18 августа воскресенье
СЕЙЧАС +30°С

Александр Стризое, политолог: «Политические одиночки могут только стяжать славу камикадзе»

Поделиться

Выстроена ли в Волгоградской области идеальнаяуправленческая пирамида во главе с губернатором? Нужен ли Волгоградусити-менеджер и есть ли в регионе возможности для его появления? Почему постывице-губернаторов занимают московские «варяги»? На эти и другие вопросы V1.ruответил заведующий кафедрой философии Волгоградского государственногоуниверситета, доктор философских наук, профессор Александр Стризое.

– АлександрЛеонидович, горожане практически в едином порыве на общественных слушанияхсогласились с изменениями в устав Волгограда и введением сити-менеджера. Одниутверждают, что Волгоград имел дело с фарсом, другие говорят, что Волгоградсделал свой выбор, третьи утверждают, что мнение горожан совершенно ничего незначит, так как законно избранные народом депутаты уже все решили за нас. Что произошлона самом деле?

Чтокасается прошедших 1 апреля общественных слушаний, то я уже слышал предложение сказатьза него «большое спасибо» губернатору Волгоградской области Анатолию Бровко.Устроив эти слушания, он подарил нам прекрасный повод организовать 1 апреляпраздник политической глупости. Теперь каждый год 1 апреля в Волгоградеволгоградцы должны собираться у облсовпрофа, здания мэрии или областнойадминистрации при непременном сопровождении ОМОНа и устраивать публичныеслушания по любому самому дурацкому вопросу. При этом, в конце каждых слушанийдолжен выступать мэр, сити-менеджер и губернатор со своим решением, котороебудет полностью противоречить тому, о чем говорилось на слушаниях. Перед наминовый местный праздник, который напоминает политический карнавал и очень хорошосоответствует смыслу праздника 1 апреля. У нас в городе был дефицит местныхтрадиций, и вот одна из них уже есть в готовом виде.

Если говорить серьезно, то общественные слушания оставили уменя впечатления очень плохо подготовленного и очень плохо срежиссированногополупровального спектакля в провинциальном драматическом театре. По моемумнению, они проводились из-за желания убедить горожан, что общественностьподдерживает решение о введении поста сити-менеджера. Попасть на них былокрайне затруднительно. Знаю, что социологи и политологи, занимающиеся у насместной политикой и местной социологией, пытались пройти в зал, но в этом им непомогло даже знакомство с чиновниками. Кроме того, из результатов голосованиявозникает вопрос, куда делось больше сотни голосов. Это нестыковки, говорящие,что организаторы явно просчитались, режиссируя данное мероприятие.

Настораживают меня и еще два момента. Итоги слушаний вошли впротиворечие, во-первых, с опросами волгоградских социологов. Насколько я знаю,результаты последних опросов показали, что за введение сити-менеджера выступаетоколо пяти процентов населения, в то время как против где-то 65-67 процентов.Замечу, что население дает такой расклад во всех более-менее крупных городах. «За»не более 10 процентов, а против ввода поста сити-менеджера – от 60 до 80процентов опрошенных. Странно, что это за общественность была собрана наслушаниях, мнение которой расходится с мнением, которое нам показываютсоциологи. С другой стороны, эксперты, которых на этот раз представляли неболтуны-политологи и социологи, а известная юридическая фирма господинаВологина, имеющая право проводить экспертизу на коррупционную составляющую, признала,что решение о введении поста сити-менеджера содержит признаки коррупционности.Поэтому как простой гражданин я не доверяю голосу народа в том виде, в которомон показан на этих слушаниях.

– Темне менее, законно избранные нами депутаты городской думы и поддерживающий депутатовгубернатор считают, что Волгограду сити-менеджер необходим, что Волгоград усталот избранных мэров, из которых ни один не доживает до своего срока. При этомуказывается, что в других городах сити-менеджер активно действует и работает.

Во-первых,я пока так и не услышал серьезных политических или управленческих аргументов вдискуссии о пользе введения в Волгограде поста сити-менеджера. Отсутствие этихаргументов порождает очень странную аргументацию, когда сторонники ввода постасити-менеджера говорят, что такова политическая воля партии и ссылаются наМоскву.

Эта странная и очень удобная позиция для наших чиновников.Они прикрываются Москвой, снимая с себя ответственность. Если иначе рассмотретьситуацию, то чиновники фактически подставляют федеральный центр, переводя нанего все «стрелки». Проблема в том, что введение поста сити-менеджера по всейРоссии порождает очень острые дискуссии и создает неоднозначную ситуацию.

Я думаю, что инициаторы этого проекта, где бы они нинаходились, в регионе или федеральном центре, не учитывают спецификуроссийского местного самоуправления. Пост сити-менеджера родился в рамкахангло-саксонской традиции местного самоуправления, где существует хорошонаполненный и регулярно пополняемый местный бюджет. Все исправно платят налоги,и возникает только одна проблема – эффективно потратить деньги. Поэтому,наверное, им и нужен наемный служащий, который будет деньги тратить. При этом, англо-саксонскаятрадиция местного самоуправления имеет развитые коммунальные органы власти,которые всюду суют свой нос. Эти коммунальные органы власти, эти выборныеколлективные органы и сообщества хотят и должны контролировать действиячиновников. Именно в этой ситуации рождается конструкция под названиемсити-менеджер.

– Волгоградув частности и России в общем англо-саксонские традиции, насколько помню, неочень близки?

Унас совершенно другая ситуация. У нас все местные бюджеты хронически голодают илюбое лицо, возглавляющее местное самоуправление, выступает в роли лоббиста.Это лицо ходит, клянчит, бьет во все колокола и вынужденно занимаетсяпиар-акциями, чтобы привлечь внимание к своему городу, региону, поселению.Поэтому, скажем, обвинения руководителей органов местного самоуправления, вчастности, мэра в политизации проблемы, на мой взгляд, как минимум беспочвенны.Это вынужденная ситуация. С другой стороны, контрольные органы у насчрезвычайно слабы. Посмотрите за причудливой траекторией изгибов нашейгородской и областной думы. Посмотрите, как изгибается политическая линия, ипричудливо меняется политическая воля депутатов. Все это говорит об отсутствиисамостоятельной позиции и о том, что эти органы у нас манипулируемы. Реальноконтролировать ситуацию они, к сожалению, не могут.

Наконец, третье обстоятельство. В Воронеже сложиласьпримерно та же ситуация, что и в Волгограде. Там местные социологи обратиливнимание, что когда Воронежем условно правит несколько лоббистских структур, аони называли порядка восьми бюрократических, экономических и иных группировок,назначение сити-менеджера через специально созданную для этого комиссиюпревратится в торжество самой сильной лоббистской группировки, которая простовыкрутила руки другим. Поэтому в тех условиях, когда мы назначаемсити-менеджера через специально созданную комиссию, возможностей длялоббистского произвола гораздо больше, чем через выборы. В выборах тоже естьлоббизм, но его возможности ограничены.

Где сити-менеджер эффективно работает? Там, где по меньшеймере есть два условия. Условие первое – где есть очень сильный губернатор,обладающий харизмой и влиянием у большинства групп населения, как, к примеру, вБелгородской области. Условие второе – где сити-менеджером назначаетсяуникальный человек, обладающий колоссальной личной энергией и личнымавторитетом, как, к примеру, в Челябинске. Тогда мы спрашиваем: скажите,пожалуйста, где лидер подобного класса у нас здесь? У нас его нет. Если бы мыустами губернатора и его сторонников предложили бы сильную фигуру, я уверен,что сопротивление этому решению было бы гораздо меньше. Заметьте, сейчас люди,которые пришли в мэрию, никак себя не проявляют. Ни исполняющий обязанности мэрагосподин Соколов, ни господин Пикалов не сделали ни серьезных заявлений, непредложили хотя бы идей, не говоря о планах стратегического развитияВолгограда, и они не решили ни одной серьезной проблемы. А ведь помните, когдагубернатор отрешил Гребенникова от власти, он сказал, что все, с сегодняшнегодня в Волгограде начинается новая жизнь. Где она, новая жизнь?

Утверждается, что в Волгоградской области,наконец, выстроена замечательная пирамида власти во главе с губернатором, и те,кто недоволен, – раскачивающие лодку враги....

Строительствопирамид – занятие увлекательное не только для разного рода авантюристов ифинансистов типа Мавроди. Если население легко ловится на финансовые пирамиды,то с политическими пирамидами ситуация немного другая. Любителей их строить унас по-прежнему много. Правда, среди местного населения сторонников этихпирамид не так много.

Впрочем, пирамиды, как их изображают некоторые волгоградскиеполитики и журналисты, весьма сомнительны. Например, «Волгоградская правда»сообщает нам, что «ура, Волгоград, наконец, встроен в вертикаль власти».Радоваться тут нечему, ибо такое встраивание означает, прежде всего, нарушениеконституционных принципов об автономии местного самоуправления. Мы не простонарушаем принципы, мы предельно централизуем управление страной. А оно у нас ибез того централизовано. Напомню, что Советский Союз развалился не в последнююочередь именно из-за сверхцентрализации. Сверхцентрализацией российской системыуправления мы будем питать самые негативные тенденции на местах, в том числесамые уродливые, причудливые и самые опасные формы сепаратизма. Поэтому я неудивлюсь, если выстраивание такой жесткой вертикали обернется нарастанием внизуантимосковских настроений. Пока они не видны, но тенденция к этому явнопрослеживается на уровне настроений.

Кроме того, централизуя все и зажимая местныедемократические институты власти, мы всю ответственность перекладываем на себя.Губернатор теперь отвечает за все. Если раньше он мог сказать, что у нас естьорганы местного самоуправления, и они несут свою долю ответственности, тосейчас он так сказать не может. Выстраивание этой пирамиды власти – совершеннонапрасный труд, и он не разрешает проблемы, хотя создает иллюзию, что всевстало на свои места. Но если нам нужны иллюзии которые продержатся до 2012года – то пожалуйста.

– Но,с другой стороны, губернатор последними назначениями показывает, что он самвстраивает регион в федеральную вертикаль. На должность первоговице-губернатора пришел Александр Меркулов, направление по идеологии ипропаганде возглавил вице-губернатор Олег Матвейчев. Мы уже видели предыдущего«варяга» в лице вице-губернатора Щербакова... Насколько, по вашему мнению, удачнопроходит встраивание в вертикаль и внедрение в Волгоград московских чиновников?

Появлениетаких людей – это тенденция, говорящая, что выросло новое поколение людей,жаждущих движения вверх по карьерной лестнице. Это достаточно энергичноепоколение с большими амбициями и с плохим опытом. Но опыт их не интересует,поскольку опыт в данном случае заменяют связи. Я думаю, что неслучайно, насмену Федору Щербакову пришел Олег Матвейчев. Появление этой фигуры говорит,что в федеральном центре очень много людей, желающих каким-то образомпродвинуться вверх, пройдя через губернаторский уровень управления, таксказать, через среднее звено в регионах. Но получится ли это у них – спорныйвопрос. Регион – это минное поле, на котором очень легко подорваться особенномолодому амбициозному дарованию. Федор Щербаков не прошел, впрочем, считаю, чтолюбая попытка пройти его в том стиле, который он предлагал, была обречена нанеудачу.

Немало сейчас говорится о проблемах врегиональной «Единой России» и о неуклонном падении ее рейтингов, что станетособо наглядно на грядущих выборах. Что вы думаете по этому поводу?

Считаю,что «Единая Россия» вступает в достаточно сложный период своей партийнойистории. Во-первых, разделившись на три клуба где-то год назад и начав активнуюдискуссию о консерватизме, «Единая Россия» фактически показала, что в ней нетособого идейного единства, и существует множество разных направлений. Тот, чтомы наблюдаем сейчас в регионе, говорит и об отсутствии организационногоединства. В реготделении есть группы, представляющие разные интересы и естьлюди, за которыми эти группы стоят. При этом все они ведут себя далеко не так,как хотелось бы кому-то в центре – их не удается структурировать, и от этоговозникают определенные организационные шатания. Но все это – участь любой партии,и преодолимо, особенно если партия имеет мощную электоральную подпитку. Нопроблема в том, что в обществе медленно но верно исчерпывается кредит доверия итерпения. В условиях затягивающегося экономического кризиса почва дляпротестных настроений все возрастает. Пока это выражается не в активныхдействиях, а в падении рейтинга. Дискуссии, кадровая неустроенность и, наконец,падение рейтинга – очень серьезная тенденция, которую надо преодолевать местной«Единой России» как представительницы партии центра. Негативные проявления,думаю, будут возникать и дальше, если партия, по крайней мере, ее волгоградскиеструктуры не повернутся лицом к проблемам, которые волнуют население. Пока жеволгоградские единороссы больше занимаются сведением личных счетов и борьбой зачистоту рядов, а не теми проблемами, которые волнуют волгоградцев.

– Кстати,что вы думаете по поводу возможных перспектив возвращения Романа Гребенникова наполитическую арену? Возможно ли это возвращение, и насколько оно можетсказаться на нынешней расстановке политических сил?

Перспективыэти сейчас достаточно туманны. С правовой стороны вопроса, если следоватьлогике заявлений господина Гребенникова, у него впереди суды и обжалованиепринятого решения. Это дело долгое, и будем ждать развития событий. Сполитической стороны вопроса – очевидно, он будет вынужден связать себя скакой-то политической силой. С какой – вопрос. Политика – игра коллективная.Надо либо создавать свою команду и приводить ее в политическую партию или жевстраиваться в другую, уже сложенную команду. Но в любом случае, проблемавыбора приоритетов на будущее и проблема выбора команды – это те два урока,которые сам Гребенников должен извлечь из этой истории. Она показала, чтокоманды как таковой, которая бы защищала своего лидера в публичной политике, уГребенникова не оказалось. А политические одиночки могут только стяжать славукамикадзе, но не влиять на политический процесс. Я бы не стал исключать политическихперспектив Романа Георгиевича, но они будут зависеть от того, насколько онрешит эти два вопроса. Начать можно и с нуля. В политике было много фигур,которые терпели фиаско, а потом начинали все заново. Но сможет ли он выставитьтакую стратегическую линию и создать команду людей, которая будет на негоработать?

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!