V1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Волгограде

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

9 м/c,

с-з.

757мм 43%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Город Юрий Яранов, первый заместитель управляющего Волгоградским отделением №8621 Сбербанка России: «Проблемы наших клиентов – это наши проблемы»

Юрий Яранов, первый заместитель управляющего Волгоградским отделением №8621 Сбербанка России: «Проблемы наших клиентов – это наши проблемы»

Изменились ли после кризиса условия кредитования Сбербанком корпоративных клиентов? Как Сбербанк пытается спасти градообразующие промышленные предприятия Волгограда? Есть ли шанс сделать более прозрачной сферу ЖКХ? На эти и другие вопросы V1.ru отвечает первый заместитель управляющего Волгоградским отделением №8621 Сбербанка России Юрий Яранов.

– Юрий Дмитриевич, неоспоримым конкурентным преимуществом ОАО «Сбербанк России» считается масштаб совершаемых операций, что позволяет говорить о практически неограниченных возможностях по кредитованию бизнеса даже в условиях существующего финансового кризиса. Насколько востребована сейчас эта услуга волгоградским бизнесом и промышленностью? Продолжают ли оставаться жесткими критерии отбора клиентов, которым предоставляется кредитование?

– Вы правильно отметили, что масштаб операций является конкурентным преимуществом Сбербанка. Даже в прошлом году, когда на рынке кредитования наблюдалось некоторое затишье, мы приросли по кредитному портфелю на 15 процентов. Сохраняется тенденция прироста и в текущем году. Мы идем навстречу нашим клиентам, и в настоящее время Сбербанк практически вернулся по условиям кредитования к докризисному периоду. К примеру, если раньше мы не брали в качестве залоговой массы товар в обороте или брали, но не более 30%, то на сегодняшний день это ограничение снято. Мы вернулись к более мягким залоговым коэффициентам, которые применялись в докризисный период. Проводя анализ финансового состояния, значительное внимание мы уделяем анализу проведения предприятием антикризисных мер и тому, как предприятие намеревается продавать готовую продукцию в 2010 году: кому, по каким ценам, в каких объемах и возможности рынка на сегодняшний день.

Сейчас идет работа по пересмотру процентных ставок по кредитам, выданным в кризисный период, а новую выдачу кредита осуществляем на более благоприятных условиях. Это уже гораздо более мягкие условия по сравнению с кризисными, и наши клиенты, увидев, что стоимость денежных средств падает, возвращаются к реализации ранее намеченных инвестиционных проектов. На сегодняшний день мы работаем над рядом крупных проектов в агропромышленном комплексе и в химической промышленности. При этом у банка имеется возможность предоставления краткосрочных и долгосрочных кредитов, размер которых ограничен лишь заявляемыми проектами клиентов.

– С начала финансово-экономического кризиса многие крупные корпоративные клиенты сменили размещение расчетных счетов в прочих банках на расчетные счета в ОАО «Сбербанк России». Насколько значительно изменилась доля ОАО «Сбербанк России» в данном сегменте услуг. С чем, по вашему мнению, это связано?

– Нашим изначальным желанием всегда было, чтобы крупный корпоративный бизнес держал у нас денежные средства не только в период кризиса, когда ситуация нестабильная, а постоянно, и чтобы ему было комфортно у нас обслуживаться. Что же касается крупного корпоративного бизнеса, то в Волгоградской области он традиционно предпочитает обслуживаться в так называемых системных банках своих групп. В период кризиса мы ощущали наплыв организаций, которые старались перейти на обслуживание, рассчитывая на стабильность нашего банка, что привело к расширению клиентской базы. Но чтобы организации целенаправленно и массово меняли свои банки – такого не было.

Что касается деятельности в кризисной ситуации, то изначально Сбербанком было жестко заявлено об отказе от недобросовестных методов борьбы. Мы не позволяли своим сотрудникам и сами не участвовали в манипулировании информацией о кризисе. Расшатывать ситуацию не входило и не входит в наши интересы, поскольку ситуация с одним банком порождает цепную реакцию с другими банками. Поэтому доля Сбербанка на рынке региона в сегменте обслуживания юридических лиц остается стабильной и соответствует средней доле Сбербанка России на данном рынке.

– Известно, что разразившийся финансово-экономический кризис поставил в сложное финансовое положение кредитующиеся в ОАО «Сбербанк» крупные промышленные предприятия региона. Насколько сложным в настоящее время является положение ОАО «Сбербанк России» с возвратом таких кредитов. В частности, общеизвестным является тяжелое финансовое положение металлургического завода «Красный Октябрь», являющегося одним из крупных ваших заемщиков. Как удалось решить вопросы по судьбе кредитов, выданных данному градообразующему предприятию? Единична ли такая ситуация для Волгоградской области?

– Действительно, кризис серьезно ударил по промышленным предприятиям Волгоградской области. Соответственно, проблемы наших клиентов – это наши проблемы. Если клиенты потеряли определенные объемы, то, соответственно, они не могут обслуживать наши кредиты, и не могут их вернуть в срок. Данная тенденция характерна для всей банковской сферы.

Наиболее острая проблема сложилась у металлургического предприятия «Красный Октябрь». На протяжении длительного времени мы сотрудничали с данным предприятием, и это сотрудничество было плодотворным. Мы участвовали и в инвестиционных программах «Красного Октября» и кредитовали его оборотный капитал. Но в связи с кризисом и потерей определенных объемов на предприятии введена процедура наблюдения. И администрация Волгоградской области и Сбербанк заинтересованы в восстановлении платежеспособности градообразующего металлургического предприятия, возврате на него заказов, чтобы оно было сохранено для экономики города и успешно функционировало. Но на настоящее время конкретной схемы выхода из кризисной ситуации не найдено. Предприятие, как я понимаю, последнее время занято наработкой новых контрактов и процедурой выживания – соответственно, выплатой заработной платы сотрудникам и обеспечением текущей деятельности завода, но ему пока не хватает потоков для обслуживания кредитов.

Мы в данном вопросе занимаем конструктивную позицию и ищем пути выхода из кризисной ситуации. Ведем переговоры с руководством «Красного Октября» и администрацией Волгоградской области. Я думаю, что в ближайшей перспективе решение будет найдено.

– Насколько ситуация с «Красным Октябрем» единична для банковской сферы региона?

– Если брать крупные градообразующие предприятия, то я думаю, что в портфеле у каждого из банков Волгоградской области имеются такие клиенты. У нас же есть еще клиент – предприятие, с которым ранее мы реализовали много совместных проектов, а сейчас совместно с местными и с федеральными властными структурами прилагаем серьезные усилия по восстановлению платежеспособности предприятия . Предприятием уже подписаны контракты. Получены гарантии, которые предоставлены банку в обеспечение по выдаваемым кредитам. Думаю, что совместными усилиями в ближайшее время вопрос по этому клиенту будет решен положительно, и в Волгограде сохранится крупное предприятие . По крайней мере мы как банк крайне заинтересованы в этом.

– Угрожает или нет лидирующим позициям ОАО «Сбербанк России» в регионе происходящее слияние Промсвязьбанка и Волгопромбанка? Насколько значительным станет, по вашему мнению, передел рынка банковских услуг и изменятся позиции представленных в Волгоградской области банков в первой «тройке»?

– Мы, как и все банковское сообщество, всегда внимательно следим за всеми процессами, происходящими в банковской сфере региона – по слиянию банков, по приходу новых банков в Волгоградскую область…. Промсвязьбанк был изначально нацелен на работу с крупной корпоративной клиентурой, а Волгопромбанк очень успешно работал с мелким и средним клиентом. Хорошо, что сохранился коллектив Волгопромбанка. Именно этот банк, как мне кажется, очень успешно работал с малым и средним бизнесом, и часто им удавалось реализовать некоторые услуги определенной клиентуре на условиях, которые в силу определенных обстоятельств не в полной мере могли оказать филиалы крупных московских банков. Соответственно, слияние позволяет Промсвязьбанку объединить работу в двух блоках – и в крупном корпоративном, и в розничном. Мы как считаем, что именно конкуренция в банковском секторе позволяет не «закисать», своевременно работать над новыми технологиями и продуктами. Что касается вопроса по сохранению и наращиванию долей рынка, то, по моему мнению, серьезных и масштабных изменений не произойдет.

– Администрация Волгограда заявила о проведенных переговорах с представителями крупных банковских структур, в том числе и ОАО «Сбербанк России» о возможных инвестициях банков в жилищно-коммунальное хозяйство Волгограда. Насколько, по вашему мнению, данные инвестиции вероятны со стороны ОАО «Сбербанк России», а шанс вернуться к инвестору вложенных в коммунальное хозяйство Волгограда средств реален?

– Сегодня, с принятием 261 Федерального Закона от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» Правительство Российской Федерации четко обозначило приоритеты в борьбе с нерациональным расходованием энергоресурсов. Наш банк поддерживает действия правительства, и уже нами намечена соответствующая программа. Уже на протяжении значительного промежутка времени мы принимаем у населения значительный объем коммунальных платежей и видим, какие это большие средства. Поэтому намеченная программа, изначально направлена на то, чтобы привлечь в сферу ЖКХ потенциальных инвесторов, сделать эту схему более прозрачной. Необходимо добиться, чтобы она была контролируемой, а инвестиции, которые вкладываются в ЖКХ, – окупались.

На сегодняшний день мы для себя определили два направления, по которым мы предполагаем сотрудничать с администрацией Волгограда – модернизация социальной инфраструктуры города и создание энергоэффективного квартала. В частности, ведем сейчас переговоры, чтобы оснастить в первую очередь муниципальные учреждения энергосберегающим оборудованием. Второй проект, который мы планируем реализовать в качестве пилотного, – это энергоэффективный квартал на территории города Волгограда. Предполагается взять один из кварталов в Ворошиловском районе, чтобы на его примере обкатать программу взаимодействия между городской властью, Сбербанком и соответственно определенным ТСЖ ,или управляющей компанией, и рядом сервисных компаний. Сейчас уже создана рабочая группа, которая работает над структурированием самой сделки, и в ближайшее время эта схема уже обретет свои контуры.

– Насколько стал популярным для руководителей крупных региональных коммерческих предприятий введенный ОАО «Сбербанк России» центр персонального обслуживания клиентов? Стоит ли полагать, что данный центр является одним из нововведений в рамках стратегии развития ОАО «Сбербанк России» под слоганом «Развернемся лицом к клиенту»?

– Центр персонального обслуживания клиентов создан в 2007 году, еще раньше, чем появился слоган «Повернемся лицом к клиенту». Изначально предполагалось, что он будет функционировать для определенной категории физических лиц, для которых дорого время. У каждого клиента «Центра персонального обслуживания» есть персональный менеджер, который всегда готов провести индивидуальные консультации по банковским услугам и по поручению клиента осуществить необходимые операции.

«Повернуться лицом к клиенту», в свою очередь, это новая стратегия обслуживания как массовой категории физических лиц в розничном блоке, так и юридических лиц в корпоративном блоке. Как это будет выглядеть для корпоративных клиентов? Раньше в банке существовала практика продажи клиентам банковских услуг по направлениям бизнеса: «кредитчики» продают кредиты, отдел банковских карт – реализует зарплатные проекты, а отдел ценных бумаг предлагает векселя и депозитные сертификаты. Каждое направление действовало только в своем узком сегменте. Сейчас Сбербанк меняет стратегию работы с клиентами, и планируется, что за каждым клиентом в банке будет закреплен персональный менеджер.

Это нововведение придется по вкусу клиенту – ему уже не нужно будет вести переговоры с продуктовыми специалистами банка. Мы ценим время наших клиентов, и переговоры будет вести закрепленный персональный менеджер, который предложит клиенту необходимую ему услугу. А если возникнут проблемы, или потребуются более сложные продукты, то только тогда подключатся специалисты отделов. Персональный менеджер в силу своих обязанностей будет решать все вопросы клиента по различным услугам внутри банка. С одной стороны, это облегчит задачу банка, а с другой, сделает более комфортным получение клиентом услуг Сбербанка.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем