поверьте, министерство активно мониторит ситуацию по детским садам, причем мониторинг проводится в ежемесячном режиме, для этого используются электронные формы наблюдения, – отметила первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. – Конечно, мы оперативно реагируем на все острые вопросы, возникающие в регионах. Но мы должны понимать, что в первую очередь вопросы дошкольного образования являются предметом ответственности регионов, и в данном случае субъект не должен снимать с себя ответственность за подобные факты».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter