СЕЙЧАС +15°С
Все новости
Все новости

Олег Керсанов, вице-губернатор, председатель правительства Волгоградской области: «Когда регион станет лучшим местом в России, моя цель будет достигнута»

Поделиться

Чуть более месяца назад в правительстве Волгоградской области было произведено знаковое назначение: региональный кабинет министров возглавил бывший глава Алексеевского района Олег Керсанов. Какие вызовы стоят сегодня перед региональным правительством? Почему в бюджете региона возникла дыра размером в пять миллиардов рублей? Как усмирить вражду давних политических противников и прекратить бегство капитала из Волгоградской области? Об этом и о многом другом председатель регионального правительства рассказал в интервью V1.ru.

– Ваше назначение премьер-министром было положительно воспринято в регионе, поскольку пришел рейтинговый местный политик. Какую основную задачу вы ставите перед собой на этой должности?

– Пожалуй, оставлю за скобками преамбулу вопроса и воздержусь от оценок, поскольку с моей стороны это будет по меньшей мере некорректно. Перейду сразу к сути. Итак, причина, по которой я оказался здесь, побудительный мотив, которым я руководствовался, приняв соответствующее предложение. Как бы высоко и выспренне это ни звучало, я патриот области, патриот Алексеевского района, который министерство регионального развития два года подряд отмечало как лучшее место для проживания в России. Если такую оценку получит вся Волгоградская область, я буду считать, что я очень счастлив, и цель моя достигнута.

– Какие приоритетные направления вы наметили для достижения этой цели?

– Безусловно, без определения приоритетов невозможно выстроить никакой стратегии, составить планы и так далее. Я для себя определил пять основных стратегических направлений, и мнения по этому вопросу у меня с губернатором совпадают. Это, безусловно, агропромышленный комплекс, дорожное строительство, привлечение в регион инвестиций, улучшение социальной инфраструктуры и подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года. Эти пять приоритетных направлений нашей деятельности позволят нам сегодня очень быстро увеличить валовый региональный продукт. Они сыграют роль локомотива, с помощью которого Волгоградская область сможет вытащить себя из болота. Это локомотивы развития волгоградской экономики, которые потянут за собой все остальное: и налоговые поступления в бюджет, и социальные программы, и качество жизни, которое, безусловно, должно измениться в лучшую сторону.

– Одной из самых серьезных проблем, стоящих перед правительством Волгоградской области, называют произошедшее в период правления Анатолия Бровко резкое падение собираемости социальных налогов. Чем это вызвано и как собираетесь исправлять эту ситуацию?

– Ситуация с собираемостью налогов действительно безрадостная. В середине прошлого года мы попытались определить истинную экономико-финансовую картину ситуации в области. Результаты были, мягко говоря, далеки от оптимистичных. Произошел резкий спад налоговых доходов. Причин тому несколько. Во-первых, это изменение налогового законодательства, связанное с переходом к консолидированному налогоплательщику. Во-вторых, уход из региона «ЛУКОЙЛа». Последнее является следствием причин субъективного характера. Я имею в виду взаимоотношения бывшего высшего должностного лица Волгоградской области с крупнейшей компанией-налогоплательщиком, которой являлся для региона «ЛУКОЙЛ». В результате мы потеряли, по нашим оценкам, до пяти миллиардов рублей налоговых отчислений. Такую дыру в бюджете залатать сегодня не просто трудно, а практически невозможно, поэтому нужно думать о сокращении некоторых неэффективных расходов, которые все еще имеют место в нашей бюджетной экономике.

В развитие темы отмечу, что сегодня целый ряд предприятий, которые, казалось бы, возрождаются и показывают хорошие результаты по увеличению производства продукции, не показывают при этом роста налоговых доходов. В частности, по прибыли, НДФЛ и так далее. Все эти предприятия имеют торговые дома, и наблюдается очень опасная тенденция, с которой мы уже начали бороться, вывода капитала с территории Волгоградской области. Это только усугубляет проблему бюджетного дефицита и падения налоговых сборов. В связи с этим мы восстанавливаем более жесткий контроль над крупными предприятиями-налогоплательщиками, будем работать с каждым из них индивидуально, специально созданная для этих целей комиссия начнет свою работу буквально со следующего понедельника.

Третьей причиной недобора налогов, на мой взгляд, является потеря так называемых налоговых паспортов территорий, которая произошла в упомянутый вами период. Благодаря этим документам можно было посмотреть, каков налоговый потенциал муниципалитета, как он сегодня реализуется, насколько реализация этого потенциала прибавляет поступления в собственный, в консолидированный бюджет. Сейчас наметилась тревожная тенденция: если на протяжении последних десяти лет доходы местных бюджетов росли быстрее, чем доходы собственно областного бюджета, то в 2012 году возникла обратная ситуация: собственно областной бюджет стал опережать в темпах роста доходы муниципалитетов. Это очень опасная тенденция, поскольку эти доходы должны расти либо вместе, либо муниципалитеты должны опережать, потому что там более гибкая система принятия решений. Повторюсь, мы столкнулись с полным отсутствием программ развития территорий. То есть то, что сегодня законсервировано, то и есть. Безусловно, это не приводит к росту налоговой базы. И это огромный пласт работы, над которым правительство уже начало работать.

– Одним из способов залатать бюджетные дыры стала реформа в сфере пассажирских перевозок. Эта реформа, насколько известно, идет непросто и сопровождается определенными трудностями...

– Эта тема, на мой взгляд, уже стала отчасти спекулятивной. Согласно 131-ому закону, обеспечение внутрирайонного транспортного обслуживания является обязанностью муниципалитетов. Межрайонное сообщение – это уже наша общая обязанность, правительства и муниципалитетов. Так вот, перевозки от Волгограда до районных центров не пострадали и осуществляются в прежнем объеме – это абсолютно точно. Другое дело – внутрирайонные перевозки. Там, действительно, иногда неумелые действия глав муниципальных образований приводили к определенным перекосам, выражающихся в возникновении проблем с транспортным обслуживанием. Для того, чтобы выправить эти перекосы, мною по поручению губернатора была создана рабочая группа, которая в каждом районе, подчеркиваю – в каждом! – отработала. На сегодня у меня есть данные, что количество внутрирайонных маршрутов ни на один не сократилось.

Сегодня мы говорим о том, что существует три модели организации внутрирайонных перевозок, и там, где главы администраций понимали, что придет время, когда свои обязанности по 131-ому закону придется выполнять, никаких проблем не возникло изначально. Кто ждал, что эта «беременность» рассосется, к сожалению, ошибался и поэтому получил очень короткие сроки на реализацию этого мероприятия. И не всегда разумно этим временем распоряжался. Сегодня областное правительство определило переходный период, который продлится до конца первого квартала этого года. Мы на этот квартал полным рублем, что никогда не делалось, заложили необходимые финансовые ресурсы для обеспечения автобусных маршрутов. По официальным справкам, представленным муниципалитетами, у нас проблем с транспортным обслуживанием внутри районов нет.

– Довольно неожиданным выглядит приглашение на должности первых вице-премьеров Романа Гребенникова и Роланда Херианова. У многих в связи с этим возникло сомнение в работоспособности такой команды, поскольку есть вероятность того, что давние политические противники, боровшиеся друг с другом за кресло мэра Волгограда, могут продолжить соперничество и являясь членами одной команды, вместо того, чтобы начать сотрудничество на благо региона. Разделяете ли вы подобные опасения?

– Право набирать команду всецело принадлежит губернатору, я могу только давать или не давать свою рекомендацию. Это во-первых. Во-вторых, я, к счастью, никогда не был претендентом на кресло мэра Волгограда, поэтому политические противники, о которых идет речь, участвовали в этой борьбе без меня. И то, что сегодня, грубо говоря, я являюсь их командиром, однозначно уведет для меня на второй план, возможно, имеющий место элемент политической борьбы между ними. Сегодня каждый из первых вице-премьеров получит перечень поручений, необходимые ресурсы и контроль за их исполнением. Это обычная управленческая аксиома, я тут ничего нового не придумываю. Заодно и посмотрим, кто из этих политиков был более достоин в свое время руководить таким огромным конгломератом, как Волгоград. Проявить себя на этой должности можно очень ярко, а можно и наоборот – быстро погаснуть. Меня нисколько не смущает имевшее место политическое соперничество между моими сегодняшними замами. Главным оценочным критерием при подборе соратников по команде для меня является способность того или иного человека выполнять порученную ему работу в рамках общей цели. Именно это для меня по-настоящему важно, все остальное – вторично.

– Олег Владимирович, в столице Волгоградской области уже больше двух лет нет мэра, в городе действует система сити-менеджмента. На ваш взгляд, возможны ли позитивные изменения в Волгограде в рамках действующей системы управления городом, или все же есть необходимость вернуться к выборам городского главы?

– Я считаю, что винить в том, что сегодня происходит в Волгограде, нужно не систему управления, а конкретных руководителей. Сити-менеджер или всенародно избранный мэр – по большому счету, не суть важно. Функционирование любой системы напрямую зависит от того, какие люди находятся на ключевых постах. Достаточно привести успешные примеры работы сити-менеджера в крупных городах, превышающих по своим размерам и количеству населения Волгоград. Но мы имеем и неудачные примеры, такие как наш город. Мы не систему управления должны обсуждать, поскольку проблемы города возникли отнюдь не от того, что год назад начал функционировать институт сити-менеджмента. Они носят застарелый характер и проистекают из того времени, когда мэры избирались всенародно. То есть не совсем корректно говорить о том, что возвращение всенародных выборов мэра враз все проблемы решит, а не создаст дополнительные. Все прежние всенародно избранные, к сожалению, эти проблемы создавали и лишь в немногих случаях что-то решали. Наверное, не все получалось, может быть, случайные люди приходили к власти... Это же тоже возможно? Но проблемы города сегодня настолько застарелые, что заменой одной системы управления города на другую их не решать.

– Каким же образом, по вашему мнению, должны решаться эти проблемы?

– Сегодня нужно говорить о том, что с помощью областной власти нужно создавать новую структуру управления городом, городским хозяйством. Эта структура должна предусматривать наличие куда меньшего чиновничьего аппарата. Достаточно сказать, что в Волгограде сейчас муниципальных служащих на тысячу больше, чем в Ростове, который почти в два раза превышает столицу нашей области по населению. Я не берусь оценивать качество работы этого аппарата, но, судя по результатам, качество функционирования волгоградской чиновничьей машины оставляет желать лучшего.

На сегодняшний день существует полная разбалансированность системы управления в городе. На мой взгляд, существующая практика деления Волгограда на восемь районов является совершенно излишней. Получается, что функции районных администраций дублируются функциями городских департаментов, что, вообще говоря, нонсенс. В результате процесс принятия решений за счет увеличения управленческой цепочки неоправданно удлиняется. А это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности работы власти. Мэрии Волгограда надо либо дать районам властные полномочия, бюджет и ответственность, либо нужно их ликвидировать и взять централизованное управление на себя.

– При наличии огромного количества проблем перед Волгоградом стоит сложнейшая задача по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года. В ситуации тотального бездорожья, целого клубка проблем в ЖКХ и по сути безвластия в городе, достижение этого результата выглядит, честно говоря, сомнительным...

– Проблем в Волгограде, действительно, настолько много, что проще перечислить те из них, которые отсутствуют. При решении задачи по подготовке города к ЧМ-2018, которую перед нами ставит губернатор, предстоит огромная работа. Поэтому уже в апреле мы вплотную займемся формированием городской власти и отстраиванием новой структуры управления городом. Будет произведен кадрово-управленческий аудит, оценена работа департаментов, районных администраций. Есть непредвзятые, научно обоснованные методики оценки работы чиновников. Мы постараемся их применить, чтобы понять, какие система и структура управления нужны городу, после чего выступим с соответствующим предложением уже к новому составу городской думы. Если мы этого не сделаем, то повторим все те ошибки, которые уже были сделаны нами раньше.

Необходимость заняться городом вплотную, я думаю, ни у кого не вызывает сомнений. Санитарное состояние Волгограда таково, что хуже, наверное, не было еще никогда. Конечно, городские чиновники могут ссылаться на отсутствие денег, находить еще какие-то причины, по которым у них нет возможности заниматься уборкой мусора, но элементарно организовать субботники, санитарные зоны вокруг предприятий, организовать контроль за санитарным состоянием во вверенном ему районе любой глава в состоянии. Ведь ничего этого не делается, мы же все это видим! Несколько дней назад дул ураганный ветер, рот нельзя было открыть, потому что либо пакет мог в него залететь, либо пылью забивало. Что это, если не наш позор? Конечно, такое положение вещей губернатора не устраивает, он требует от правительства выправить ситуацию, и мы приступаем к выполнению этой задачи. И ситуация, безусловно, изменится в лучшую сторону. Безусловно!

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter