6 декабря пятница
СЕЙЧАС -1°С

За кадром: консультант «28 панфиловцев» рассказал о голливудских шаблонах и кинотусовке

Военный консультант объяснил V1.ru, что значит хорошее кино о войне.

Поделиться

Реконструктор стал военным консультантом фильма «28 панфиловцев»

Реконструктор стал военным консультантом фильма «28 панфиловцев»

Этим фильмом съемочная группа насолила элитной кинотусовке, смеющейся над бюджетом ниже 50 миллионов долларов. Так исторический консультант «28 панфиловцев» рассказывает о своей картине, снятой вопреки всем голливудским шаблонам. Он уверен: отечественное кино не потеряло знака качества и может сниматься даже с мизерным бюджетом.

История фильма «28 панфиловцев» начиналась с солидных деловых переговоров в «Макдоналдсе». Молодой режиссер Ким Дружинин пригласил военного консультанта Артема Кокина в бистро и на первой же минуте разговора заявил: «Денег нет. Держимся на голом энтузиазме».

 

– После «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова на военной теме в кино поставили табу. Да и зритель разуверился в том, что кто-то из режиссеров может приблизиться к легендарным «Они сражались за Родину» или «Хроники пикирующего бомбардировщика», – рассказывает Артем Кокин. – Но я очень загорелся новым проектом и договорился с ребятами, что они выйдут со мной на связь, когда соберут бюджет и смогут запуститься.

Три года сценарист Андрей Шальопа безнадежно искал деньги: обращался в Министерство культуры, встречался с инвесторами, но бюджет будущей картины так и оставался каким-то мифическим персонажем.

– Друг Андрея предложил объявить народный сбор. Желание снять хорошую ленту о войне перевесило скепсис – первый же пробный ролик менее чем за неделю собрал несколько миллионов рублей, – уточняет Артем Кокин. – Сумма не для большого кино, но все же эта неповоротливая машина сдвинулась с места. Стало очевидно, что зритель давно ждет фильм, в котором память предков не поливают помоями.

Неожиданно о команде энтузиастов вспомнили в Министерстве культуры. Неплохой бюджет чиновники предлагали обменять на поправки в сценарии: что это за фильм без романтической линии, недоумевали представители Минкульта. Несмотря на весьма заманчивые посулы, Андрей Шальопа оставил сценарий прежним: первым делом – война. Тогда ему казалось, что он сможет справиться сам. 

– Владимир Мединский сказал так: сколько денег вы соберете народным сбором, столько же вам выделит и Министерство культуры, – вспоминает Артем Кокин. – На тот момент мы имели уже 30 миллионов рублей, и чиновники от культуры честно положили в нашу копилку еще 30 миллионов.

Реконструкторы. Начало

На кафедре социальной педагогики и психологии студент Артем Кокин вряд ли мог предположить, что станет консультантом в военных фильмах. Но история Советско-финской и Великой Отечественной войн студента интересовала куда больше заповедей Зигмунда Фрейда. На крупных барахолках юноша готов был тратить последние деньги, чтобы купить крупицу военного «золота».

– Мы занялись реконструкцией, когда об этом в наших краях еще никто не знал, – рассказывает Артем Кокин. – Тогда, сами понимаете, не было никакого интернета, и все решали личные связи, звонки, письма. Но, пока реконструкция держалась на голом энтузиазме, в этом деле было намного больше правды. Как только в движение пришли государственные деньги, начались очень неприятные истории. К нам подтянулись люди с меркантильным интересом. Мне очень нравится приезжать на реконструкции в Волгоград, потому что при небольших бюджетах ребята делают программы, которые удивляют нас своим качеством.

Переехав из Череповца в Санкт-Петербург, Артем Кокин быстро собрал команду таких же фанатов истории, как и он сам. За несколько лет реконструкторы снялись в интересных документальных проектах.

– Телеканал «Звезда» делал многосерийный документально-игровой фильм «Военно-морской флот СССР», и нас пригласили поучаствовать в нем в качестве актеров и консультантов, – рассказывает Артем Кокин. – Мы снимались в сериях про подводные лодки класса «Щ» и «М», торпедировали вражеские корабли и «тонули» в подводной лодке. А после нас пригласили на второй план в «Сталинград» Федора Бондарчука.

– На наш взгляд, фильм не удался. Не спас ни внушительный бюджет, ни компьютерная графика, – уверен Артем Кокин. – Например, в картине есть эпизод, когда стреляет противотанковое орудие. Снаряд попадает в танковую броню, рикошетит под углом в 90 градусов и летит в склад немецких боеприпасов. Взрыв, красота. А перед этим герои говорят, что у них остался последний осколочно-фугасный снаряд. Так вот, он никак не мог отлететь рикошетом, потому что взрывается при столкновении с любым препятствием. Очень жесткий ляп, коих в фильме очень много. И как результат – двойка историческому консультанту. Общий сюжет не раскрывает ни масштаба сражения, ни людей, защищавших город. 

Кисейные барышни в солдатских шинелях

Идеальное поле боя «28 панфиловцев» петербуржец Андрей Шальопа искал словно по закону подлости – объехав пять областей Центральной России, он нашел площадку в Ленинградской области, недалеко от Выборга. 

– Все довоенные истории мы снимали в деревне Першино Ивановской области. Боялись, что найти населенный пункт без спутниковых тарелок и кондиционеров уже невозможно, – признается Артем Кокин. – А там, к нашему удивлению, каждый домик выглядел очень аутентично. В кадр отлично вписалась и старая разрушенная церковь.

Во время съемок Артем Кокин убедился, что военный фильм – отличная проверка для каждого актера. Пока одни стойко выдерживали сцены в снегу, другие, едва сняв солдатскую шинель, начинали капризничать и требовать тепличного комфорта.

– Все-таки многие артисты очень достойно выдержали испытания на площадке. Актера Александра Устюгова, например, закапывали в землю – по сценарию над ним кружился танк. Снималось все без боевой машины, но земли на него насыпали изрядно, – улыбается Артем Кокин. – Чтобы сохранить историческую правду кадра, я учил актеров правильно стрелять. Сейчас почти во всех современных фильмах бойцы стреляют из противотанкового ружья, а половина приклада торчит над плечом. Если бы настоящий солдат так пользовался оружием, он бы уже давно сломал себе ключицу.

Отдельные баталии на съемочной площадке разворачивались между режиссером и военным консультантом. Выбор между «красиво и зрелищно» или «правдиво и исторически верно» давался команде непросто.

– Иногда ребята расставляли строй солдат совсем не так, как того требовал устав. Некоторые эпизоды я все же не смог отстоять, но их никто не заметил, – смеется Артем Кокин. – Например, на марше пулемет «Максим» всегда носили в разобранном виде: первый нес тело, второй – станок с колесами, а третий – щиток и ленту с патронами. Режиссерам показалось, что эта процессия будет выглядеть некрасиво, и в кадре пулемет покатили на колесиках. После долгих споров мы нашли золотую середину и при монтаже оставили от этого эпизода лишь крошечную часть.

Первым делом танки и самолеты

Оружие и военная техника – главная вотчина исторического консультанта Артема Кокина. «28 панфиловцев» стали первым фильмом, в котором съемочная группа показала натуральный откат ствола артиллерийских орудий. О правдивости кадра говорит хотя бы то, что после съемок Артема Кокина еще долго мучили вопросом: «Кто вам разрешил сделать настоящий выстрел?»

– В современных фильмах в орудие вкладывают петарду, делают «пых», а ствол так и остается незыблемым. Мы целый день экспериментировали, чтобы снять правдоподобный кадр, – вспоминает Артем Кокин. – Вкладывали в орудие двухлитровые бутылки с водой, обмотанные полиэтиленом, и стреляли различной навеской пороха. Только после шестого выстрела поняли, сколько нам нужно бутылок с водой, чтобы снять нормальный откат у гаубицы.

Почти полностью отказавшись от компьютерной графики, съемочная группа вспомнила о старых добрых макетах. Самыми что ни на есть натуральными танками стали зеленые кубики, которые актеры толкали по снегу.

– Делать компьютерную графику очень долго и дорого. На откуп современным технологиям мы отдали только авиацию, – рассказывает Артем Кокин. – В остальном пошли дедовским путем, опробованном в кино еще в 60-х годах. У нас, например, есть сцены, где у подбитых танков разматывается гусеница. Сделать этот эффект на компьютере стоило бы каких-то немыслимых денег. Вообще наши коллеги из студии «Скандинава» провели титаническую работу: сначала они оцифровали настоящую местность, а потом построили на «Ленфильме» ее макет со всеми траншеями и блиндажами, мимо которых катались танки в масштабах 1:16.

Неожиданно перед съемочной группой словно из-под земли выросла новая проблема: снимая на макете и натуре, никто не подумал, что все движения камеры должны быть уменьшены ровно в 16 раз по сравнению с натурными съемками. 

– Мы впали в легкую панику, но нам снова повезло, – смеется Артем Кокин. – Санкт-Петербургский институт робототехники совершенно бескорыстно предложил нам руку-манипулятор, которая, в общем-то, была разработана совсем не для киношных целей. Тем не менее она полностью повторила все движения камеры, уменьшенные в 16 раз.

«Коламбия Пикчерз» не представляет

Премьерный показ «28 панфиловцев» вся киноэлита встретила гробовым молчанием. По словам Артема Кокина, российские мэтры высказались только после вручения «28 панфиловцам» премии «Брикс» в Китае.

– Мы в какой-то степени насолили кинотусовке, показав, что без воровства хорошее кино можно снять на смешные деньги, – комментирует Артем Кокин. – Сравните: наш бюджет не превышал 2,5 миллиона долларов, в то время как Никита Михалков на «Утомленных солнцем-2» потратил 55 миллионов. Примерно столько же вложил в «Сталинград» Федор Бондарчук.

Несмотря на неодобрительное «фи» от многих режиссеров, фильм успешно прошел в прокате и даже стал картиной года по опросам ВЦИОМ.

– Лента снята не по голливудским шаблонам. Многие мэтры не могли понять, как это возможно. В фильме показывают один бой и нет ни одной романтической сцены, – улыбается Артем Кокин. – Я не спорю, что в фильме о войне может быть любовь. В одной из моих любимых картин «Баллада о солдате» весь сюжет завязан на романе, но на каком уровне это сделано! Сейчас любовную линию снимают некрасиво и пошло. Многие режиссеры оправдывают этот формат и говорят, что иначе зритель просто не будет смотреть. Кажется, мы удачно опровергли этот стереотип.

Артем Кокин, на пальцах одной руки пересчитавший хорошие отечественные фильмы о войне, уверен, что «28 панфиловцев» задали неплохую планку и отошли от набившего оскомину шаблона о глупом и беспощадном сотруднике НКВД.

– В 90-х именно этот персонаж стал родимым пятном всех фильмов. А сейчас режиссеры заездили историю про русского мужика, в одиночку справившегося с фашистами. Из качественных современных фильмов я назову только «Брестскую крепость», «В августе 44-го» и «Звезду». Ни о каких «Штрафбатах» и «Сволочах» не может быть и речи – надо хорошо постараться, чтобы так исковеркать историю, – уверен Артем Кокин. – Вообще многие ребята пытаются снять интересные проекты и так же, как и мы, просто не могут найти на это деньги. Закладывают квартиры, машины и влезают в большие кредиты, чтобы снять хотя бы несколько эпизодов своей мечты.

По словам Артема Кокина, сейчас он вместе с реконструкторами из Волгограда обсуждает проект нового фильма «Всего одна жизнь» о забытой танковой баталии под Сенно. Военный консультант, который в своей картине станет со-режиссером и актером, даже нашел последнего участника этой страшный битвы, который совсем недавно справил свое 100-летие.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
29 сен 2017 в 12:10

Фильм отстой ,на перемотке весь фильм просмотрел. Сталинград немногим лучше , но принципе такая же лабуда. Смотреть их - бесполезная трата времени

Гость
29 сен 2017 в 13:42

В фильме есть ряд завораживающих эпизодов, хочется пересматривать ещё и ещё.

Фото пользователя
30 сен 2017 в 13:21

Одним словом "Триста панфиловцев"...