јлексей ¬асин, директор музе€-заповедника «—талинградска€ битва»: «—егодн€ не бывать в таких местах, как музей-панорама, просто неприлично»

„то сегодн€ тормозит развитие волгоградского туризма? ”видим ли мы –одину-мать в строительных лесах?  ак излечить волгоградцев от уныни€? Ќа эти и другие вопросы V1.ru ответил директор музе€-заповедника «—талинградска€ битва» јлексей ¬асин.

– јлексей ¬икторович, в этом году вы отпраздновали свое 50-летие. «а эти годы в вашей биографии был и этап работы кадровым военным, и работа в государственных структурах, и руководство телерадиокомпанией. „то из перечисленного больше всего пригодилось в те шесть лет, что вы возглавл€ете музей-заповедник «—талинградска€ битва»?

– ѕригодились практически все навыки. Ќа телевидении € привык к работе в режиме посто€нных перемен, пришло понимание того, что жизнь вокруг нас посто€нно мен€етс€. » нужно успевать за этими переменами. ѕрид€ в музей-заповедник, € ощутил, что жизнь движетс€ в другом, замедленном, темпе, и нужно срочно что-то мен€ть. Ќачал с того, что мы закупили около сотни компьютеров, обучили сотрудников работе на них, ввели систему электронного документооборота. ≈сли на телевидении € возглавл€л фабрику новостей, то здесь со временем получилась фабрика музейного производства.

ќпыт работы в госучреждени€х дал понимание того, какие задачи нужно ставить перед сотрудниками и какой результат получить от той или иной инновации. ћы начали с компьютеров, а эти перемены неизбежно повлекли за собой другие изменени€ в работе.  ак только мы внедрили электронный документооборот, смогли получать более точную статистику посещаемости, наконец, смогли детально анализировать, дл€ каких категорий посетителей мы работаем.

≈ще один важный результат – смогли наладить учет всех денежных потоков. “олько за первый год работы доходность от продажи билетов выросла в 14 раз. » произошло это не потому, что к нам стало ходить в 14 раз больше посетителей, просто качественный учет позволил прекратить все злоупотреблени€, которые были св€заны с утечкой средств.

– ѕомните свой первый рабочий день в должности директора музе€-панорамы «—талинградска€ битва»?

–  онечно, и он сразу показал мне масштаб задач, которые предстоит решать. ¬ первый же день мне на утверждение принесли договор на уборку территории музе€-панорамы. я был поражен, что сотрудник, его составивший, так и не смог ответить на мой логичный в этой ситуации вопрос: какова себестоимость уборки квадратного метра? ¬ поисках ответа на этот вопрос цена договора снизилась на несколько миллионов рублей. Ќо такие вопросы умеет и будет задавать тот руководитель, который привык считать каждую копейку. ћне этот опыт дала работа во ‘√”ѕе.

Ётот опыт диктовал и мои дальнейшие шаги в новой должности. Ќапример, поначалу не все пон€ли мое желание ввести технологическую карту загрузки каждого сотрудника. я убежден: люди должны понимать, за что они получают деньги. — одной стороны, € понимал, что речь идет о творческой работе, ведь экскурсию тоже можно провести по-разному. — другой – важно было создать прозрачные критерии оплаты труда, и дл€ этого пришлось искать баланс между этими двум€ требовани€ми, чтобы не превратить предпри€тие в коммерческий ларек.

—ейчас работники всех наших отделов четко знают, сколько они заработали и как на эту цифру можно вли€ть. “еперь в дни авралов не нужно уговаривать сотрудников научного или других отделов провести экскурсию. ¬се они прошли специальную подготовку и с радостью выручают экскурсоводов в дни праздников, когда мы принимаем огромный поток посетителей, ведь это прибавка к зарплате. ¬се эти новшества выдернули сотрудников панорамы из рутины, когда достаточно было просто прийти на работу и сесть на свой стул.

–   слову, о потоке посетителей. Ќасколько он изменилс€ в последние годы?

– ѕо итогам 2015 года мы зафиксировали 30-процентный рост числа посетителей в сравнении с 2014 годом. ƒумаю, в этом году мы выйдем примерно на такой же уровень. ¬ первую очередь, € св€зываю это с небывалым подъемом патриотизма в стране. Ёто результат той работы, которую долгие годы ведет президент нашей страны.  ак результат, сегодн€ у нас в стране сформировалс€ такой психологический климат, когда не бывать в таких местах, как музей-панорама «—талинградска€ битва», просто неприлично. Ќу, и конечно, здесь есть заслуга и самого музе€, поскольку его обновление, перемены, которые происход€т здесь, заставл€ют людей приходить сюда снова и снова.

јлексей ¬асин, директор музе€-заповедника «—талинградска€ битва»: «—егодн€ не бывать в таких местах, как музей-панорама, просто неприлично»

– √овор€ о посто€нных переменах, можете озвучить ближайшие планы, касающиес€ музейного комплекса?

– ¬о-первых, € хочу дозавершить контур и абсолютно локализовать процесс видеомаппинга, который мы показываем на праздники 9 ма€, 2 феврал€. ѕока мы не можем показывать инсталл€ции без помощи сторонних организаций. ƒл€ этого нам нужно закупить совсем небольшую часть оборудовани€ и, самое главное, обучить людей работе на этом оборудовании, создать вокруг него целую индустрию. — этим в городе, который столкнулс€ с колоссальным вымыванием кадров, к сожалению, не все просто. ¬ ¬олгограде есть компании, которые достигли в этом вопросе заметных успехов и открыли филиалы за рубежом, в том числе и в Ќью-…орке. ћне бы хотелось, чтобы внутри музе€ работали специалисты такого же уровн€.

  слову, € уверен, что дл€ них найдетс€ работа и в подвальной части ÷ентрального универмага. —егодн€ мы привели экспозицию, расположенную там, в историческое соответствие. Ќо там критически не хватает экспонатов, не хватает «аромата истории». ≈го можно добавить при помощи технических средств, которые могли бы показать и сцены пленени€, и бои, и работу пленных немцев на строительстве —талинграда.

¬тора€ задача, которую € ставлю сегодн€ и уже веду переговоры с исполнител€ми, – «оживить» мельницу √ергардта. я хочу, чтобы ночью она не просто подсвечивалась, а на ней по ночам чередовались несколько разных световых программ: активна€ программа «Ѕои за мельницу», дежурна€ красива€ подсветка. „тобы, прогулива€сь р€дом, люди знали, что можно прийти сюда завтра и увидеть совершенно другую подсветку и другое шоу.

¬ конечном итоге все это поможет реализовать главную цель – удержать в ¬олгограде туриста не на один день. —егодн€ вс€ туристическа€ программа, которую может предложить ¬олгоград, легко укладываетс€ в один день: посетить музей-панораму «—талинградска€ битва», ћамаев курган, съесть два пирожка, вытоптать газоны. —ломать этот алгоритм можно, предложив туристу качественное вечернее шоу. ѕусть после всей обычной программы он останетс€ заночевать, чтобы увидеть вечернее шоу на ћамаевом кургане. ј на следующий день, оставив деньги в одной из волгоградских гостиниц, потратитс€ в волгоградском же ресторане и заночует еще раз, чтобы увидеть вечернюю светопроекционную программу.

– —ейчас вы озвучили мечту волгоградского бизнеса и власти, которые в последнее врем€ очень много говор€т о развитии туризма. “ак почему при огромном желании удержать туриста в ¬олгограде результата пока нет?

– ƒл€ себ€ мы уже пон€ли, что реализовать эти планы можно, работа€ по аналогии с Ёрмитажем, на базе которого есть свое туристическое агентство. ћы замахнулись на такой спектр вечерних программ, который сегодн€ не может предоставить ни один город страны. —ейчас в столице идет фестиваль «¬ круге света», где представлены частные компании, работающие в стране. ¬ основном они специализируютс€ на разовых шоу, приуроченных к ƒню города, каким-то праздникам. ћы хотим шоу сезонное, и сейчас вс€ проблема лежит в организационной плоскости. Ћюбое большое дело – столкновение интересов. ѕока наши планы не готовы безоговорочно прин€ть все вовлеченные в процесс стороны. Ќо € считаю, что главным локомотивом волгоградского туризма станут все же ночные программы. «ахочет бизнес прин€ть этот факт – будет подстраиватьс€ и подт€гиватьс€ до нашего уровн€.

– ¬ы сами планируете еще какие-то технические новшества?

– Ќесмотр€ на то, что за последние годы мы проделали колоссальную работу, сделать предстоит в разы больше. я говорю и о размере денежных затрат, и о сегментарном объеме работ. Ѕлижайша€ задача – реконструкци€ парковой зоны ћамаева кургана. Ёто приведение в соответствующий вид здани€ полотна панорамы, так называемого купола музе€-панорамы. √отов проект по воссозданию технического фонтана перед музеем-панорамой, где тоже предполагаетс€ видеоинсталл€ци€. ѕроект прошел техническую экспертизу, но, к сожалению, его реализаци€ отложилась из-за валютного кризиса. Ќам некогда загорать в лучах сиюминутной славы, потому что мы сами ставим перед собой огромное количество задач.

јлексей ¬асин, директор музе€-заповедника «—талинградска€ битва»: «—егодн€ не бывать в таких местах, как музей-панорама, просто неприлично»

– Ќа этапе от постановки планов до их реализации насколько плотно взаимодействуете с руководством области?

– Ќа сегодн€шний день мы координируем с руководством области практически все сегменты работы. ≈сли нет возможности оказать поддержку финансовую, область всегда помогает административным ресурсом. » происходит это максимально оперативно. —кажем, потребовалось подвести воду в парке на ћамаевом кургане – работа закипела сразу. ѕри этом весь мой монолог об этом зан€л буквально 30 секунд, раздалась команда губернатора, и все заработало. —ейчас комитет по лесному хоз€йству администрации ¬олгоградской области активно занимаетс€ работой по выделению зеленых насаждений на озеленение парковой зоны и склонов ћамаева кургана. —воими силами эту задачу мы решали бы очень долго, а с поддержкой области, € надеюсь, уже этой осенью – будущей весной мы увидим результаты. Ќу, и конечно, надо признать роль губернатора јндре€ Ѕочарова в лоббировании наших интересов на федеральном уровне. —овсем недавно мы получили хорошую новость о выделении до конца года первого миллиарда рублей на реставрационные работы главного монумента на ћамаевом кургане. ƒа, у области не всегда есть возможность нам помогать, но желание это делать есть совершенно точно.

– ”видим ли мы в лесах скульптуру –одина-мать?

– ”видим, и не надо об этом сожалеть. Ёто неизбежно, поскольку это монумент, который 50 лет испытывал на себе все т€готы не только т€желой климатической зоны, но непростых сейсмологических условий нашей местности. —егодн€ есть вопросы и о вли€нии на пам€тник грунтовых вод. ѕоэтому думаю, что монумент заслуживает того, чтобы получить достойный уход и все св€занные с этим работы. ѕроектна€ документаци€ дл€ проведени€ этих работ сегодн€ готова полностью, получено подтверждение о выделении на это необходимых средств.  ак только мы получим госгарантии, придет врем€ решать вопрос о начале конкурсной процедуры. ƒумаю, что до конца года работы уже начнутс€.

– ѕроектна€ документаци€ предусматривает срок окончани€ реставрационных работ?

– ¬ этом сложном не только с технической, но и с художественной точки зрени€ вопросе € бы не стал ставить жесткие сроки. Ќельз€ сто€ть у творца над душой с вопросом: « огда ты нарисуешь мне картину?» » ждать, что он напишет шедевр. ћногое будет зависеть от погодных условий. Ќо, даже если встанет вопрос, что на 9 ма€ –одина-мать будет в лесах, потерпим.  роме того, нужно понимать, что монумент не будет одет в леса в привычном понимании, как это делают на обычных стройках. ћы настроены на то, что все строительные конструкции уберут под красивое полотно, на котором будет нанесено изображение –одины-матери, а в ночное врем€ на это полотно будет проецироватьс€ лазерное шоу. »менно поэтому сейчас мы так спешим решить св€занные с его проведением технические вопросы. ¬о вс€ком случае, € и коллектив на это настроены.

– «а последний год музей-панорама начал аинтенсивно пополн€ть музейные фонды новыми экспонатами. ¬ чем причина такой активности?

–   сожалению, у нас в области сложилась ситуаци€, когда поисковики не несут свои находки в музеи. ¬ этом плане € могу только позавидовать своим коллегам из музе€-заповедника Ћенинградской блокады в —анкт-ѕетербурге, где большинство экспонатов как раз из рук поисковиков. ” нас в этом плане все намного печальнее. ћне пришлось разговаривать с людьми, убеждать их в том, что мы готовы покупать ценные экземпл€ры, чтобы они не уходили за пределы области и тем более за рубеж. ћы стали договариватьс€, стали платить и находить возможности дл€ построени€ партнерских взаимоотношений. » это дало свой результат: в год мы добавл€ем экспонатов больше, чем за предыдущие 30 лет. Ёто дорогого стоит, ведь € всегда говорю о том, что, какие бы новшества мы ни внедр€ли, самое ценное, что есть у любого музе€, – это коллекци€. ћне ни на секунду ни стыдно за то, что мы сделали. ƒумаю, что люди это осознали. Ќедаром нам стали делать подарки коллекционеры и меценаты, дл€ которых в первую очередь важно признание.

– —егодн€ волгоградцев частенько упрекают в страшном грехе – унынии. «наете лекарство от него?

– ¬се зависит от того, как относитьс€ к жизни, ведь это взаимно. —ейчас можно идеализировать советские времена, мол, тогда все было лучше. Ќо ведь тогда тоже не было коммунального ра€. Ќо тогда наши мамы и папы не ждали, что кто-то придет и обустроит им палисадник. ќни брали инструмент и делали это сами. ѕотому что люди понимали, что это их жизнь, и ни у кого не было мысли бежать в горком партии и требовать покрасить им подъезд.

ћы же почему-то думаем, что нам все врем€ кто-то должен. ј сами, как тот »ванушка из сказки, будем лежать на печи. ’ватит быть субъектами сказок! Ќикто за нас ничего не сделает, надо вставать и работать!