Приехав на завод «Волгабас Волжский», мы увидели у проходной автобусы с логотипом «Газпрома». Оказалось, что в них «промышленные» туристы, которые решили посмотреть на одно из самых высокотехнологичных предприятий региона. А ведь ровно тридцать лет назад здесь был пустой котлован, и в перспективы новоявленного автозавода мало кто верил. Мы поговорили с генеральным директором и основателем предприятия Анатолием Бакулиным о прошлом, настоящем и будущем созданной им компании.
В Волжском — самые умные люди
— Анатолий Васильевич, свое предприятие, тогда еще под брендом «Волжанин», вы основали в 1993-м. Могли предположить тогда, что оно станет одним из крупнейших производителей автобусов в стране?
— Нет, не мог. Нас к этому шагу толкнули обстоятельства. В области не хватало автобусов, не на чем стало возить людей, и проблему нужно было решать. При этом мы понимали, что проект по-своему уникальный: в Волжском, который имел машиностроительные традиции, подобного предприятия еще не было. Производство разноплановое, сложное, у нас одних поставщиков около тысячи, а тогда нужно еще было добиться, чтобы в нас поверили. Некоторые руководители говорили: «Ты на что замахнулся, парень? Мы производство пылесосов на подшипниковом десять лет запустить не можем, а тут автобусы…». Так что большие амбиции пришли потом, когда начали выпускать первую продукцию, когда собрали сильную конструкторскую команду, когда решили делать что-то свое…
— Трудно ли было решиться на этот шаг и что давало уверенность в успехе?
— Я понимал, что возможности для собственных разработок у нас есть, и хотел использовать их по максимуму. Всегда был уверен, что в Волжском живут самые умные люди, ведь сколько заводов построили! К нам приезжали лучшие кадры со всей страны. На пуск шинного — прекрасные специалисты из Белоруссии, на завод стальных конструкций — с Урала, на завод синтетического волокна — из Сибири. Они у нас оседали, для них строилось жилье, но в начале девяностых у многих предприятий начались проблемы. Встал завод электронно-вычислительной техники, хромал тот же завод стальных конструкций, поэтому у меня была возможность выбирать лучших. Из десяти пришедших устраиваться на производство попадали один-два. Поэтому и конструкцию кузова мы с такими специалистами сделали быстро. Перед этим хорошо изучили зарубежный опыт, и я помню, как все были удивлены. От начала разработки и до выпуска готового кузова прошел всего год — тогда это казалось невероятным.
— Вы сказали, что была огромная потребность рынка в автобусах. Торопились занять пустующую нишу?
— Сама потребность рынка тогда не была определяющим фактором. Да, нужны автобусы, но их еще кто-то должен купить. Кругом ведь были неплатежи, страшные бюджетные дефициты. Мы понимали, что ориентироваться нужно прежде всего на столицы: Москву и Санкт-Петербург, где и тогда с деньгами было неплохо. Ну и, конечно, на города-миллионники. Время показало, что стратегия была правильная. Повторюсь, уверенность придавало то, что у нас отличные специалисты и что нас поддерживают власти региона.
— А почему вам так много внимания уделяла власть?
— Во-первых, это был новый, яркий проект, который мог стать примером для других. Разных промышленных площадок и тогда открывалось немало, но выжили только мы и отличное, мощное предприятие «Сады Придонья». Мы как-то параллельно с ними пошли и постоянно были на слуху. А второй важный фактор — это то, что каждый производитель автобусов или автомобилей дает загрузку сотням поставщиков. Заводы тогда еле сводили концы с концами, и нужно было помогать друг другу. Я помню, как ко мне приехал тогдашний генеральный директор судостроительного завода Николай Кириллович Максюта. Он начал делать для нас кузовные детали, и они были отличного качества. Тракторный завод освоил производство топливных баков. Мы продавали автобусы, рассчитывались с ними, а они могли платить рабочим зарплаты. Это было важно для всех.
Плюсы и минусы времени
— Сейчас тоже периодически появляются яркие бизнес-проекты, тот же Grass, например. Как вы считаете, какое время было более выгодным для промышленного стартапа: в 90-е или сейчас?
— У каждого времени свои плюсы и минусы. Как я уже сказал, у нас была возможность выбирать лучшие кадры. Зато сейчас есть множество федеральных программ, те производители, которые грамотно ими пользуются, имеют огромное преимущество. И не верьте, если кто-то скажет, что эту господдержку можно получить по блату, через родственные связи, — ничего подобного. Там прописано огромное количество критериев, и только если ты им соответствуешь, тебя признают российским производителем, который может претендовать на эти льготы.
— Вы тоже пользуетесь такими программами?
— Конечно. У нас есть специнвестконтракт (СПИК) на производство автобуса на сжиженном газе. Есть прекрасная программа по производительности труда. Кстати, в составлении бизнес-планов, отчетности нам очень помогают областной комитет по экономике и комитет по промышленности. При этом отчитываться нужно не раз в году, как было когда-то, а ежеквартально. Ты должен вкладывать средства в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — Прим. авт.), вовремя платить налоги и зарплаты, иметь определенный процент локализации, то есть российских комплектующих. В общем, условий много, но возможностей это дает еще больше.
— Был ли момент, когда вы поняли: всё, достигнут такой уровень устойчивости, что предприятию ничего не угрожает?
— Да я и сейчас этого не понял. Самоуспокоенность вообще опасное чувство, нужно быть готовым ко всему. Вот кто мог знать, что будет пандемия, что объявят локдауны, карантины и грузы встанут на границе? Или что в 2022-м из-за санкций мы останемся без немецких комплектующих, на которых до этого работали? Разом все поставки рухнули…
— Но вам удалось выйти и из этой ситуации.
— Мы не встали ни на один день. Ни на один! Но только благодаря тому, что у нас уже были другие наработки, опытные образцы, некоторые даже сертифицированные. Многое брали из Белоруссии, из России, из того же Китая, и быстро вышли из этого кризиса. Поэтому еще раз скажу — нужно быть готовым ко всему. Когда была пандемия, многие встали, а мы к 2022 году увеличили объемы производства втрое.
— Переход на новые комплектующие, к новым поставщикам — всегда стресс для производства. Как минимизировать эти проблемы?
— Конечно, локализация — трудный процесс, всё нужно сто раз проверять. У нас были моменты, когда конструкторы домой не уходили, практически жили на предприятии. И всё равно некоторые нюансы выявляются уже в процессе эксплуатации. Где-то недавно написали, что у нас в Санкт-Петербурге были возгорания автобусов. Но при этом они почему-то не сообщают, что в процентном соотношении проблем на машинах «Волгабас» было гораздо меньше, чем у других поставщиков. А причина в том, что до введения санкций мы системы охлаждения закупали в Италии. В 2022 году пришлось переходить на белорусские, и при проверках на предприятии всё было нормально, но после выходов машин на линии начались вопросы. Наши люди оперативно выехали в Санкт-Петербург, за двое суток всё устранили, проверив более 50 автобусов, и с тех пор у перевозчика нет никаких вопросов.
— То есть, отзыва ваших машин не было?
— Нет, не было. Он был у другого производителя, а недобросовестные журналисты услышали звон, не зная, где он, и написали про нас. Мы только что в Санкт-Петербург еще 98 машин сдали, и, наверное, кому-то это не дает покоя.
— Вас еще упрекали в том, что налоги в родном регионе «Волгабас» платить не хочет…
— Полная ерунда. 7 ноября 2014-го года мы учредили новое предприятие — ООО «Волгабас-Волжский». Оно научно-производственное, а создано в том числе для развития НИОКР. Мы открыли новые производственные мощности и планируем расширять их в будущем. Старое предприятие при этом не ликвидировалось, то есть было одно — стало два. Есть еще промышленная площадка во Владимире, строительство которой было обусловлено соображениями логистики и разделения функций. Есть совместное предприятие, где мы сотрудничаем с белорусами по электронике, но все они работают под брендом «Волгабас». Налоги платятся здесь, и в этом году мы в сравнении с 2021-м заплатили в три раза больше. Кто еще может похвастаться таким результатом?
За каким транспортом будущее?
— «Волгабас» всегда отличался большим модельным рядом. Какие удачные разработки есть сейчас?
— У нас огромное количество идей по развитию общественного транспорта. Часть из них будет показана на большой выставке «Промэнерговолга», которая пройдет в Волгограде с 22 по 24 ноября. Здесь можно будет увидеть и новые машины, которые мы еще не представляли. Будут и троллейбусы на автономном ходу, и электробусы. Если говорить о будущем, то работаем над водородным транспортом, над гибридами. Всё это дает нам основание полагать, что свою долю рынка мы сохраним. Есть и новый городской автобус на сжиженном газе. Губернатор Волгоградской области Андрей Иванович Бочаров особо акцентировал внимание на то, что для участия в конкурсе нужно сосредоточиться на коррозионной стойкости, мощности двигателя и кондиционера. Чтобы победить, нам пришлось существенно обновить городскую машину. «Волгабас» первым внедрил композиционные материалы кузова, которые не ржавеют. Кстати, стеклопластик делает компания, работающая в Волжском. Поставили самый производительный ДВС и кондиционер, чтобы пассажирам было еще комфортнее. Были и другие новации. Система охлаждения, к примеру, работает на электровентиляторах, без гидросистемы — этого в России еще не делал никто.
— А что насчет электробусов? Они по-прежнему невыгодны в провинции перевозчикам из-за низкого развития инфраструктуры?
— Ситуация постепенно меняется, и всё равно за экологичным транспортом будущее, ведь самое дорогое — это здоровье. Так что и электробусы, и гибриды скоро скажут свое слово не только в столицах.
— Какова сегодня география ваших поставок и какая сейчас у «Волгабас» позиция в ряду российских производителей автобусов. По-прежнему входите в тройку?
— География уже настолько широкая, что перечислять все регионы будет слишком долго. Сейчас их 43, от Сибири до Сочи, и под каждую территорию нужно подстраиваться. В Астрахани одни температуры, в Якутии — совсем другие: нужно для всех найти оптимальные конструкторские решения. Что касается позиций группы компаний среди отечественных производителей, то в прошлом году мы обошли по объемам производства ЛиАЗ и всего сто машин уступили НЕФАЗу (подразделение КАМАЗа. — Прим. авт.). В этом году сделаем еще больше, и на первый квартал 2024-го портфель заказов тоже уже сформирован. Наш завод во Владимире выходит на высокую загрузку мощностей. Там делают автобусы среднего класса, которые сейчас очень востребованы. Только что отправили 500 машин в Санкт-Петербург.
— Учитесь ли вы чему-нибудь у конкурентов, если они, например, выпустили какую-то интересную модель?
— Конечно. Когда я в советские годы пришел директором в автоколонну 1732, то первым делом объехал 15 таких предприятий. 10 из них были в Москве, 4 — в Ленинграде, и 1 — в Карелии. И везде находил что-то такое, что можно перенять, домой приехал с целым списком. И сейчас мы учимся, потому что в каждой конструкции, кто бы её не создал, есть свои изюминки. Особенно впечатляют китайцы, которые сделали за последние годы огромный шаг вперед. Заводы у них просто фантастические: роботизация, электроника, технологии, материалы — всё на высшем уровне. Мир очень быстро меняется.
— В прошлое воскресенье отмечался День машиностроителя. Что бы вы пожелали своим коллегам?
— Если учесть пандемию, которую мы пережили всем предприятием, то в первую очередь, конечно, здоровья. Второе, что необходимо, — это вера в себя. Вера в то, что ты хороший специалист и способен на решения, которые до тебя никто не выдавал. У каждого из нас должна быть воля к победе, тогда мы горы свернем. Ну и, конечно, благополучия в семьях! Если дома всё хорошо, то и на производстве человек работает с полной отдачей.
ООО «ВОЛГАБАС ВОЛЖСКИЙ», Volgabus.ru