СЕЙЧАС +16°С
Все новости
Все новости

Андрей Потапов, первый заместитель главы администрации Волгограда: «60 миллиардов реально спасут "Водоканал"»

В Волгограде решено передать сети и прочее имущество МУП «Городской водоканал Волгограда» в частно-муниципальную концессию. Предполагается, что только таким образом город получит возможность за счет средств инвестора провести глубокую модернизацию коммунальной сферы, сохранив при этом сети в собственности муниципалитета. Почему было принято такое решение, и не останется ли в результате всего этого Волгоград вообще без водоснабжения? Об этом шел разговор с первым заместителем главы администрации Волгограда Андреем Потаповым.

Поделиться

– Андрей Алексеевич, депутаты городской думы одобрили перевод МУП «Городской водоканал Волгограда» в концессию. Чем обусловлено это решение?

– Прежде всего ужасающим состоянием сетей. На сегодняшний день износ сетей и оборудования, поставляющего в дома волгоградцев питьевую воду, уже достиг порядка 78 процентов. Денег на полноценный ремонт в бюджете нет и не предвидится. Поэтому единственное на сегодняшний момент решение – это концессия, где инвестор вложит серьезные средства в развитие и управление предприятием, но при этом имущество останется в собственности муниципалитета.

Но про износ в 70–80 процентов мы слышим уже не первое десятилетие, и все это время муниципалитет не может изменить ситуацию?

– Для модернизации, подчеркиваю, модернизации системы водоснабжения и водоотведения Волгограда необходимо порядка 60 миллиардов рублей. Это следует из разработанной схемы ВиВ. Необходимо заменить не только старые трубы и старые насосы, речь идет о применении новых энергосберегающих технологий и новых материалов, строительстве новых, более качественных очистных сооружений, автоматизации всех производственных процессов, создании новых мощностей, необходимых для развития города.

Естественно, у города таких денег не будет никогда. Есть давно назревшая необходимость реконструировать «Водоканал». На планерке руководитель предприятия докладывал, что у него стоят насосы, выпущенные 70 лет назад. Это энергоемкое, неэффективное, устаревшее оборудование, которое еле-еле работает. У нас на сегодняшний момент полезный отпуск по воде 50%. Это говорит о том, что из 100 процентов подготовленной воды до потребителя доходит и оплачивается только половина. Остальные 50% либо где-то протекают, либо разворовываются. Нужно повышать полезный отпуск процентов до 90, нужно принимать срочные меры по исправлению ситуации.

Для решения проблемы необходимы серьезные, как я уже сказал, деньги здесь и сейчас. Но это повлечет за собой нагрузку для населения в виде роста тарифа. А тариф, и это правильно, у нас ограничен на федеральном уровне, поскольку население не в состоянии оплачивать такие траты. Вот и остается тот вариант, по которому мы идем, – приглашаем инвестора на понятных и контролируемых со стороны муниципалитета условиях.

Однако Волгограду уже не раз и не два обещали инвесторов – «спасителей коммуналки», и после них проблемы только увеличивались, износ рос, а польза осталась незамеченной горожанами.

– Тогда сети были переданы в аренду, а аренда не подразумевала модернизации. Компании просто попользовались сетями, и вернули их в еще более изношенном состоянии. В случае муниципально-частного партнерства предполагаются совершенно другие условия работы.

По условиям соглашения, концессионер будет обязан вложить некоторую сумму, которую определят по конкурсу. Предположим, 60 миллиардов рублей. Он распишет что, допустим, в 2015 году вложит пять миллиардов, в 2016 еще пять миллиардов, и так далее. Концессионер вкладывает за два года 10 миллиардов, модернизирует сети, сокращает затраты и уменьшает потери, автоматизирует само производство, сокращает невостребованный персонал… В результате появляется возможность сделать бизнес рентабельным и вернуть вложенные средства. После модернизации сетей и ежегодного увеличения тарифа и сложится та дельта, которая позволит концессионеру вернуть вложенные средства. Но при этом город будет получать качественную услугу и тщательно ее контролировать. Будет создана комиссия, которая в любой момент сможет и выйти на объект, и произвести проверку.

При этом мы будем настаивать и пропишем в условиях конкурса, что рост тарифа останется в пределах установленных Правительством РФ индексов. Об этом же заявляют и многие из претендентов. Поэтому мы видим от этого только плюс. Это единственно правильное решение, за которое, кстати, проголосовало абсолютное большинство депутатов. Все претенденты понимают, чего от них хочет муниципалитет, понимают, какие должны быть предложения и как все это будет контролироваться. Плюс к этому, все претенденты на концессию уже имеют опыт аналогичной работы в других городах, в том числе миллионниках. Так что я думаю, что здесь все будет предельно честно и понятно.

Вы сами изучали опыт работы аналогичных концессий в других городах?

– Недавно глава Волгограда Андрей Косолапов вернулся из Ростова, где находится в концессии и процветает водоканал. Там все отлично работает, модернизируется, и нет никаких нареканий. Мы знаем опыт «Росводоканала» в Воронеже. Нас приглашали и туда, но пока до Воронежа мы не доехали. Сети водоканала в Воронеже находятся в концессии два или три года, основные средства вложены, и утверждается, что изменения уже налицо.

По какому принципу будет определяться победитель из числа уже имеющихся претендентов?

– Однозначно по конкурсу, абсолютно прозрачному и открытому. Более того, мы предложили, чтобы в конкурсной комиссии приняли участие не только представители муниципалитета, но и депутатского корпуса. А при определении победителя для нас будут важны два момента. Первый – это объем инвестиций концессионера. Он должен быть на уровне хотя бы 50-60 миллиардов. Эта цифра соответствует расходам «Водоканала», заложенным в проекте инвестиционной программы и в схеме водоснабжения и водоотведения. И мы понимаем, что 60 миллиардов реально спасут «Водоканал», позволят модернизировать его, построить новые водоводы и поставить новые насосы.

Второй немаловажный фактор – отсутствие резкого роста тарифов. Чтобы если рост и произошел, то только в пределах индекса роста, установленного правительством России. В условиях конкурса будет заложено, чтобы концессионер не отбивал свои вложенные деньги через плату, выставленную населению. Это будет неправильно. Мы будем искать инвестора, который сможет так распорядится имуществом, что основным источником возврата не станет тариф. Это вот два таких условия, которые бы мы хотели видеть.

При этом сроки, в которые мы должны разработать конкурсную документацию и конкурс, очень сжатые. Сейчас мы готовимся и по мере определения условий будем информировать о них волгоградцев. Впереди еще одно заседание думы, на котором нам окончательно дадут разрешение на передачу объектов, так как решение об отчуждении имущества принимается только с согласия думы. Пока мы просто спросили: «Не будут ли депутаты против?» Они ответили, что не будут. Теперь мы совместно с гордумой будем создавать условия для конкурса. После этого, надеюсь, депутаты еще раз проголосуют «за» это действие, и мы уже непосредственно сами войдем в процедуру конкурса. Желательно, чтобы это было хотя бы в ноябре. На все отведенные законом процедуры уйдет еще около 120 дней. То есть с момента подведения итогов конкурса и до заключения соглашения с победителем пройдет еще три–четыре месяца. В лучшем случае концессионер придет в Волгоград в марте–апреле 2015 года. Шансов, что до весны в город придут инвестиции, нет никаких. Поэтому переживать зиму мы будем только своими силами.

Контроль за работой концессионера будет со стороны муниципалитета. А кто будет осуществлять текущее управление?

– Контролировать – да, будет муниципалитет. Мы будем контролировать средства, которые концессионер будет вкладывать, качество работы, сопутствующую документацию. При этом в соглашении будет предусмотрено практически все. Никто не освободит концессионера от текущей работы и качественного предоставления услуг. Люди, работающие в «Водоканале», также не пострадают. Большинство из них уйдет в новую организацию, которая будет создана концессионером. Это также будет одним из условий. Но непосредственное управление будет осуществлять сам концессионер. Сам же «Водоканал» останется на плаву и будет заниматься взысканием дебиторской задолженности, а также рассчитываться с кредиторами. Кроме того, на случай, если вдруг что-то не получится, это будет резервный инструмент, который подхватит городские сети в случае, если концессионное соглашение по каким-то причинам будет разорвано.

То есть фактически МУП «Городской водоканал Волгограда» перейдет в состояние консервации?

– Да, там останется минимум людей. В основном юристы. Весь обслуживающий персонал перейдет концессионеру. Если произойдет расторжение концессии, то сотрудники вернутся в «Водоканал». По сути ничего не изменится. Насосные станции останутся на тех же местах, офисы на тех же местах, проблем-то нет на самом деле никаких. И первых положительных результатов мы ожидаем уже в два–три ближайшие года. Этого же хотят и концессионеры, которым выгоднее быстрее привести сети в порядок, сделать предприятие более выгодным и рентабельным и быстрее вернуть вложенные деньги. Поэтому к чемпионату мира по футболу в 2018 году мы бы хотели увидеть практически модернизированный «Водоканал».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter