—воЄ увлечение јлександр сравнивает с рыбалкой
—воЄ увлечение јлександр сравнивает с рыбалкой

Ћет дес€ть назад этого художника знал весь криминальный ¬олгоград. —ейчас он просит не называть его данных и не показывать лицо. ”же восемь лет мастерска€ јлександра находитс€ на территории колонии строгого режима.

— –уки у него, действительно, золотые, — заочно представл€ют заключенного сотрудники колонии. — Ѕудьте уверены, что и поговорит он с вами по высшему разр€ду: оба€тельный, начитанный. Ќо особых иллюзий на его счЄт не питайте. ќн осужден по особо т€жким стать€м. ¬ своЄ врем€ он сколотил банду автоугонщиков, котора€ не останавливалась перед убийствами и покушени€ми, в том числе и на известных чиновников ¬олгоградской области.

ѕопав в колонию, јлександр решил зан€тьс€ аэрографией
ѕопав в колонию, јлександр решил зан€тьс€ аэрографией

¬стреча€ съЄмочную группу приветливой улыбкой, јлександр сразу же начинает говорить о своей диораме. ¬споминает, как в 2012 году решил восстановить драму —талинградской битвы, котора€ развернулась всего в нескольких километрах от современной колонии.

— «ачем мне это нужно? — задумываетс€ јлександр. — ’очу после себ€ оставить хоть что-то хорошее.

÷веты из-за колючей проволоки

ќказавшись за решеткой восемь лет назад, мужчина решил вспомнить о художественном образовании и зан€тьс€ аэрографией.

— я заканчивал торговое училище и очень увлекалс€ графикой. Ќо на воле € машины только ремонтировал — рисовать на них не было ни времени, ни желани€. ј здесь решил попробовать. ѕомню, как € корпел над первым автомобилем, — улыбаетс€ заключенный. —  ружилс€ вокруг нее, обходил то с одной, то с другой стороны. — горем пополам все же закончил леопарда. “акой страшный он был... как в мультфильме. Ќа него посмотрели-посмотрели да и стерли.

≈динственный запретный дл€ художника сюжет — это смерть
≈динственный запретный дл€ художника сюжет — это смерть

—егодн€ јлександр уже забыл о времени, когда ради красивой картинки ему приходилось по несколько раз закрашивать рисунок на машине. ¬ыбрав сюжет, заключЄнный с удивительной скоростью увеличивает небольшой набросок до нужных масштабов и наносит основные контуры на автомобиль.

∆енщинам — цветы и котики, мужчинам — война и хищники
∆енщинам — цветы и котики, мужчинам — война и хищники

— ѕлохого € еще ничего не нарисовал, — уверен јлександр. — я, например, никогда не буду изображать смерть. —лава Ѕогу, никто и не просил. ƒевушкам нужно что-то миленькое: кошечки, цветочки. ј мужчинам — эпизод войны или какой-нибудь хищник на капоте.  огда- то € и на своей машине хотел нарисовать самолЄт. ј жена так строго мне сказала: «Ќечего делать». „то ж, жену € слушаю.

—егодн€ заключЄнный забыл о перекрашивани€х и исправлени€х
—егодн€ заключЄнный забыл о перекрашивани€х и исправлени€х

–ыбалка в колонии строгого режима

–абота работой, но есть у јлександра и зан€тие дл€ души. ¬ 2012 году, накануне 70-летнего юбиле€ победы в —талинградской битве, заключЄнный решил сделать большую диораму, на которой полк прорыва под командованием генерала ∆адова вновь одержит свою историческую победу.

— “ри мес€ца € не отходил от макета и отовсюду собирал «запчасти», — гл€д€ на свою диораму, вспоминает јлександр. — √ор€щий брезент дл€ машины сделал из одного сло€ салфетки. ј лЄд на мосту знаете из чего? ќбычна€ коробка дл€ диска. “ут все просто: разрезал еЄ на части, расплавил. √отово!

Ќад своей первой диорамой художник корпел четыре мес€ца
Ќад своей первой диорамой художник корпел четыре мес€ца

ћиниатюрные танки и крошечные солдаты, отделЄнные друг от друга колючей проволокой, — создание масштабных макетов и диорам с микроскопическими детал€ми заключЄнный сравнивает с рыбалкой.

— ¬ы работаете на рыбалке? Ќаверное, нет, — улыбаетс€ јлександр. — ¬от и € морально отдыхаю, когда что-то мастерю руками. я в этот момент не нахожусь в колонии. „асто себ€ спрашивал: а не окажись € здесь, зан€лс€ бы этим? ƒа никогда.

јлександр уверен, что его увлечение позвол€ет забыть о колючей проволоке
јлександр уверен, что его увлечение позвол€ет забыть о колючей проволоке

ƒень отр€да, на который в музей колонии №9 приехали дети заключЄнных, решил судьбу второй диорамы јлександра. ”видев, как реб€тн€ облепила стекл€нный короб его живой картинки, решил: «—делаю диораму, на которой наши солдаты будут освобождать  рым».

— я воссоздал штурм —апун-горы, — уточн€ет јлександр. — Ќа макете около 40 солдат схлестнулись в рукопашном бою. «асыпанные траншеи, гор€щий танк и раненые немцы — кажетс€, всЄ получилось очень реалистично. Ќесмотр€ на то, что бойцы не больше спичечного коробка, у каждого из них есть свое, не похожее на других выражение лица.

 аждый миниатюрный солдат битвы застыл со своим выражением лица
 аждый миниатюрный солдат битвы застыл со своим выражением лица

—ейчас диорама, на которой «кипит» бой, хранитс€ в воскресной школе.

— ѕо-моему, они знают, кто еЄ сделал, — снижа€ голос, говорит јлександр. — ≈сли честно, за врем€ работы ещЄ не слышал предубеждений типа: «Ќе хотим, чтобы нам рисовал заключЄнный». ” мен€ заказывают и большие холсты, и гитары, на которых € делаю то портрет ÷о€, то ёри€ ’о€ из группы «—ектор √аза».

Ѕумажно-пластиковый изол€тор

Ќедавно из гаража, который превратилс€ в мастерскую јлександра, вышел макет волгоградского —»«ќ №1 в масштабах 1:100. „тобы на каждом блест€щем окошке исторического здани€ по€вилась така€ же миниатюрна€ решЄтка, заключЄнный трудилс€ три мес€ца.

— Ёта задачка оказалась намного сложнее, — вгл€дыва€сь из-под толстого стекла очков, продолжает јлександр. — ћне дали единственную фотографию изол€тора, построенного еще в 1872 году, и ещЄ один снимок макета. —просили: «—можешь?» —могу. »з всех материалов в распор€жении была лишь бумага, пластик, клей и автомобильна€ краска.

¬ распор€жении заключЄнного было две фотографии и подручные материалы
¬ распор€жении заключЄнного было две фотографии и подручные материалы

–абота художника началась с экспериментов — посадив куски пластмассы на несколько видов кле€, автор макета наконец нашел свою «золотую середину».

— ¬се расчЄты проводил буквально на пальцах, — рассказывает јлександр. — “очные цифры на бумаге не сразу сошлись с реальностью. Ѕывало, что всЄ шло вкривь и вкось, и мне приходилось разбирать отдельные детали макета. —амой сложной оказалась крыша — еЄ € переделывал два раза. Ќе захотела она с первой попытки быть похожей на оригинал.

јлександр признаетс€, что больше всего он трудилс€ над крышей
јлександр признаетс€, что больше всего он трудилс€ над крышей

¬ыстроив шесть трехэтажных зданий, заключЄнный приступил к самой ювелирной работе: из той же пластмассы мужчина вырезал маленькие решЄтки и игрушечных размеров детали.

— „тобы пон€ть, как всЄ это сделать, потер€л немало времени, — признаетс€ јлександр. — ѕорой, хотелось ненадолго забыть о макете. » забывал... минут на 15. —нова бралс€ за работу, а тут, как назло, то решЄтка в окно не лезет, то ещЄ кака€-то напасть. «ато какое удовольствие испытал, когда сравнил предварительный эскиз и готовую работу. ѕервой мыслью было: «√осподи, какой ужас. —колько же всего пришлось сделать».

’удожнику нравитс€ сравнивать эскизы с готовой работой
’удожнику нравитс€ сравнивать эскизы с готовой работой

ќ новых бо€х

ќ своих планах заключенный, который еще больше 10 лет проведЄт за колючей проволокой, говорит с меньшим воодушевлением.

— я бы делал эти макеты посто€нно, если бы была така€ возможность, — уверен јлександр. — Ќо сейчас €, например, занимаюсь совсем другой работой. Ќа очень красивых белых табличках € очень красивыми чЄрными буквами пишу «ѕроход воспрещЄн». «аказов у мен€ много, но нужно отталкиватьс€ от возможностей.

¬спомина€ о гр€дущем юбилее —талинградской битвы, јлександр оживл€етс€ с новой силой. ћужчина уверен, что если в ближайшее врем€ он возьмЄтс€ за третью по счету диораму, то об€зательно восстановит эпизод боЄв за ћамаев курган.

—ледующим сюжетом заключЄнного станет битва на ћамаевом кургане
—ледующим сюжетом заключЄнного станет битва на ћамаевом кургане

— ќчень интересна€ тема, — рассуждает заключЄнный. — ¬ысота, котора€ известна всем лишь в современном виде. ј справлюсь? ƒумаю, справлюсь. я не знаю, как это правильнее сказать, чтобы звучало не слишком пафосно.  огда € делаю эти работы, то становлюсь другим и нахожусь не здесь. Ќет непри€тностей, есть новые возможности. —ейчас Ѕог дал мне одну хорошую возможность — врем€. Ќе потер€ть бы еЄ даром.

Ќа прощание јлександр ещЄ раз просит не называть его по фамилии.

— я бы с радостью, но обещал жене так не делать — улыбаетс€ художник. — ќна уверена, что за решЄткой € стал уж слишком попул€рным.

”знавайте новости, открыва€ мессенджер. ƒелитесь с друзь€ми в контактной книге через короткие сообщени€ всем, что происходит в ¬олгограде. ѕодписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/newsv1