СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Пойма гибнет из-за бизнеса и коттеджей чиновников?

Волго-Ахтубинская пойма переживает катастрофические последствия маловодья. Жители поселков на левобережье Волги страдают от отсутствия питьевой воды, а флора и фауна поймы, по словам специалистов, обречены на гибель. Гидроэнергетики объясняют происходящее природным форс-мажором, население поговаривает о неприкосновенных чиновничьих дачах, а экологи считают, что виной всему алчность гидроэнергетиков.

Согласно прогнозным данным, во втором квартале этого года запасы воды в водохранилищах Волжско-Камского каскада составят от 115 до 143 кубокилометров, что почти на 20 кубокилометров ниже нормы. Недостаток воды в Волге жителями поселков, расположенных на территории Волго-Ахтубинской поймы, остро ощущается уже сейчас. Централизованного водоснабжения там нет, а колодцы фактически пересохли, поэтому людям не остается другого выхода, кроме как покупать питьевую воду.

По официальной версии, причиной маловодья стала малоснежная зима, хотя разговоры на этот счет ходят самые разные. Поговаривают, что гидрологи якобы не пустили воду в пойму из-за риска затопить вырастающие там, как грибы после дождя, чиновничьи коттеджные поселки. Еще одна версия связана с тем, что гидрологи в коммерческих целях сбросили основной массив воды зимой и поэтому на весенний сброс воды просто не хватило.

На Волжской ГЭС в свою очередь пояснили, что действуют в строгом соответствии с предписаниями Федерального агентства водных ресурсов. Версии причин маловодья, связанные с чиновничьими дачами и излишней увлеченностью гидроэнергетиков коммерцией, там обсуждать отказались.

«Действительно, в этом году сбросы меньше, чем в прошлом, – сообщили V1.ru в службе по связям с общественностью Волжской ГЭС. – Это связано с маловодьем и теми режимами, которые установлены Федеральным агентством водных ресурсов. За объяснениями режимов водосброса лучше обращаться к специалистам, которые распределяют воду. Энергетики Волжской ГЭС являются только исполнителями тех расходов, которые даны Москвой. Мы обязаны строго исполнять предписания Федерального агентства водных ресурсов и не имеем права от них отклоняться, поскольку это влечет за собой тяжелые последствия вплоть до юридической ответственности».

Руководитель компании Metr Development Group, руководитель экспертной группы Агентства стратегических инициатив (застройщик поселка «Лебяжья поляна») Александр Андреев убежден в том, что природный форс-мажор, о котором говорят гидроэнергетики, оказался усугублен их собственными действиями.

«Информацию про коттеджные поселки чиновников я готов расценивать только как шутку, – сообщил господин Андреев. – В пойме ведь не только коттеджи чиновников, но и дома обычных людей. И то, что ГЭС в этом году не дала воды, – это большая беда и для чиновников, и для нечиновников. Пойма умрет. Говорят, что мало воды по причине того, что снег растаял рано. Однако, на мой взгляд, гидрологи допустили ошибку или преступную халатность. Воду ГЭС начала сбрасывать ориентировочно со 2 мая. Обычно 2-3 мая большой паводок. В этом году ситуация совершенно иная. Я допускаю, что в верховьях Волго-Камского каскада в этом году действительно было мало воды. Но я уверен в том, что и без того тяжелая ситуация усугубляется действиями гидроэнергетиков.

Сейчас, насколько я знаю, идет сброс со скоростью 10 тысяч кубометров в секунду, максимальный сброс был 16 тысяч кубометров в секунду. А для достижения более-менее приемлемого уровня воды надо, чтобы этот показатель составлял 25-26 тысяч кубов.

В самом маловодном году, 2006-м, они скидывали 18 тысяч, и это была катастрофа, потому что вода не зашла в пойму, все ерики и озера высохли. Пойменные луга погибли.

В этом году вода вообще не зашла в пойму. Вопрос, что мешало гидрологам дать 26 тысяч кубов на два дня, чтобы вода хотя бы вошла в пойму, чем держать уровень, которого недостаточно даже для минимального обводнения поймы? Это все равно было бы плохо, но не так катастрофично, как сейчас. Сейчас высохнет вся пойма, ни рыбы, ни птиц, ни другой живности там не будет. Нас ждет катастрофа, на фоне которой померкнет катастрофа 2006 года».

По мнению экс-депутата Волгоградской областной думы, заслуженного эколога РФ Владимир Лобойко, катастрофические последствия, которые ожидают пойму, являются следствиями грубых нарушений правил регулирования стоков Волго-Камского каскада.

«Эти правила были разработаны в 80-х годах, но их сейчас никто не учитывает, – говорит господин Лобойко. – Почему? Ответ, на мой взгляд, лежит на поверхности. Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на Волжской ГЭС, составляет шесть копеек киловатт в час, а цена реализации – шесть рублей. Выгоднее электроэнергию вырабатывать в больших объемах зимой, потому что темное время суток больше и холода, и поэтому через турбины сбрасывают максимальные расходы воды. А на весну не хватает. Что касается кивков на малоснежную зиму: Волго-Камский бассейн рассчитан на многолетнее регулирование, и если бы правила соблюдались, то, я считаю, можно было бы свободно выдержать три засушливых года подряд, обеспечивая нормальное весеннее половодье. Но, к сожалению, во главу угла сейчас во всем поставлен бизнес».

Фото: Фото с сайта Volga-poyma.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter