V1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Волгограде

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

9 м/c,

с-з.

757мм 43%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Город Юрий Сударев, гендиректор ООО «Овощевод»: «Кризис – время для рывка вперед»

Юрий Сударев, гендиректор ООО «Овощевод»: «Кризис – время для рывка вперед»

Бизнес-планы Юрия Сударева неизменно вызывают широкий интерес волгоградцев хотя бы потому, что их сложно предугадать. Мало кто мог подумать, что десять лет назад владелец популярной торговой сети «Радеж» займется овощеводством и наладит суперсовременное производство огурцов и томатов. Совсем недавно стало окончательно ясно, что бизнес-идея доросла до всероссийского масштаба – новый бренд «Ботаника» заявил о себе не только на рынке региона, но и в ряде других крупных городов нашей страны.

– Где сегодня можно встретить продукцию, выпускаемую под новым брендом?

– Безусловно, это Волгоград – мы работаем со всеми торговыми сетями, кроме разве что «Ашана», где несколько продолжительнее процедура вхождения. Это Москва, Екатеринбург, Тула, Ростовская область. Мы хорошо представлены в сети «Магнит». Все просто: участвуем в электронных аукционах, находим своего покупателя. Наличие собственного логистического центра, который обеспечивает предпродажную подготовку огурца, обеспечивает нам серьезное конкурентное преимущество в сравнении с другими тепличными хозяйствами. Мы знаем те проблемы, с которыми сталкиваются торговые сети, у нас есть своя торговая сеть – поэтому делаем свой продукт максимально пригодным для реализации. Если торговля сама занимается фасовкой, это очень накладно и непрофессионально, поэтому здесь мы максимально учли свой опыт в этой сфере.

– Все эти прекрасные овощи, расфасованные в лотки, выращивают уже в новых теплицах. А что стало с «Овощеводом», который снабжал огурцами сеть магазинов «Радеж»?

– Он по-прежнему работает. На самом деле «Ботаника» – часть предприятия, которому исполнилось уже 40 лет. Между первыми теплицами, которые еще доживают свой век на территории, и новыми – большая пропасть. Она выражается не только в возрастной, но и в гигантской технологической разнице. Через три–пять лет, думаю, старые теплицы станут воспоминанием, но пока они рентабельны. Кроме того, есть огромное желание сохранить рабочие места для двухсот человек, которые там работают. Это квалифицированный персонал, который мы не имеем никакого желания сокращать. Навык работы с растениями приобретается не за один месяц и даже не за год, поэтому сделаем все, чтобы процесс обновления теплиц шел поэтапно, а люди получали рабочие места. Другого пути нет. Сегодня России нужно построить порядка полутора тысяч гектаров новых теплиц, и сейчас благодаря экономической ситуации это может быть рентабельным.

– Но ведь на момент запуска в работу самой идеи «Ботаника» еще не было речи ни о санкциях, ни об импортозамещении?

– Безусловно, на строительство современной теплицы уходит как минимум два года. Поэтому срок действия защитных мер в виде санкций слишком короток для тех, кто захочет начать только сейчас. Но мы в любом случае просчитывали экономику, просто санкции оказались очень кстати для нас. Нашу рентабельность сейчас очень подстегивает тот факт, что мы не завозим плодоовощную продукцию из стран Европы. Но нужно понимать, что эти меры когда-то закончатся, и на тот момент мы должны будем готовы конкурировать со странами Евросоюза.

– С кем будет конкурировать продукция под брендом «Ботаника» тогда?

– Конечно, это Турция и те страны, что находятся южнее, там, где более благоприятные климатические условия для выращивания. Имея более суровые климатические условия, мы все же способны обеспечить более высокое и главное, контролируемое качество продукта. Уверен, что при наличии выбора люди сделают его в пользу вкусного, безопасного и полезного продукта.

– Огурцы и томаты «Ботаника» и в самом деле отличаются от импортных, хотя неспециалист заметит разницу только по вкусу. В чем секрет?

– Секрет в том, что наши томаты дозревают на ветке, а не в лотке, как привезенные из-за рубежа. Если срок жизни у нашего огурца – пять дней, а у турецкого – 15, то этот факт не может не сказаться на вкусе продукта. Идеал, к которому мы стремимся, – сегодня огурец сорвали с ветки, за ночь его охладили, а завтра он должен попасть на прилавки.

– А можно этот срок сократить до одного дня?

– Покупатели думают, что это было бы правильнее, но на самом деле это не так. Прежде чем попасть на прилавки, огурец должен охладиться. Сначала после теплицы он остывает до комнатной температуры, а потом попадает в холодильник, где в течение 12 часов охлаждается до 14 градусов Цельсия. Нарушение этого правила сказывается на качестве товара, который попадет на прилавок.

– Какая часть выращенного в «Ботанике» остается в Волгоградской области?

– На сегодняшний день это порядка 20–30% от всего производимого объема, а в зимний сезон мы оставляем в регионе практически всю продукцию.

– Есть ли планы расширить ассортимент?

– Безусловно. Какое-то непродолжительное время мы экспериментировали с открытым грунтом, где выращивали для своей сети качественный лук и перец. Со временем планируем под торговой маркой «Ботаника» предлагать не только огурцы и томаты, которые мы выращиваем в теплицах, но и покупать не менее качественный продукт, но выращенный в открытом грунте, у фермеров. Мы планируем построить на своей территории овощехранилище емкостью 28 тысяч тонн. Это позволит нам предлагать местным магазинам весь супнабор, включая лук, морковь, свеклу. Благодаря нашим логистическим возможностям мы также будем реализовывать этот товар уже упакованным. Но пока это дело перспективы.

– То есть за цену «борщевого набора» в регионе будете отвечать вы?

– Я не обещаю, что эта цена будет самой низкой, но гарантирую, что это будет качественный товар. Мы избавим торговлю от необходимости закупать тот же картофель партиями по 10 тонн, каждый раз проверяя качество. Достаточно будет один раз купить, проверить качество, посмотреть, как это выращивается, и потом не переживать за качество товара, который увидит на прилавке покупатель. Причем эту возможность получит не только наша торговая сеть, но и все партнеры, с которыми мы работаем.

– Судя по вашим планам, «Ботаника» – динамично развивающийся бренд. Каковы ваши ближайшие цели?

– Мы внимательно следим за тем, как реагирует покупатель на нас, на нашу рекламу. Мы изучаем европейский опыт, учимся на ошибках конкурентов и в целом движемся вперед, но аккуратными шагами.

– Как складываются отношения с конкурентами?

– 10 лет назад, приобретя это предприятие, открыл новую для себя отрасль и обнаружил, что в ней работают прекрасные люди. Они очень открыты, их объединяют общие проблемы, и поэтому к своим конкурентам я могу относиться только с большим уважением. Это не розничный бизнес, где конкуренция более жесткая. А может быть, такая открытость – это традиция.

– У кого приходится учиться тонкостям «овощного» бизнеса?

– Мы пошли по пути применения общемировой практики выращивания овощей – это капельный полив растений, малый объем субстрата. Весь процесс питания растений и управления их ростом максимально автоматизирован. В теплицах установлены датчики, которые фиксируют количество света, полученное растением, и в зависимости от стратегии организовывают питание и полив.

Это не секрет, уже много лет нас консультируют голландские специалисты, которые приезжают сюда раз в месяц и не только наблюдают за теплицами, но и обучают наш персонал. При запуске новых теплиц они жили здесь три месяца, помогая отладить все процессы. Никаких чудес здесь нет. Главный секрет успешно выращенных овощей – четко соблюдать технологические требования и как можно меньше проявлять самодеятельности.

– Долгое время говорили о том, что главный тормоз развития тепличных хозяйств в регионе – дорогая электроэнергия. Как вам удалось решить эту проблему?

– Нынешняя цена на электроэнергию – это самый большой тормоз и самая большая ошибка государства, которое хочет получить развитие производства. Электроподстанция находится в двух километрах от нас, но та цена, которую она предлагает нам как производителям – невыгодна. Для нас оказалось эффективнее строительство собственной газопоршневой электростанции, причем процесс получается вдвойне выгодный для нас. При выработке электричества 50% энергии преобразуется в тепло, которое мы тоже используем для своих нужд. Плюс мы используем углекислый газ, которые образуется из выхлопных труб. Он необходим растениям для роста, и после очистки мы выпускаем этот газ в теплицы. Так делает весь мир, а мы хотим пойти каким-то своим путем. Конечно, на электричество для производителей должны быть свои специальные тарифы. Об этом много раз говорилось, и, увы, это проблема не регионального, а федерального масштаба. К сожалению, от моих пожеланий ничего не зависит.

– На уровне региона предприятие получает поддержку как крупный инвестор?

– Программы, в которых мы участвуем, не предусматривают никаких индивидуальных преференций. Конечно, есть проблемы с задержками выплат, но это специфика бюджетного финансирования. Что касается федеральных средств, то их мы получаем в полном объеме. Безусловно, при планировании мы закладываем в проект какую-то долю бюджетного финансирования. Без господдержки такого масштаба проекты не могут быть выгодными.

– Когда окупится проект «Ботаника»?

– По бизнес-плану на это заложено восемь лет, но надеюсь, что это случится быстрее.

– Как показывает практика, «Ботаника» – динамично развивающийся бренд. Над чем работаете сейчас?

– Планы – планами, но есть повседневные задачи, которые нам приходится решать. К примеру, в такую жару очень быстро теряет влагу собранный в теплицах огурец. И сейчас мы ломаем голову над тем, как его лучше подготовить и довезти до потребителя. Сегодня его сорвут с ветки, в ночь он отправится на охлаждение. При какой температуре его охлаждать, как быстро это делать, чтобы на прилавках он появился свежим и упругим? Этому мы еще учимся. Ведь важно не только вырастить, но еще и продать.

– Кризис сильно повлиял на планы «Ботаники»?

– Что касается овощеводства, то мы намерены строить быстрее и активнее. Кризис – время для рывка вперед.

Как «Ботаника» оценивает свои силы в сравнении с европейскими конкурентами? В чем успели их догнать? Что нужно, чтобы идея импортозамещения сработала? Ответы на эти вопросы смотрите в видеоинтервью.

«Ботаника» – это новое подразделение тепличного хозяйства ООО «Овощевод», предполагающее строительство 20 га новых суперсовременных теплиц, собственный логистический центр, наличие собственной электростанции. В перспективе – строительство крупного овощехранилища и поселка для сотрудников предприятия со всей необходимой инфраструктурой.
«Ботаника» – это четыреста новых рабочих мест и урожайность овощей до 100 кг с кв. м. «Ботаника» – это круглогодичные поставки экологичных отечественных овощей на полки магазинов Волгоградской области и других регионов РФ.

Фото: Фото автора, видео Петра Лукашина

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем