6 июня суббота
СЕЙЧАС +19°С

Никотиновая эмансипация

Каждый пятый курильщик в мире – женщина. Об этом свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), опубликованные на днях на ее официальном сайте. В России эти цифры еще выше: 15% взрослых россиянок не расстаются с сигаретой, а среди дев

Поделиться

Каждый пятый курильщик в мире – женщина. Об этом свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), опубликованные на днях на ее официальном сайте. В России эти цифры еще выше: 15% взрослых россиянок не расстаются с сигаретой, а среди девушек моложе 18 лет табак употребляют и того больше – 24%. По словам нарколога больницы Ольги Стоевой, отдельной статистики по никотиновой зависимости по городам не ведется. Но если бы это произошло, то каждый второй уж точно попал бы на учет к наркологам.

В большей мере, чем мужчины, женщины уязвимы перед опасностями, связанными с табаком. И тому есть доказательства. Кроме того, что курящие мужчины и женщины одинаково предрасположены к онкологическим, сердечным и респираторным заболеваниям, табак вызывает особые женские раковые заболевания и ставит под угрозу беременность и репродуктивное здоровье прекрасной половины человечества. ВОЗ выражает особую озабоченность тем, что в последнее время реклама табака все в больших масштабах ориентирована на девушек.

В то время как в некоторых странах табачная эпидемия среди мужчин медленно идет на спад, употребление табака среди женщин в других странах возрастает. Признаки надвигающейся глобальной табачной эпидемии среди женщин уже видны в привычках сегодняшних девочек. В половине из 151 страны, где проводилось обследование среди молодежи, сигареты курит примерно одинаковое число девочек и мальчиков. А в некоторых странах курящих девочек оказалось больше, чем мальчиков. Курящие подростки с большей вероятностью становятся регулярными курильщиками в зрелые годы, отмечают специалисты.

«Употребление психоактивных веществ, будь то алкоголь, наркотики или сигареты, неизбежно вызывает зависимость и ведет к развитию тяжелых заболеваний, – говорит Ольга Ивановна. – Между тем никотин – это яд, разрушающий и убивающий человеческий организм». Тем большая опасность грозит именно женщинам. С одной стороны, как биологические существа они подвержены тем же процессам, с другой – как носители генофонда будущие мамы собирают в себе и передают будущим поколениям всю информацию: как самую лучшую, так и наихудшую. «Если женщина курит во время беременности и кормления грудью, риск развития у ее ребенка разного рода заболеваний вырастает в несколько раз, – подчеркивает специалист. – К этому добавляется фактор пассивного курения и «показательный» пример маминого поведения, уже формирующий на будущее вредную привычку у ребенка».

Нет сомнений в том, что воздействие проводимого табачной промышленностью маркетинга на нежные женские головки огромно. Впервые они стали мишенями табачной промышленности в 20-х годах прошлого века. Среди преобладающих тем, связанных с курением и конкретными сортами сигарет, преобладали красота и очарование, изысканность и стиль, роскошь, класс и качество, романтика и секс, коммуникабельность, радость и успех, здоровье и свежесть, эмансипация и последнее, но не менее важное – поддержание стройной фигуры. И за прошедшее столетие они не изменились.

Почти те же методики маркетинга, которые использовались для поощрения курения среди женщин в развитых странах, теперь применяются в отношении женщин и девушек в развивающихся странах, в истории которых ранее не было курения сигарет. Общей целью любой кампании табачной промышленности, нацеленной на женщин, является повышение привлекательности сигарет.

Одна из стратегий – завлекать потребителей с помощью таких обманчивых категорий, как «легкие» и «с низким содержанием смол». Легкие сигареты курит больше женщин, чем мужчин (63% против 46%), зачастую ошибочно веря в то, что легкие означает более безопасные. В действительности, «легкие» курильщики часто втягиваются в компенсаторное курение, затягиваясь глубже и чаще для поглощения желаемого количества никотина. Так, например, в России в продаже находится около 100 специальных женских сортов, и их продажа стимулируется с помощью изображений красоты, очарования и моды. И распространенность курения среди женщин в России быстро растет.

«Я бы поставила на первое место среди факторов риска преждевременной смерти не сердечно-сосудистые заболевания или повышенное содержание холестерина в крови, – сетует заведующая отделением медпрофилактики, – а курение. Это тот риск, которого вполне можно избежать. Как только человек решает избавиться от этой вредной привычки, все остальные проблемы со здоровьем сразу нивелируются и даже сходят на нет. Через пять лет бывший курильщик восстанавливает свой организм полностью».

Наступило время, когда человечество должно выступить против смертельных приманок табачной промышленности. При разработке и проведении политики по борьбе против табака нужно в еще большей степени учитывать гендерные аспекты. Особую важность имеет полный запрет всех форм рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табака, включая трансграничную рекламу, стимулирование продажи и спонсорство, стандартизированную простую упаковку и запрет на такие вводящие в заблуждение утверждения о полезности для здоровья, как «легкие» и «с низким содержанием смол». Для большей эффективности нужно привлекать женщин и экспертов по гендерным вопросам к консультациям и разработке специфичной для различных полов информации и обращений контррекламы.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!