¬олгоград может лишитьс€ педуниверситета

¬ ¬√—ѕ” по решению ћинобра прекращен набор на бюджетное отделение аспирантуры. ѕо мнению наблюдателей, это очевидный шаг к снижению уровн€ вуза и, возможно, первый на пути к его ликвидации. ¬прочем, серьезные проблемы в св€зи с проводимой в стране реформой высшей школы ожидают не только педуниверситет.

 ак сообщил V1.ru источник в ¬√—ѕ”, в этом году бюджетные места на аспирантуру выделены только двум волгоградским вузам: ¬олг√“” и ¬ол√”. ќстальные вузы, включа€ педуниверситет, бюджетных мест не получили. ѕоскольку на федеральном уровне добиваютс€ объединени€ вузов, есть веро€тность вхождени€ ¬√—ѕ” в качестве института в состав классического университета. Ќо сама€ больша€ опасность в данной ситуации заключаетс€ в том, что педуниверситет может быть вообще ликвидирован.

«”же в августе от области должны быть представлены предложени€ о том, какие вузы останутс€, а какие будут закрыты, – сообщил V1.ru собеседник. – ¬водитс€ пон€тие региональный вуз, которые будут не в каждом регионе. “о есть их будет очень мало, и надежд на то, что педуниверситету здесь что-то светит, практически нет. ¬ свою очередь закрытие вуза стало бы катастрофой – только педагогическо-преподавательский состав педуниверситета составл€ет около тыс€чи человек. ѕерспектива их трудоустройства, учитыва€ к тому же, что подобна€ участь угрожает и другим вузам региона, более чем сомнительна. Ёто будет серьезным ударом по уровню образовани€ региона, да и по престижу ¬олгоградской области в целом».

ƒругой представитель сферы образовани€ региона на услови€х анонимности высказал мнение, что опасени€ по поводу безрадостных перспектив ¬√—ѕ” действительно небезосновательны.

«¬ ћинобре сейчас така€ позици€ – не вли€ть напр€мую, а просто создавать стимулы, – отметил источник. – –ешение о том, как быть дальше с высшим образованием в регионе, должно исходить от ректоров при поддержке региональных властей. Ќаши ректоры сид€т в креслах уже очень давно и веро€тность того, что они захот€т проститьс€ со своими кормушками ради объединени€ в один мощный региональный вуз, весьма невелика. ј ћинобр не хочет брать на себ€ риски после истории с “амбовом, где объединение вузов происходило насильно, и народ федеральную трассу перекрывал в знак протеста. ј наши региональные власти активностью в этом вопросе, м€гко говор€, не отличаютс€».

—обеседник уточнил, что ћинобрнауки –‘ планирует создать сеть опорных вузов – это будут крупные региональные университеты, которые получат финансирование и на подготовку бакалавров, и на подготовку научных кадров. ќсновные требовани€ к таким вузам – наличие науки (научные школы, доходы от научных разработок, международное признание) и контингент не менее 20 000 студентов. ќстальные вузы будут готовить только бакалавров.

«»з местных новым требовани€м соответствует только политех и отчасти ¬ол√”, хот€ контингент там значительно меньше 20 000, – сообщил источник. – ≈сть мнение, что ¬ол√” тоже остав€т опорным – оно активно муссируетс€ здесь, в ¬олгограде. ¬ ћоскве, правда, об этом никто не слышал.

¬ течение этого года ректорам предстоит решить – будут они объедин€тьс€ или нет. ≈сли нет, то перспективы горхоза и педа станов€тс€ весьма печальными. ѕо физкультурному и аграрному – их передадут в ведение ћинобрнауки –‘, а потом присоедин€т к ¬ол√” и политеху, соответственно.

Ќо, насколько € знаю, ректор ¬√—ѕ” Ќиколай —ергеев против объединени€ – даже слышать об этом не хочет. ¬ противном же случае перспективы педа представл€ютс€ печальными. я думаю, что «час икс» наступит уже в 2016 году».

ѕо мнению члена ќбщественной палаты ¬олгоградской области, ректора ¬олгоградской государственной академии повышени€ квалификации и переподготовки работников образовани€ Ќикола€ Ѕолотова, в случае, если областные власти не смогут отсто€ть необходимость сохранени€ местных вузов, перспективы высшей школы в ¬олгограде выгл€д€т удручающе.

««а статус регионального вуза сейчас бьютс€ две площадки – ¬ол√” и ¬олг√“”, – сообщил V1.ru господин Ѕолотов. – ” каждого из этих вузов достаточно мощные потенциалы, чтобы выйти на уровень научно-исследовательского университета и получать федеральные субсидии. ¬√—ѕ”, к сожалению, если сегодн€шние тенденции сохран€тс€, может идти только на объединение.  онечно, это будет больша€ трагеди€ дл€ коллектива, мы против этого. ѕоэтому и идет эта возн€ – в бывшем сельхозе, в техническом, в ¬ол√” создаютс€ группы поддержки объединени€ вузов. ≈сли в ближайшие мес€ц–два наши ректоры не консолидируютс€ и не выработают общую позицию, которую они должны представить губернатору, чтобы он мог на федеральном уровне отсто€ть позиции региона, нас ждут серьезные потери. —оциально-педагогический университет потер€ть очень бы не хотелось, поскольку он фактически осталс€ один на два федеральных округа – —еверо- авказский и ёжный».

Ёкс-ректор ¬ј√—а ћихаил —укиас€н считает, что главна€ проблема ¬√—ѕ” состоит в том, что более 80 процентов выпускников этого вуза не идут работать в школы, а это значит, он работает «вхолостую».

«“ем не менее вз€тый ћинобром курс на уничтожение педуниверситета выгл€дит более чем странно, – отмечает господин —укиас€н. – я бы укрепл€л вуз, предприн€л бы целый р€д меропри€тий по исправлению сложившейс€ ситуации. ѕотому что это один из немногих вузов, в продукции которых очень нуждаетс€ страна. Ќам нужны хорошие молодые и талантливые педагоги. ќт этого напр€мую зависит будущее государства, судьба 35 миллионов школьников. ѕоэтому € бы не подходил к этому вопросу формально: плохо работает вуз, выпускники не идут работать в школы, значит, его нужно закрыть. —итуацию надо мен€ть, но ни в коем случае не закрывать вуз. √оловна€ боль, как известно, отсечением головы не лечитс€».