СЕЙЧАС +24°С
Все новости
Все новости

Валерий Нечаев, директор ГКУ «Центр занятости населения Волгограда»: «Кто хочет найти работу – тот ее найдет!»

Поделиться

Поделиться

С 1 января текущего года полномочия в области содействия занятости населения передаются в ведение органов исполнительной власти, соответственно и финансирование будет осуществляться за счет средств областного бюджета. О том, какие изменения в связи с этим произойдут на рынке труда, и как это скажется на безработных волгоградцах, желающих трудоустроиться, мы побеседовали с директором ГКУ «Центр занятости населения Волгограда» Валерием Нечаевым.

– Валерий Иванович, расскажите подробнее о том, какие изменения с начала текущего года произошли в сфере занятости населения? С какими трудностями придется столкнуться в связи с передачей полномочий в области содействия занятости населения в ведение органов исполнительной власти?

– В первую очередь, нужно сделать акцент на тех изменениях, которые касаются граждан. То, что передали полномочия, – на них никак не отразится. Разницы нет – федеральные они были или областные. Что интересует граждан – это финансирование. Мы хорошо знали, что федеральный бюджет исправно, полноценно и своевременно выделял средства. Что же касается областного бюджета, то, к сожалению, первый квартал этого года указывает на то, что финансирование идет с отставанием, несвоевременно или вообще не идет. Это вызывает опасения у нас и у людей, которые обращаются к нам за госуслугами. Государственные услуги в этом году были переданы нам практически все, за исключением полномочий, связанных с социальными пособиями, стипендиями граждан, которые обращаются в службу занятости через процедуру обучения; материальной поддержкой. Федеральный центр в основном эти полномочия оставил себе, и в этих вопросах спокойствие у граждан может быть. Что касается тех полномочий, которые перешли в ведение муниципалитета, то сегодня комитету по труду и занятости как исполнительному органу пришлось переделывать всю нормативную базу в первом квартале под себя, под субъект. Здесь, конечно, задержки происходили. Кроме того, мы знаем, что в областном бюджете имеется большой дефицит. И здесь у нас опасения возникают, поскольку не все программы финансируются. Например, программа «Собственное дело», которая в прошлом году активно финансировалась и пользовалась большим спросом у безработных, к сожалению, в этом году финансируется в небольшом объеме, и вопрос этот до сих пор не решен. На Волгоград есть государственное задание – профинансировать через эту программу 150 человек. Пока что в первом квартале мы и пятерых человек профинансировать не смогли. Средства выделены не были. Как эта программа будет продолжаться дальше – не знаю. Надеюсь, что ситуация исправится с организацией правительства, которое начнет работать в самое ближайшее время.

– Вы коснулись только одной из наиболее популярных программ службы занятости, остальные постигнет та же участь?

– Под вопросом сейчас остается еще одна интересная программа, которая позволяет волгоградкам, находящимся в декретном отпуске, пройти обучение на курсах повышения квалификации. Программа касается тех женщин, которые готовы приступить к работе при условии, что у них есть отношения с предыдущими работодателями. Финансирование ее также пока находится под вопросом. Между тем уже сейчас женщины обращаются к нам, так как на информационном рынке мы активно работаем и приглашаем их к сотрудничеству, чтобы перед выходом на работу они к нам пришли, мы их обучили, дообучили или переобучили. Но, к сожалению, в России получатся все как всегда.

Еще одну программу оставил за собой федеральный центр. Это финансирование содействия трудоустройству инвалидов, женщин, имеющих детей-инвалидов, и многодетных семей. Пока у нас комитет по труду и занятости не подготовил документы, связанные с частичным софинансированием этой программы из областного бюджета. В связи с чем она не вступила в действие, хотя у нас есть работодатели, которые готовы принять на работу инвалидов. Никогда еще не было так, чтобы инвалиды к нам напрямую обращались и просили найти им работу. Когда два года назад мы начинали эту программу, из тысячи инвалидов, которые состояли на учете и искали работу, не смогли найти ни одного желающего работать. Сегодня они приходят сами – это хорошая тенденция. Мы сломили иждивенческую ситуацию в этой категории граждан. Но теперь проблема другая – государство не может подготовить нормативную базу, чтобы реализовать права этих граждан.

Что касается остальных программ, например, переобучения граждан – она остается. С категорией граждан, которые испытывают трудности в поиске работы, мы продолжаем работать. В эту категорию входят военнослужащие, уволенные из рядов армии и члены их семей; осужденные, вышедшие из мест заключения; несовершеннолетние подростки и молодежь в возрасте 18-20 лет, которые впервые ищут работу.

– Какая из программ службы занятости в вашей практике оказалась наиболее труднореализуемая? Какие проблемы возникли?

– В прошлом году была самая труднореализуемая программа – содействие в переобучении и вывода с вредного производства женщин. В Волгограде около 30 тысяч женщин трудятся на вредном и тяжелом производстве. Это очень много! Причем, многие женщины – детородного возраста, и они умышленно идут на эти производства, работают там, теряют свое здоровье с целью получить досрочную пенсию и более высокую зарплату и, как показал прошлый год, не желают покидать эти рабочие места даже понимая, чем им это грозит. Мы ездили на эти предприятия, персонально приглашали этих женщин и убеждали. К сожалению, ни одной женщины мы не смогли убедить покинуть свое рабочее место. Многие работодатели готовы были рассмотреть эту программу, но неохотно в связи с тем, что рабочее место никуда не девалось, и им бы пришлось искать на него новых сотрудников. Задачи этой программы был поставлены наскоком перед центром занятости. Это неправильно. Это проблема государственная, а не проблема центра занятости.

У некоторых центров занятости были результаты по этой программе – у нас нет. За это нас, к сожалению, подвергли жесткой критике, но я считаю, что это не наша проблема. Решение проблемы – качество рабочего места. Но на это никто не хотел обращать внимания.

В этом году этой программы нет.

Традиционно трудными являются программы содействия трудоустройству инвалидов. Эта категория живет погранично на уровне социальных льгот, которые они получают из разных источников, и уровне зарплаты, которую предлагает работодатель. В итоге получается получается, что инвалид, который не работает и получает государственные льготы, находится в более выходных условиях, нежели работающий. Но некоторыми инструментами государство пытается переломить эту ситуацию. Работающий инвалид теперь не лишается пенсии по инвалидности, как это было раньше.

– Валерий Ивнович, расскажите о ваших основных достижениях в прошлом году.

– Главное наше достижение – содействие гражданам в трудоустройстве. Сколько человек к нам обратилось, и скольким мы помогли найти работу – основной показатель нашей деятельности. Я всегда подчеркиваю, что мы не устраиваем на работу, а только помогаем.

У нас есть статистика определенного и неопределенного круга лиц, которые обращаются к нам в службу занятости. Так, за прошлый год к нам обратились около 250 тысяч граждан. Но есть и круг лиц, которых мы регистрируем у себя в качестве ищущих работу. Таких у нас было в прошлом году около 31 тысячи. Содействовали при трудоустройстве мы 19 тысячам граждан. Фактически получается, что порядка 60 процентам граждан мы посодействовали в трудоустройстве. Это главный показатель. Нужно сделать вывод: все, кто хочет найти работу – ее находят. Качество этой работы, конечно, вызывает много вопросов. В кризисные годы средний период, в течение которого граждане стояли у нас на учете, составлял порядка пяти месяцев. Сейчас этот период сократился до 4,5 месяца. В кризисный период на одну вакансию у нас было четыре безработных. Сегодня ситуация кардинально изменилась. У нас у одного безработного имеется две вакансии. На сегодняшний день на учете состоят 5800 безработных. Вакансий у нас около 11300. Порядка 2000 тысяч граждан в прошлом году мы направили на обучение и переобучение. 1900 граждан участвовали в общественных работах, 3,5 тысячи подростков участвовали во временных работах. Кризис заканчивается, обращение людей к нам уменьшается.

– Какую цель вы будете преследовать в этом году, какую высоту собирается покорить ваша организация? Расскажите о перспективах и направлениях деятельности службы занятости в 2012 году.

– Самая главная для нас высота (если в экономике ничего не изменится) – снизить уровень безработицы. Я уже говорил, на учете состоит около 5800 человек. Хотелось бы, чтобы на рынке труда мы поддерживали баланс, связанный с увольнениями и трудоустройством людей. Хотелось бы, чтобы число безработных снизилось до пяти тысяч. Меньше будет лишь при условии, что экономика нашего города будет развиваться более быстрыми темпами.

Перспективы у нас остались те же, что и в прошлом году. Только теперь они превратились из программы занятости в государственное задание. У нас 11 показателей государственного задания: трудоустройство, переобучение, содействие в трудоустройстве определенной категории граждан.

– Как вы можете охарактеризовать рынок труда на сегодняшний день?

– В этом году традиционная сезонная статистика несколько была нарушена. Практически с января у нас уровень безработицы начал расти. Хотя всегда это происходило раньше – осенью, после окончания сельскохозяйственных работ. Буквально две недели назад рост безработицы остановился. В этом году стало появляться очень много вакансий. Это связано с весной. Рынок начал оживляться. Начал активизироваться строительный рынок, потребительский рынок. Примечательно, что после кризиса появилась потребность в специалистах, заработная плата которых очень высокая и составляет от 50 до 70 тысяч рублей. Таких вакансий сейчас порядка семи-десяти процентов от общего числа.

– Многих волгоградцев, которые обращаются к вам за помощью в трудоустройстве, не устраивают зарплаты, предлагаемые работодателями, и они предпочитают даже не ходить на собеседования. Почему складывается такая ситуация и с чем это связано?

– Эта проблема не наша. Я посредник между работодателем и гражданином. Я собираю информацию, которую дает работодатель, и предлагаю ее гражданину. Обвинять меня в том, что я такую зарплату предлагаю гражданину, неправильно. Если вас устраивает предлагаемая работа, нужно идти к работодателю и торговаться. Никакой работодатель не поставит заработную плату достаточно высокую, потому что к нему пойдут толпы людей, а как он их будет отсеивать!? Низкая заработная плата, я так предполагаю, это один из инструментов ограничения большого потока людей. Непосредственное общение и торговля между гражданином и работодателем должны проходить на собеседовании. Нужно предлагать себя, демонстрировать, что ты из себя представляешь. Поэтому на заработную плату не очень-то надо смотреть.

Есть еще граждане, которые к нам приходят и говорят: «Вот я в предыдущем периоде по такой же профессии на предприятии получал зарплату высокую, а вы мне на другом предприятии предлагаете меньшую». Есть период, когда состоит гражданин у нас на учете, когда эти права за ним сохраняются, и мы не имеем права в течение полугода послать его на другое предприятие с заработной платой меньше, чем предыдущая. Но наступает период, когда у государства появляются инструменты принуждения. Не готов идти работать за маленькую зарплату – иди переобучайся. Не твой диплом диктует обязанность всех подстроиться, а диктует работодатель той вакансии, которую он дает. Другого не будет.

На рынке профориентационном главными диктаторами выбора профессии для своих детей являются мамы. Дети впоследствии становятся заложниками этого выбора. Прежде чем выбирать профессию, смотрите, что на рынке пользуется спросом. У нас сейчас ситуация такая: 66 процентов, состоящих на учете граждан – это рабочие профессии, и вакансии, которые нам предлагает работодатель, – это в 66 процентах – рабочие профессии. Пропорция получается где-то 70 на 30. А в высшие заведения идут поступать почти сто процентов. А на начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование наши молодые люди не идут или, если идут, то не для того, чтобы получить эту профессию, а чтобы отбыть срок. Потом они все приходят на рынок труда.

– Расскажите, как можно принять участие в программах службы занятости и с чего надо начинать.

– Начинать надо с обращения к нам. В каждом районе есть отдел. Есть телефонная справочная служба, где люди могут получить предварительную консультацию. Лучше – прямое общение с консультантами. Дальше будете выбирать сами. Кроме того, есть много информации на наших информационных стендах, стоят информационные киоски, обращаясь туда, волгоградцы могут увидеть весь рынок труда. Мы ничего не скрываем.

Фото: Видео Марата ЖАМАЛДИНОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter