Интервью

Сергей Сена о Волгограде перед ЧМ: «Гости пришли, а хозяйка еще в халате и бигуди»

В чем Волгоград не уступает Питеру, почему не стоит драпировать строящиеся здания и многое другое — в подробном интервью

Поделиться

Все новости

Сергей Сена известен в Волгограде не только как архитектор и реставратор, но и как краевед

Фото: Сергей Сена

Волгоград принимает чемпионат мира по футболу. К нам едут туристы со всего мира и помимо матчей на новом стадионе, конечно, будут смотреть и сам город. Есть ли чем похвастаться Волгограду, обязательно ли знать историю Сталинградской битвы и увидят ли за мусором и разбитыми дорогами что-то хорошее в нашем городе многочисленные гости — об этом и многом другом корреспондент V1.ru поговорил с волгоградским реставратором и краеведом Сергеем Сена.

Сергей Львович Сена – реставратор зданий – памятников архитектуры, автор и ведущий телевизионных программ о культурном наследии Волгограда. Среди значительных работ не в Волгограде — генеральный план и проекты детальной планировки в разрушенном землетрясением 1988 года армянском Ленинакане (сейчас город Гюмри). 15 студентов архитектурно-строительного института под руководством Сергея Сена защитили дипломные проекты, посвященные историко-культурному наследию Волгограда и пригородов.

Двухсотлетние подвалы и грандиозный Эквилибрио

Сергей Сена уверен: Волгоград уже не ассоциируется только с войной, многие невоенные достопримечательности в нем уникальны и не уступают столичным:

— Естественно, как и в любом городе, в Волгограде есть дежурный набор, который никак не обойти: Мамаев курган, панорама «Сталинградская битва», центральная набережная. Другое дело, что этот набор может изменяться и дополняться.

Например, еще 10 лет назад музей-заповедник «Старая Сарепта» был, откровенно говоря, малопосещаемым. И в этом была «повинна» не столько «раскрученная» преимущественно военная история города, сколько не очень разнообразная экскурсионная программа музея и, самое главное, удручающее состояние объектов, а это, между прочим, 24 здания XVIII–XIX веков. И вдруг произошел взрыв интереса к Сарепте, в которой теперь есть чем целый день заняться семье. Это и обновленные экспозиции, в том числе интерактивные, и временные выставки, и концерты живой органной музыки, и библиотека, и кафе, и бильярд, и набирающие популярность квесты с привидениями, вдохновившими на битву «известных» экстрасенсов, и даже дегустация сарептских вин.

Удивительный арт-объект «Эквилибрио» — часть самой грандиозной скульптурной композиции в мире (другие части в Германии, Ирландии, Норвегии и на Мальте) — тоже в Сарепте.

Волгоградский эквилибрио — один из пяти монументов в мире.

Фото: Мария Часовитина

Поскольку в музее есть своя гостиница и завершается реставрация постоялого двора, в котором будет хостел, Сарепта, выражаясь современным языком, станет важным «туристско-экскурсионным хабом». Отсюда уже сегодня организовываются экскурсии на шлюзы Волго-Донского канала (а сам канал — часть так называемой европейской кругосветки), к гигантскому памятнику Ленину, в дендрарий, в старинную мечеть в татарском селе Малые Чапурники, к буддийской ступе на территории бывшей усадьбы калмыцких князей Тундутовых в селе Солянка Светлоярского района.

Старую Сарепту уже сегодня можно перенести в группу «обязательная программа», благодаря чему история города в представлении гостей сразу станет как минимум на 200 лет старше.

Но, конечно же, многое зависит от рассказчика. Неграмотный рассказ не спасут даже самые «вылизанные» достопримечательности, и наоборот: экскурсовод с горящими глазами и хорошо подвешенным языком заинтересует слушателей и полуразрушенными зданиями поселка Нижний Тракторный, и палеолитической стоянкой древнего человека, на которой стоят гаражи.

Советский конструктивизм, сталинский ампир и новые идеи

В Волгограде все еще много Царицына и Сталинграда, напоминает Сена, причем Сталинграда не военного, так что туристам есть что посмотреть, кроме растиражированных объектов. Впрочем, и тут есть над чем поработать:

— Абсолютно убежден, что хотя город миру известен как Сталинград (и с этим не поспоришь), триединство его истории как Царицына-Сталинграда-Волгограда подарит гостям города немало удивительных открытий. Самих объектов, связанных с разными периодами истории города, не так уж мало. Не хватает наполнения этих объектов общественными функциями. Ну, хорошо! Передали здание Первой пожарной части Царицына под краеведческий музей. Но сколько еще зданий и достопримечательных мест ждет подобных решений. Волгодонская (бывшая Анастасийская) улица. Сколько поколений студентов-архитекторов превращало ее в волгоградский Арбат… Деревянные дома Волго-Донской железной дороги, построенные в 1860–1870-е годы — целый архитектурный ансамбль, переживший войны и перестройку, мог бы получить самые разнообразные функции, например, центр межнационального общения, арт-резиденция или квартал некоммерческих организаций. Кстати, и сегодняшняя жилая функция могла бы сохраниться.

Улица Пугачевская, д. 3. Дом конца XIX века

Фото: Валерий Котельников

Можно назвать как минимум с десяток царицынских зданий, которые при определенных условиях прекрасно бы справились с культурными функциями — художественных галерей, небольших музеев, школ искусств и тому подобного.

Очень недооценена архитектура и застройка периода конструктивизма. В этих районах нужно просто отремонтировать здания и привести в соответствие с эпохой среду. Это также относится и к послевоенным кварталам сталинской застройки, особенно в Краснооктябрьском районе, где сохранились еще образцы малых архитектурных форм в той же ампирной стилистике. Программа капитального ремонта жилых многоквартирных домов, увы, не распространяется на прилегающую к домам территорию. А ведь с позиций охраны наследия нам важны и дома, и ограды, и вазы, и скамьи, и фонтаны. Но в сегодняшнем виде капитальный ремонт только консервирует утраты, понесенные историческими зданиями за последние 60–80 лет, и не позволяет реставрировать детали или воссоздавать утраченные элементы. А кто и когда выделит средства на реставрацию, неизвестно. А жаль. Советский конструктивизм и сталинский ампир неизменно вызывают у иностранных гостей интерес.

И еще одна группа объектов, которая во всем мире становится объектами экскурсионного показа — промышленные предприятия, электростанции, депо, котельные… Конечно, их посещение сопряжено с обеспечением мер безопасности. Но во всем мире это делают. Мы не должны отставать.

Волжская ГЭС — крупнейшая в Европе

Интересную статистику приводит Сена: оказывается по количеству человек, приходящихся на один музей Волгоград вполне равен Петербургу: и там, и там на один музей приходится 20 тысяч человек. Да и в части разнообразия волгоградские музеи вполне способны конкурировать со столичными.

— Конечно, Эрмитажа в Волгограде нет и масштабы музейного хранения несопоставимы, — признает реставратор. — Но разнообразие предложенных волгоградцам и гостям города музеев поражает. При этом среднестатистический горожанин не вспомнит более 5-6 музеев. Но и этим 5-6 музеям есть куда расти и развиваться.

Уже набившее оскомину сарматское золото — где оно? Современное искусство где-нибудь представлено? Музеи-квартиры выдающихся волгоградцев — где они?

При этом музейные темы лежат на поверхности. Музей истории тракторостроения с действующими образцами — на территории тракторного завода. Самая большая гидроэлектростанция в Европе — показывают же электростанцию и дамбу Гувера на реке Колорадо в США.

Встряска со знаком «плюс»

В период подготовки города к ЧМ-2018 горожане разделились на два лагеря: одни считали, что происходящие изменения городу на пользу, даже если они делаются только ради чемпионата, другие видели возможность более тщательно привести город в порядок с меньшими затратами, но и те и другие назвать город готовым к приему гостей вряд ли смогут даже теперь.

Сложные чувства вызывает происходящее и у Сергея Сена:

— Грустный вопрос. Все, что происходило и происходит в городе в преддверии чемпионата мира по футболу, сильно напоминает ситуацию, когда гости пришли на званый ужин, а хозяйка ещё в халатике и на голове бигуди, Стол накрыт скатертью, тарелки расставлены, а мясо в духовке либо совсем сырое, либо пригорело…

Конечно же, сделано невероятно много, но не видно системности. Положили новый асфальт, а бордюры, с которых и начинается ремонт дорог, не выправили. Более того, ряд улиц остались деревенскими, с обочиной. Поставили новые двуязычные указатели, а старые во многих местах остались, да и деревья, из-за которых многие надписи не читаются, не подрезали. Киоски и павильоны посносили (кстати, все уже позабыли о том, как в свое время архитектурная общественность против них боролась), а фундаменты от них во множестве остались.

Снос последнего «аквариума» на Краснознаменской

Фото: Алексей Волхонский

При этом уродские павильоны у входа на рынок со стороны проспекта остались, но были стыдливо задрапированы баннерами с видами Волгограда. Баннеры вообще были спасением для заборов и недостроенных зданий. А если подумать логически? Ну и что, что недостроено? Наоборот — давайте покажем, что Волгоград развивается. Глядите, сколько всего строится.

Строящееся здание любым футбольным фанатом будет воспринято как «здание строится». А вот затянутое в белый саван как мумия сооружение у подножья Мамаева кургана вызовет вопросы.

Традиционно весной обрезали деревья. Но наши «доморощенные ботаники» не учли, когда следует (если это действительно так необходимо) обрезать серебристые тополя на Комсомольской улице. В итоге красивые еще в прошлом году деревья встречают мундиаль в виде высоченных раскоряченных пней.

Про мощение тротуаров на проспекте Ленина, которое сегодня еще вершится в авральном режиме, без слез не расскажешь. Очевидно же было, что проспект — главная улица города. Можно было озаботиться мощением на сезон раньше? И не только мощением. Можно было бы деревья посадить в пустые лунки. Нужно было бы у «сталинских» фонарных столбов цоколи перебрать и поднять над уровнем тротуаров. Мне скажут: деньги в прошлом году не были выделены. Хорошо. Но известны примеры безавансовых (что, конечно, очень плохо) работ. Нашлись бы и на такие кабальные условия подрядчики. Ведь так, по существу, отработали мои знакомые, фирмы которых трудились на субподряде в аэропорту и даже (!) на Крымском мосту. Так их «кинули». Ненамного. Миллионов на 10 каждую. Теперь судятся.

Современный «жаропрочный» газон на набережной к ЧМ не взошел

Фото: Виктор Ястребов

Но, надеюсь, все эти беды останутся внутри нас. Внешне город, конечно же, преобразился. Одна дорожная разметка чего стоит! Опять же новые адресные таблички с номерами домов кое-где появились. С ошибками. Но появились же! И остановочные павильоны с электронными табло на основных магистралях появились. Правда, устанавливали их зимой. Металл местами поржавел. Плитку укладывали в снег… Но уложили же! Назойливой рекламы стало явно меньше. Причем, до замечания спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Вывески на зданиях в центре города стали аккуратнее. Не везде. Не сразу. Но движение вперед очевидно.

Одна из табличек, установленная специально к приезду гостей ЧМ

А вот волноваться, что гостям будет некомфортно, не стоит. Они ведь на футбол едут. Тусить едут. Им важны стадион, безопасность и туалеты. А с этим все в порядке. Хотя… общественных уборных мало, но в каждом спорт/пивбаре туалеты точно есть. Главное, чтобы их вовремя убирали и чтоб бумага была.

Конечно, любое крупное международное событие «встряхивает» со знаком «плюс» любой город. Не только Волгограду, но и Москве с Питером чемпионат пошел на пользу.

Но если в тех же столицах ежегодно проходит по несколько событий мирового или европейского уровня (не обязательно спортивных), то для Волгограда это событие десятилетия. И то, что делалось в городе к мундиалю, должно не заканчиваться с его окончанием, а только продолжаться. Пусть не по всем направлениям сразу. Средств-то «шальных» уже не будет. Но тенденции должны быть поддержаны. Удачные образцы растиражированы. Компетенции развиты.

И давайте, наконец, всерьез озаботимся развитием туризма. Инфраструктура, созданная к ЧМ-2018, не должна остаться неиспользованной. Вот только в спешке не надо ремонтировать и реставрировать объекты наследия. Совершенствуя надо стараться не разрушать. Пока получается не очень...

СВЯЗЬ С РЕДАКЦИЕЙ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

Круглосуточный телефон службы новостей 8 (442) 59-59-16