СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

Олег Капустин, экс-вице-мэр Волгограда: «Все, что сегодня творится в Волгограде, Маркс написал еще сто лет назад»

Поделиться

Уход в отставку заместителя главы администрацииОлега Капустина практически перед началом отопительного сезона вызвал вВолгограде вал слухов и домыслов. Не раз отставку связывали с грядущейгородской коммунальной катастрофой, нежеланием брать ответственность за судьбунаходящейся в плачевном состоянии коммунальной инфраструктуры и еще со многимидругими фактами и явлениями. По какой причине подано заявление об отставке?Переживет ли Волгоград зиму, не оставшись без отопления? Есть ли будущее укоммунальных МУПов? На эти и другие вопросы V1.ru ответил бывший главаадминистрации Волгограда Олег Капустин.

– ОлегСеменович, ваша отставка с поста заместителя главы администрации Волгограда вызваламногочисленные слухи. Основным мотивом, вынудившим вас на этот шаг, чаще всегоназывается ваше нежелание брать на себя ответственность за то, что происходитсейчас в ЖКХ города. А что на самом деле?

– Я уже которыйраз говорю, что ушел с поста вице-мэра по состоянию здоровья и уже два месяцазанимаюсь собой. Сейчас я уже лучше себя чувствую, но работать пока несобираюсь. В ближайший год, по крайней мере, точно. А что касается всякихдомыслов, то могу сказать, что я 35 лет работаю в этой сфере и все 35 лет слышупро катаклизмы, слышу, что ЖКХ дошло до ручки и что Капустин не хочет брать насебя ответственность. Но если бы я не хотел брать на себя ответственность, я быне работал 35 лет в жилищно-коммунальном хозяйстве. ЖКХ – это как раз таотрасль, где нужно брать на себя ответственность, и только тогда что-тополучится. Мне много раз задавали вопрос: «Вот вы уйдете, и что тогдапроизойдет с Волгоградом?» Да ничего не произойдет. Все останется. Я знаю, чтосегодня в ЖКХ Волгограда и в инженерной инфраструктуре остались хорошие,добросовестные, профессиональные люди. Именно это сегодня подтверждает иначавшийся отопительный сезон. Ведь задел был сделан достаточно серьезный, илюди работают на совесть.

– Но, несмотряна сделанный задел, неоднократно говорится, что еще чуть-чуть и нас всех ждеткоммунальная катастрофа, а создание МУПов только усугубило и такнеблагополучную ситуацию.

– Да, проблемыесть, их никто не скрывает. Не скрыть и никуда не деть 70-процентный износжилищно-коммунального хозяйства. Он есть и, к сожалению, не уменьшается. По темвкладам, которые делаются в реновацию инфраструктуры ЖКХ, он и не будетуменьшаться. С такими темпами он будет только увеличиваться. Но вот именно вэтой ситуации и демонстрируются знания и умения работников «Водоканала»,«Тепловых сетей», которые поддерживают в рабочем состоянии то имущество,которое у них сегодня есть. А что касается «коммунальной катастрофы», тодавайте посмотрим на солидные фирмы – на «Волгоградэнерго», на тепловыекомпании, «Волгоградэнерго-Лукойл», «Волгоградэнерго-МРСК». Посмотрите, какой уних износ. У них износ сети также достигает 70%.

Я не понимаютех, кто говорит, что, вот, создали МУПы и теперь все будет плохо. А с чеговообще взяли, что МУПы это плохо? Кто решил, что акционерные общества лучше?Вот пример – появились в стране акционерные компании. Что изменилось вположительную сторону в стране от того, что все приватизировали-акционировали?У нас что гигантский рост промышленности появился? Наоборот – спад. А почемутогда МУПы плохо? Посмотрите на европейские страны, например, на «Газ де Франс».Сколько раз государство его национализировало и сколько раз его сновапродавало. Все зависит от экономической ситуации. Наступил кризис, государствостало приобретать банки и владеть их контрольными пакетами. Стабилизируетсяситуация, и эти пакеты продадут уже совсем за другие деньги. Поэтому говоритьсегодня, что МУПы – это плохо, я бы лично поосторожничал.

– Тогданаиболее адекватную оценку деятельности МУПов должен дать отопительный сезон...

– Посмотрим.Цыплят по осени считают, а в нашем случае по весне. Город вошел в отопительныйсезон спокойно, без истерик и без паники. Конечно, свою определенную рольсыграла и погода, которая дала нам возможность плавно в него войти. Но во всемэтом я вижу главное. Мы когда говорим на разных уровнях – что это плохо, топлохо, – то забываем о главной ценности этих же МУПов, КТВ и прочих. Главнаяценность – люди. Так вот люди в последнее время находились все время внепонятном состоянии – то ли они работают в РЭС, то ли в КТВ, то ли в МУПе.Всем непонятно – где они будут? Этот несколькотысячный коллектив постояннонаходится в нервном состоянии. Сегодня все уже определено. Люди знают, что онипришли работать на постоянной основе. Точнее, навсегда.

Нервнаянапряженность в коллективах спала. Люди стали нормально работать. Сразу сталивидны результаты – за два последних месяца в городе сделано больше, чем за весьпредыдущий ремонтный период. Одну цифру назову – в этом году поменяли почти 19километров тепловых сетей. Раньше меняли по 10, по 12 километров. Поэтому когдамне говорят, что акционерные общества лучше, а МУП хуже – я отвечаю: «не знаю,посмотрим». Я знаю, что от организационно-правовой формы многое не зависит.Зависит от руководителя, зависит от правильной экономической политики, которая,в свою очередь, зависит от экономически обоснованных тарифов. А экономическиобоснованные тарифы, с одной стороны, дают возможность МУПам и любойорганизации развиваться и, с другой стороны, не должны являться непосильнымбременем для потребителей. Вот здесь умение должно быть. И в этом вопроседолжно быть меньше всего политики. Здесь должна быть здравая, трезвая, реальнаяэкономика.

– То естьсейчас, по вашему мнению, ситуация стабильна, и коммунальной катастрофы небудет?

– Сегодня я невладею теми цифрами, которыми владел, можно сказать, еще вчера. Хотя я всепомню и при необходимости кому-то еще подскажу – где, что и как. Но вот когда ячитаю нашу периодическую прессу, в том числе и электронную, и вижу некоторыевысказывания, то хочу сказать: не надо больше искать черную кошку в темнойкомнате. Ребята, ее там нет. Нет. Надо заниматься реальными делами и помнить,самое главное – на кон поставлено население миллионного города. А на этомпытаются спекулировать и каждый по-своему. Не надо! Волгоградцы – это люди,которые имеют право нормально и цивилизованно жить. Не надо пугать, не надорассказывать, что всех ждут катаклизмы и что город останется без газа иэлектроэнергии. Надо заниматься нормальной, спокойной работой, чтобы это вообщене отражалось на людях. Зачем разжигать страсти? Никто себе этим политическихдивидендов не заработает, а, наоборот, еще больше обозлит население.

Население будетс еще большим недоверием относиться к любому уровню власти. А в моем понятиихудой мир лучше любой войны. Нужно садиться за стол переговоров идоговариваться. Я знаю, администрация Волгограда ведет такие процессы и такуюработу. Просто это движение должно быть навстречу друг другу. Я об этомговорил, еще когда работал, и сейчас повторяю. У меня есть опыт в этом вопросеи не просто опыт переговорщика, а знание того, что именно такой путь даетрезультат.

– Но серияпроисшествий на тепловых магистралях в начале этого года многим уже не даеттакой уверенности в стабильности отопления грядущей зимой.

– То, чтокасается возможных инцидентов, то исключить их нельзя, потому что таковосостояние инженерных сетей. Другой вопрос – есть ли силы и средстваликвидировать их в установленные сроки? В МУПах сегодня такие силы есть. Явсегда для сравнения, привожу две цифры. Я их всегда привожу. Когда-то, летдвадцать тому назад, я работал директором тепловых сетей Волгограда. У меняработали полторы тысячи человек, 140 котельных, было три экскаватора, дваавтокрана, пять аварийных машин и штук пять машин грузовых. Сегодня же напредприятии тепловые сети Волгограда – «Волгоградском коммунальном хозяйстве» –одиннадцать автокранов, двадцать экскаваторов и вообще 177 единиц техники.Одних аварийно-технических машин восемьдесят единиц, то есть по десять в каждомрайоне, тогда как раньше на весь город их было всего три. А это значит, чтоесть силы, есть средства и есть люди, которые любую внештатную ситуацию могутликвидировать не только в установленные сроки, но и значительно раньше. Я знаю,что еще долго будут говорить об авариях, которые были в Волгограде в прошлуюзиму. Но, во-первых, это были не аварии, а инциденты. А второе – они все былиустранены в нормативные сроки, которые отводятся для отказов подобногомасштаба, и это говорит, что у предприятия есть силы и возможности.

– Получается,что с приходом в коммунальную сферу Волгограда МУПов о значительных частныхинвестициях и, соответственно, снижении существующего уровня износа придетсязабыть?

– Да, все тезадумки, которые привели к приходу в Волгоград ВгКС, РЭС и КТВ, были связаны счаяниями и надеждами, что придет коммунальный оператор, который сможет привлечьв эту сферу значительные инвестиции. Вообще сама по себе сфера ЖКХинвестиционно привлекательна тем, что это постоянные «живые» деньги. Второйважный момент – на сегодня это самый дисциплинированный плательщик, и уровеньсбора платежей составляет 95-97%. Сейчас абсолютное большинство платит заоказанные коммунальные услуги даже, будем говорить откровенно, независимо от ихкачества. Но с коммунальными операторами получилось так, как получилось. Какговорил наш бывший премьер-министр, «хотели как лучше, а получилось каквсегда».

Поэтому естьважный инвестиционный вопрос – где взять денег? Вот кто просто так возьмет идаст денег? Наверное, никто. Каждый захочет что-то при этом еще и поиметь.Поэтому инвесторы предлагали аренду на 15 лет, на 49 лет... Теперь появилсяМУП. Все ему пророчат скорую кончину, дескать, «весной посмотрим на очередногобанкрота...». Да. Давайте посмотрим весной. Что предрекать на полгода вперед?Инвестиции нужны, факт. А откуда их взять? Можно взять кредиты в банках илигде-то еще. Сразу возникает вопрос – а как отдавать? Чтобы отдавать, естьтолько один путь – должен платить потребитель, который пользуется этим товаром.Но мы понимаем, что инвестиции в Волгоград нужны миллиардные. Если все этопереложить на население, то бремя будет непосильное.

– Получается,что выхода нет?

– Выход есть. Яоб этом говорил раньше, говорю сейчас, и по этому принципу сегодня строятсяинвестиционные программы. Все эти инвестиции надо разбить на три этапа:краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Должна быть задача – идти не попути повышения тарифов, или этот путь должен быть не главным, а идти по путиснижения затрат. Результат будет тем же самым. Вот первый краткосрочный этап –установка приборов учета. Сам прибор учета не дает экономии. Но появившийся уменя прибор учета позволит мне видеть мое реальное потребление, и уже на моесознание начнет капать, что я слишком много расходую, что у меня нет денег, чтомне надо экономить. Надо принимать и другие меры, и, разумеется, инвестиционнуюсоставляющую учитывать в тарифах. Сами по себе инвестиции в коммунальноехозяйство долго окупаются. Прежде всего это связано, что греха таить, с низкимитарифами. Сегодня, к сожалению, энергия продается не за столько, сколько онареально стоит. А внедрение трех-пятилетних программ позволит снижать затраты,зарабатывать деньги и направлять их уже в среднесрочные программы, а потомразвивать долгосрочные – рассчитанные на 7-12 лет. Примеры такие есть. ВозьмемКраснооктябрьский район, далеко ходить не надо. Почти семь лет в этом районереализовывали программу по проекту реконструкции тепловых сетей района. Толькодва года, как она начала давать отдачу.

– То есть безчастных инвестиций в коммунальную инфраструктуру Волгоград может обойтись?

– Волгоградутребуются большие деньги на ЖКХ. В свое время я оценивал инвестиции в тепловоехозяйство города примерно от восьми до десяти миллиардов рублей. Поэтому есть ивторой путь привлечения инвестиций. Сегодня у нас МУП, а завтра это может бытьакционерное общество со стопроцентным капиталом муниципалитета. То есть собственникомАО станет муниципалитет. Потом эти предприятия акционируются, и обязательнонужно будет провести регистрацию и переоценку имущества. Стоимость имуществавозрастет в разы, хотя бы потому что на протяжении последних лет никто этим незанимался. Тогда можно администрации оставить у себя 70-80% акций. Даже неконтрольный пакет в 51%, а 70-80%, а оставшиеся 20% пустить на рынок. Еслистоимость основных фондов составит десять миллиардов рублей, то в результатепродажи 20% город получит два миллиарда рублей, которые можно направить напервоочередные и среднеочередные инвестиции. Вот реальный путь, которыйВолгоград может совершить в течение пяти лет.

– Но покавместо потенциальной многомиллиардной выручки за акции дамокловым мечом надМУПами висят якобы имеющиеся у них долги перед энергоснабжающими компаниями.

– Ни МУПы, ниВолгоград никому ничего не должны. Должен предыдущий коммунальный оператор. Вотпусть кредиторы цивилизованными и законными методами и занимаются этойзадолженностью. Пытаться повесить на МУПы и на город старые долги – это прощевсего. Глава администрации Волгограда, кстати, готов был взять этузадолженность. Но как любой нормальный трезво мыслящий человек заявил – мызаберем долги, но на этот объем передайте и ваши долги нам, то есть вместе скредиторской передайте и дебиторскую задолженность. И ради бога, будемработать. Но когда тебе отдают долги, а источников погашения долгов нет,остается только пойти и заранее утопиться. А потом начнут говорить: мол, мы вампредрекали, что МУПы умрут. Это так, мягко говоря, нечестно и непо-джентельменски. Есть у предыдущих операторов имущество, есть у нихакционеры, есть гаранты. Ради бога, пусть работают с ними. А еще лучше пустьоткроют «Капитал» Карла Маркса и читают. Там все написано. Все, что сейчастворится в Волгограде, Маркс написал еще сто лет назад.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter