СЕЙЧАС +20°С
Все новости
Все новости

Дмитрий Бочарников, главный тренер ГК «Каустик»: «Рубль дома всегда лучше, чем рубль двадцать на выезде»

Поделиться

Команда волгоградского гандбольного клуба «Каустик» начала новый сезон под руководством Дмитрия Бочарникова, который в декабре 2012 года перешел на позицию главного тренера из второго состава клуба. Как новый наставник «Каустика» оценивает шансы команды в российской Суперлиге? Почему руководство команды не приглашает игроков из других клубов? Как прошли товарищеские турниры в Сербии и Украине? Готов ли «Каустик» к новому сезону? На эти и другие вопросы V1.ru ответил Дмитрий Бочарников.

– Дмитрий Константинович, вы пришли в основной состав «Каустика» в декабре прошлого года. В каком состоянии вы приняли команду?

– Никогда не оцениваю работу другого тренера. Есть такое понятие – тренерская этика. Конечно, какие-то моменты были очень положительные, какие-то мне не нравились. Но в целом команда была на хорошем уровне. Я принял ее посреди сезона и ничего менять не стал. Оставил тот же состав, который был до меня, но попытался кое-что изменить в работе, в определенных тактических схемах. Но в основе игры команды было то, что было заложено до меня.

– Расскажите о результатах предыдущего сезона. Как выступил «Каустик»? Как вы оцениваете итоговое шестое место в турнирной таблице?

– К матчам плей-офф мы подошли на четвертом месте, но попали на команду Перми, которая очень усилилась за последние два года. Президент этого клуба стал президентом Федерации гандбола России – у них есть и финансы, и база. Пермь сейчас на подъеме, они приглашают игроков уровня российской, белорусской и украинской сборной. В противостоянии с ними мы не смогли попасть в четверку сильнейших и чемпионат России закончили на шестом месте. Я считаю это выступление команды неудовлетворительным. Вторая задача сезона была попасть в Еврокубок через Кубок страны. Мы выполнили ее, на тот момент, по максимуму. «Каустик» удачно сыграл с Воронежем, выиграв обе игры, и в «Финале четырех» в Волгограде более чем убедительно победили команду Астрахани с преимуществом 14 мячей в полуфинале. В финале уступили многолетнему бессменному чемпиону России «Чеховским медведям», которые представляли не только свой клуб, можно сказать, там была вся сборная страны, – заняли второе место и попали в Кубок Европейской гандбольной федерации, чего в последние годы у «Каустика» не было. В принципе, в Кубке России мы выполнили свою задачу, но на чемпионате страны выступили неудовлетворительно, поэтому впечатление от этого сезона двоякое.

– Какие изменения произошли в составе команды?

– Из основного состава ушли четыре человека, и на замену мы взяли неплохих ребят из второй команды. На тренировки привлекалось семь игроков, и все – воспитанники нашей детской спортивной школы. К нам пришли два левши – Александр Денисов и Виктор Бабкин, которые, к сожалению, получили травмы, и сейчас проходят реабилитацию – на прошедшие международные турниры они не поехали. Взяли перспективного разыгрывающего Станислава Таранова – сына одного из легендарных игроков «Каустика» Александра Таранова, который был в первом наборе бывшего тренера Коросташевича и прошел путь от детской спортивной школы до чемпионата союза. Приглашен из второй команды и молодой игрок 1994 года рождения Александр Котов, сейчас он является членом сборной страны в своем возрасте. На открытом первенстве Европы в Швеции его признали лучшим защитником. Саша – здоровый, мощный и целеустремленный парень. Еще есть студент политеха – Эрик Ндумби. Он из Конго, очень подвижный, игровой, мы его поставили в защиту. Я увидел его на соревнованиях и пригласил, он вписывается в команду на тренировке, но в основном составе пока не играет. Эрик поздно пришел в гандбол, поэтому есть проблемы с нападением. Взяли линейного игрока Дмитрия Андреева, у него два года назад была серьезная травма, после которой сделали операцию, но сейчас он практически восстановился – ездит с командой, неплохо себя показывает, но игроком основного состава пока не стал. С основным составом тренировались левый крайний Никита Гугняев и вратарь Евгений Лысаков, они выходят на замену. Чудес не бывает, и так, чтобы кто-то пришел снизу и сразу стал основным игроком, случается очень редко, и это в любой команде.

– Я правильно поняла, что «Каустик» не в состоянии купить хороших игроков «на стороне»?

– Новые ребята приходят в основной состав «Каустика» только из второй команды, в то время как другие клубы могут их где-то приобрести. А мы можем пригласить только то, что сами подготовили. В силу расположения нашего клуба в самом южном районе Волгограда и протяженности города вдоль Волги мы имеем команду, которая состоит практически из жителей одного 200-тысячного района – Красноармейского. У нас нет возможности охватить большое количество людей в Волгограде, хотя центр спортивной подготовки во главе со Стеллой Вартанян открывает группы мальчиков в центре, на Спартановке, в Волжском. Но эти дети подрастут только через 10 лет. Многих игроков: Илью Исакова, Ивана Федиско, других ребят, которые уже покинули клуб, – я привез во вторую команду из других негандбольных городов, когда им было по 15 лет. Сейчас финансовая составляющая «Каустика» не такая хорошая, как раньше, и мы не можем пригласить игроков высокого уровня из других клубов – то, что может себе позволить та же Пермь, которая в этом году забрала одного из наших лидеров – центрального разыгрывающего Дмитрия Макарова.

– Кстати, часто другие клубы обращаются в «Каустик» за перспективными игроками?

– Часто. У «Каустика» есть много игроков, кого другие клубы хотели бы видеть у себя, и мы это понимаем. Президент клуба Олег Гребнев делает все, чтобы и перспективных молодых ребят, и опытных игроков, не буду говорить кого, у нас не забрали. Кто-то не хочет ехать в другие города, потому что здесь есть все условия для жизни с семьей, кого-то зарплата устраивает, другие из личных побуждений. Конечно, один из факторов – это финансовая составляющая, и если мы в свое время бы не сработали, у нас не было таких хороших ребят. Как бы то ни было, человек до определенного уровня играет за идею и за имя, а потом, если появляется результат, он начинает рассматривать предложения со стороны. Если не будет финансовой подпитки, то «Каустику» будет тяжело удерживать свой состав.

– И как клуб стимулирует игроков, чтобы они не уезжали в другие города?

– Я всегда ребятам говорю, что продаваться надо дорого. Нельзя менять шило на мыло. Нашим перспективным игрокам, даже из второй и третьей команды, поступают предложения из других городов... Но все хотят взять дешево, и надеются, что у них человек поднимется, и они поднимутся вместе с ним. Я объясняю парням: если ты хочешь куда-то уехать, то нужно сначала стать игроком. Если ты стал игроком, и у тебя уже есть гандбольное имя, то уехать куда-то не будет никаких проблем. Привожу им пример Павла Атьмана, который здорово играл у меня во второй команде. Он ребенком уехал в Уфу, потом вернулся обратно к нам в «Каустик», поработал, показал хорошую игру и, соответственно, стал получать предложения. Его на достойные условия пригласил «Динамо-Минск» – мощный клуб с хорошей финансовой базой. После того, как он поиграл там, планка поднялась, и сейчас Павел перешел в македонский «Металлург Скопье». Поэтому объясняю команде, что предложение «приезжай к нам, мы тебе чуть-чуть больше дадим», рассматривать не стоит. Рубль дома всегда лучше, чем рубль двадцать на выезде. А если предложение достойное, и суммы другие, то, конечно, игрока тяжело удержать. В этом сезоне уехал в Пермь разыгрывающий Дмитрий Макаров, правый полусредний Денис Кафтин подписал неплохой контракт и теперь играет в Румынии.

– Разрешилась ли ваша проблема с тренировочной площадкой?

– Нет, у «Каустика» ничего не не разрешилось. Те, кто в спорте разбираются, знают – человеку, который на тренировке бегает 80 метров, сложно на соревнованиях пробежать 100 метров. Наш зал «Судостроитель» – хороший, уютный, но он уже, чем положено, на три метра. Многие игровые компоненты невозможно отработать – гандболисты стоят теснее, чем потом во время игры. А если во время тренировок игроки не могут сыграть тактически в нападении или в защите или побежать переход, то это сказывается на результате. Это не только мои слова, это слова главного тренера российской сборной Владимира Максимова. Он сказал, что пока мы не перейдем в большой зал для тренировки, мы каждый день будем не добегать эти самые 20 метров, и это будет сказываться на игре. В Светлом Яру, рядом с нами, построили спортзал, но опять же туда каждый день надо как-то добираться. Прошлой зимой, насколько я знаю, там было холодно – могут быть у игроков и травмы, и болезни. Сейчас руководство делает все, чтобы в этом зале были подходящие условия для команды Суперлиги, будем хотя бы вечерние тренировки там проводить.

– Расскажите о вашей подготовке к новому сезону. Как прошли товарищеские турниры за рубежом – в Сербии и Украине?

– Мы сыграли пять игр в Сербии, потом у нас получился сложный переезд – автобус, самолет, потом снова автобус, и весь день мы провели сидя. На следующий день утром мы играли с Краснодаром, а потом еще пять игр провели в Запорожье. За 11 дней было десять игр. Некоторые игроки в первый раз поехали играть заграницу, и опыта международных игр у них не было. Там команды играют немного в другой гандбол, нежели в России – более игровой и импульсивный. Но мы в одной игре не дрогнули, и, если бы у ребят было больше опыта, то, я думаю, и в игре с «Воеводиной», где мы в конце игры при ничейном счете не забили, и в игре с хорватами, где мы в концовке проиграли по мячу, мы могли бы склонить чашу в свою пользу. Мы выиграли у «Югович Кач», неплохо сыграли с «Партизаном», многолетним лидером сербского гандбола, проиграли мяч чемпиону Сербии «Воеводине», потом удачно сыграли с хорватами и в последний день при сильном давлении зала и не всегда объективном судействе сразились с когда-то знаменитым клубом «Металлопластика». В Запорожье – ничья с Краснодаром, невыразительная игра с Воронежем, где мы наделали кучу потерь, но в итоге получили ничью. В играх с «Мотором» и ЗНТУ мы уже были уставшие, игроки получили микротравмы. Я не ставил цель, чтобы выиграть турниры, я специально давал шанс разыграться молодым ребятам, в тяжелые моменты выпускал их на площадку. Только в бою можно узнать, что же у тебя за боец – в казарме, на тренировках не поймешь. Если подвести итоги этих турниров, мы сыграли много, посмотрели те варианты, которые лучше идут на защите и в нападении, и проанализировали проблемы по удалениям с площадки. Костяк команды уже себя показал.

– Как новый тренер, вы не поменяли тактику игры в команде?

– Мы будем играть так же, как и во всех остальных играх – на победу. Нужно сделать так, чтобы команда знала, что предпринимать при пассивной или активной защите, переходе и возврате. Если я этого добьюсь как тренер, то проблем не будет. Можно даже и победить, но если у тебя команда не играет и до конца не понимает, что надо делать, она рано или поздно начнет проигрывать. В 1993 году «Каустик» занял последнее место в чемпионате России из восьми команд. Мой учитель Леонид Коросташевич, который был тогда главным тренером «Каустика», сказал мне, молодому тренеру: «Не волнуйся, команда начинает катить, и на следующий год мы будем в призах». И на самом деле, мы стали серебряными призерами первенства страны. Вот там команда сыгралась. Нужно сделать это и в нынешнем составе. Как говорит Коросташевич, команда должна «звенеть». Когда они начинают «звенеть», то есть понимать друг друга, приходит результат. Если этого не сделать, то команду так и будет лихорадить. Моя основная задача – чтобы команда родилась и начала «звенеть».

– Как вы готовили команду на тренировках в Волгограде?

– Нагрузки я увеличил еще в декабре. Но выполнять определенную работу, к которой игроки еще не привыкли или не готовы, тоже нельзя, потому что это приведет к травмах, и будет хуже. Летом мы провели сборы в Волгограде, команда три раза в день тренировалась на открытой площадке, и многие ребята похудели. Мы ввели нормативы по общефизической подготовке. Раньше, на чемпионатах страны, они принимались как обязаловка, то есть человек не допускался до выступлений, если его физподготовка не соответствовала требованиям. А потом это отменили. В «Каустике» я ввел это снова. К лету ребята стали немного дальше прыгать и быстрее бежать, но, повторюсь, все успехи показать может только игра.

– Расскажите о целях и задачах клуба на будущий сезон. Как оцениваете расстановку сил в российской Суперлиге?

– Очень сильный соперник – это «Чеховские медведи». Говорят, они разъехались, но там остались хорошие игроки. Их тренер, Владимир Максимов, один из самых лучших в стране и в мире. Не так легко они будут нас обыгрывать, но и победить их – большая проблема. Из года в год очень сильно укрепляется и целенаправленно работает команда Перми, в этот сезон они пригласили обстреленных игроков – нашего Макарова, Асланяна из «Чеховских медведей», левого крайнего Сороку с РГУФКА «Чеховских медведей», двух вратарей из волгоградского гандбола – нынешнего члена национальной сборной Игоря Левшина и Николая Сорокина, бывшего игрока запорожского «Мотора». Команда «Университет Лесгафта-Нева», хоть их лидер Ильдар Насыров и ушел, взяла неплохих игроков с РГУФКА «Чеховских Медведей» и ребят из Астрахани. У них есть возможность играть в Лиге чемпионов – после этого их команда будет расти, как на дрожжах. Астрахань весь свой костяк сохранила, они пригласили высокого защитника клуба «Сунгуль». Краснодар обновился сильно – они взяли игроков, опять же, с РГУФКА, одного латыша и украинца, но у них еще остались опытные игроки, их скидывать нельзя. Все остальные команды тоже сильные – тот же Челябинск или Таганрог, который только вошел в Лигу. Чемпионат интересный, все команды пытаются усилить свои позиции. Не скажу, что мы слабые. Основные лидеры «Каустика» уехали, вернувшийся Иван Федиско восстанавливается после серьезной травмы, игроки задней линии – те, от которых зависит игра, – поменялись. Несмотря на эти изменения, задачу на чемпионат для себя и для ребят буду ставить максимально высокую. При хорошем настрое, все команды можно обыгрывать. Но, опять же, все будут стремится войти в тройку-четверку. Явных фаворитов, как «Чеховские медведи», больше нет. У всех почти равные условия – у кого-то люди чуть получше, у кого-то финансы, у других лавка запасных длиннее.

– Уравняются ли силы в чемпионате страны в связи с финансовыми проблемами лидера – «Чеховских медведей»?

– Не деньги играют – играют люди. Спортсмены, которые были собраны в прежнем их составе, были топовыми игроками страны и мирового гандбола. С ними было тяжело играть, много лет они выступали одним составом на чемпионатах мира, Европы, на Олимпиаде и объективно были сильнее. Сейчас на их место пришли молодые ребята – из команды РГУФКА восемь человек ездили на чемпионат мира. У «Чеховских медведей» сильный тренер с огромным опытом и великолепная база, от их грандиозного дворца спорта, где они тренируются, не отказалась бы ни одна столица мира. А бюджет клуба намного выше, чем у нас, хотя его им сильно урезали. «Чеховские медведи» не смогли платить топовым спортсменам, поэтому они и разъехались. А те, кто были игроками второго состава: Дмитрий Житников, Даниил Шишкарев – стали лидерами. Остались еще у них приличный вратарь Грамс, защитник Черноиванов – и все игроки сборной страны.

– Чтобы команда сыгралась не только на площадке, но и в жизни, выезжаете куда-нибудь все вместе?

– В начале лета мы ездили за Волгу, жарили шашлыки, купались, смеялись, играли в волейбол, а потом начали подготовку к сезону. Мы устраиваем видеопросмотр игр, вместе анализируем ошибки. Чтобы еще у нас было что-то увеселительное – нет. Сами понимаете, три тренировки в день, ты только закончил утреннюю, а уже через два с половиной часа нужно идти на дневную. Лишний раз их какими-то собраниями и нравоучениями трогать не хочу. Команда сплачивается очень сильно, когда приходит победа. Но поражение – это тоже результат, он выявляет твои промахи и ошибки, дает возможность анализировать. Одна из задач, которую передо мной ставит руководство клуба, – чтобы некоторые наши игроки попали сначала в списочный, потом в тренировочный, а потом и в основной состав сборной России. Как только гандболист попадает туда, он постепенно вырастает, увеличивается его самооценка и уровень игры. Это будет большой шаг вперед и для клуба, и для областного спорткомитета, который оказывает нам поддержку, если наши спортсмены попадут на чемпионат мира, Европы и на Олимпийские игры.

– Последний вопрос. Кем вы себя считаете для своей команды – отцом, братом, наставником?

– Знаете, меня в свое время отец научил, да и Коросташевич постоянно вкладывал в голову, что с игроками надо поступать справедливо. Так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Если ты придерживаешься этого, в команде есть и уважение, и поддержка. Без связи «тренер-спортсмен» результата не будет. Если они в меня потеряют веру или я потеряю веру в кого-то из них, то ничего не получится. Я стараюсь быть справедливым, и если надо будет чем-то пожертвовать во имя результата, я смогу это сделать. Часто ставлю себя на место игроков, от которых что-то требую, и пытаюсь понять их психологию. Не скажу, что тяжело с ними работать – нисколько, потому что все до одного прошли через вторую команду, где я был тренером. Кто-то был у меня два, кто-то четыре года. Я не думал, кем именно я для них являюсь, но хотелось бы быть справедливым, но в то же время требовательным наставником.

Фото: Видео Петра ЛУКАШИНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter