СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

Сталинградцев спас царицынский кирпич

Поделиться

Лилии Пастуховой было всего девять, когда началась Сталинградская битва. Ее семья жила в самом центре города по улице Пролеткультской, ныне Волгодонской. Двухэтажный дом царицынских времен чудом сохранился после страшных бомбежек августа 1942-го. Старинная кирпичная кладка спасла немало человеческих жизней.

«Воспоминания – такая волнительная штука... Мы, дети военного Сталинграда, сначала не испытывали никаких эмоций. Шла война, и все уже привыкли к военному положению, – рассказывает Лилия Дмитриевна. – Нам даже разрешали ходить в центр, где мы раненым гостинцы какие-то давали: они нам веревочки спускали с окон, а мы им привязывали – кто сигаретку, кто конфетку».

Напротив родительского дома находился склад, где до войны хранились продукты и вода. В этот подвал и бежали люди со всей улицы, когда город в очередной раз оглушала воздушная тревога.

«Наступило 23 августа. Назвать ужасом то, что происходило, нельзя. Это был ад, – вспоминает она. – Обыкновенный воскресный день, солнечный, и ничто не предвещало беды. Была объявлена воздушная тревога, но, как всегда, мы этому не придали значения, потому что раньше нам даже разрешалось подниматься на крыши, и мальчишки, если сбрасывали «зажигалку», вооружившись железными щипцами, хватали ее и тушили в бочках... Но в этот раз небо стало черным. Немцы стали бомбить вокзал. Все жители улицы прибежали в наш подвал, потому что их деревянные дома горели как щепки».

Бомбардировака немцев была направлена среди множества целей и на железнодорожный вокзал. Улица Пролеткульсткая, как и весь центр Сталинграда, попала под массированный вражеский удар.

«Мама сказала, что мы остаемся здесь – надеялась, что стены нас спасут. В подвале немножко и продуктов было, и воды. Я всю жизнь пыталась забыть эту бомбежку. У меня руки покрываются чесоткой, когда я об этом думаю. Самое чудовищное воспоминание, которое я не могу забыть, – это когда осколками убило нашу соседку Комиссарову и ее маленькую дочку».

Отец Лилии Николаевны, Дмитрий Викторович Бубенщиков, служил связистом в НКВД и во время массированных атак был на службе.

«Перед этим страшным днем у родителей был разговор, что Сталинград не сдадут. Но эта надежда развеялась, когда стали бомбить центр. Жителей Сталинграда эвакуировали на ту сторону Волги на пассажирском пароходе «Иосиф Сталин». И нас отец пытался ночью переправить. Но мы, по счастливой случайности, не попали на борт. Или не успели, или что-то маму остановило... В общем этот пароход затонул, потому что его атаковали немцы. Наш небольшой катерочек тоже бомбили, но мы спаслись. В Ольховке, куда нас отправил отец, начались болезни, голод и холод...»

Теплоход «Иосиф Сталин», по рассказам очевидцев тех событий, предположительно, затонул недалеко от рабочего поселка Ерзовка Городищенского района. По одной из версий, капитан теплохода решил дождаться ночи, опасаясь вражеского налета, и пристал к одному из волжских островов. Но на берегу появились немецкие танки, которые прямой наводкой расстреляли плывущий пароход. Судно затонуло, унеся под воду сотни мирных сталинградцев. Кстати, год назад дайверы поисковой экспедиции «Тайны сталинградских конвоев» пытались отыскать затонувший корабль, но так и не смогли.

После окончания Сталинградской битвы глава семейства забрал Лилю, маму и маленького Станислава в Бекетовку, куда перенесли штаб управления.

«С ним служил мой двоюродный брат Борис Петрович Перепечаев. Выпускника сталинградского медиститута, молодого хирурга, его сразу призвали в 10-ую стрелковую дивизию внутренних войск НКВД. Его воспоминания о битве вошли в книгу «Бойцы Сталинграда», которую я храню как семейную реликвию. Я обязательно передам эту книгу своим внукам».

После войны Лиля училась в 50-й школе. На протяжении всей жизни одноклассники Лилии Дмитриевны, дети военного Сталинграда, поддерживают друг друга, а в скорбный день 23 августа собираются на поминки тех, кто не дожил до мирного времени.

«Несмотря на то, что теперь мы все очень больные, и только единицы остались, кто может ходить, мы поддерживаем друг друга. Я до сих пор разыскиваю тех, кто жил со мной на одной улице, с кем я училась в одном классе... Может быть, живые еще наши мальчики: Володя Нищенко, Валера Бирюков, Феликс Комиссаров... Мне бы хотелось с ними встретиться. Дети военного Сталинграда должны быть вместе...»

Фото: Видео Петра ЛУКАШИНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter