СЕЙЧАС +18°С
Все новости
Все новости

Роман Гребенников, политик: «Я не согласен быть ручным кнопконажимателем»

Поделиться

Почему региональный политсовет «Единой России» отдал освободившийся мандат депутата городской думы Волгограда Роланду Херианову? Приносит ли пользу Волгограду двоевластие главы города и сити-менеджера? Можно ли считать конкурентными предстоящие выборы губернатора и депутатов Волгоградской областной думы? И есть ли еще шанс у Волгограда принять матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году? На эти и другие вопросы V1.ru ответил известный волгоградский политик Роман Гребенников.

– Роман Георгиевич, глава Волгограда Ирина Гусева покинула городскую думу, сменив ее на Государственную. В свою очередь региональная «Единая Россия», определяя кандидата на освободившийся депутатский мандат, предпочла Роланда Херианова. Для вас это стало сюрпризом?

– Как я отношусь к этой комедии в виде отправки псевдоглавы Волгограда Ирины Гусевой в Государственную думу? Считаю, что вся эта процедура на совести областного руководства «Единой России» и черное пятно в ее истории. За те десять месяцев, что Гусева проработала в Волгограде, ее надо было не повышать, а убирать с треском. Но случилось то, что случилось. В результате ее ухода образовался мандат. По федеральному и региональному закону партия самостоятельно определяет, кто из первой тройки – Херианов или Гребенников – сможет взять этот мандат в свои руки. Но, по логике некоторых региональных партийных функционеров, и Гребенников, и Херианов должны были от этого мандата отказаться, а стать депутатом должен был кто-то третий. Я не согласился с этой очередной профанацией.

Тогда, наверное, они стали искать, кто из тройки будет более лояльным. Роланд Томазович, как я читал, был в Москве, но его нашли бы и на Камчатке. Ему позвонили и убедили. Понятно, что если он будет по-прежнему трудиться в Москве, то депутатствовать здесь будет сложно. Значит, ему нужно или возвращаться обратно в Волгоград, или занимать этот мандат номинально.

А моя линия, видимо, некоторых не устроила, и они испугались. Я говорил, что не буду ручным кнопконажимателем. Я буду помогать, советовать, но пешкой быть не собираюсь. В результате победил страх, что придет Гребенников и будет убеждать переформатировать работу так, чтобы гордума стала настоящей думой, а не инструментом в чьих-то руках. И этот страх победил. Все сделали тихо, сославшись на чье-то указание. Возможно, эта комедия завершилась, и дума получила еще одного депутата. Понимаю, вся подоплека заключалась в очевидном: мои тезисы, моя понятная, простая и доступная логика не увязывается с логикой тех людей, которые пытаются, как марионетками, управлять городскими чиновниками и городской думой.

Поделиться

– Может ваша логика остается непонятной или неприемлемой для волгоградской «Единой России»?

– Я-то иду с понятной логикой – необходимо вернуть городу нормальную схему управления Волгоградом, которая существует в Волжском, Ростове, Новосибирске и многих других городах. Должен быть один избранный народом глава-хозяин и также избранная народом городская дума, занимающаяся нормотворческой деятельностью. Необходимо вернуть эту схему и прекратить бесконечную замену Иванова на Петрова, а потом на Сидорова. И мы либо идем по направлению, по которому идут вменямые муниципалитеты городов-миллионников, либо идем по пути, навязанному в 2011 году Анатолием Бровко. Смотрите, сколько у нас по сити-схеме сменилось людей за четыре года: Соколов, Карева, затем Васильков–Собакарь, Москвичев–Васильков, следом попытался Николай Чувальский, потом пришли Гусева и Чунаков. Такого бардака город еще не видел.

Уверен, вся история с сити-менеджеризацией города – огромная стратегическая ошибка «Единой России». Во многих регионах губернаторы не пошли на это и сохранили выборы глав городов. А у нас пошли. Это же ошибка. Множество людей выгнали из партии, множество судеб поломано. Людей выгоняли вместе со сменой каждого временщика. Мы наблюдаем кадровый бардак как результат очевидной кадровой системной ошибки партии. Вместо того, чтобы признать очевидные вещи и вернуть нормальную систему управления городом, делают очередную нелепую реформу с косметическим ремонтом.

– Но нельзя исключать, что за критикой существующей системы управления городом вы преследуете какие-либо личные цели.

– В какой-то корысти меня обвинять не нужно. Я сразу сказал: не хочу работать в сити-схеме ни в качестве главы, то есть председателя городской думы, ни в качестве наемного сити-менеджера. Считаю, что эта схема неработоспособна, и сама эта идея противоречит моим убеждениям. Более того, если бы я хотел трудиться в рамках сити-схемы, то я благополучно нашел общий язык еще с прежним губернатором Анатолием Бровко. Благополучно убедил бы городскую думу поменять устав, а сам, как предлагали мне москвичи, ушел в 2011 году в Государственную думу, оставив сити-менеджером лояльного ко мне человека. Но тогда я отказался, и все, что случилось с городом, случилось уже после моего отрешения: все эти изломы, переголосования, поправки к уставу, внедрение временщиков и так далее.

Поделиться

– А что, на ваш взгляд, необходимо сделать?

– Необходимо постепенно вернуть отобранное у народа право путем поправок в устав, подготовить город. А после уже можно, не ввергая город в коллапс, вернуться к умной и годами проверенной схеме управления. Городу нужна ротация исполнительной власти. Нужна смена нынешнего сити-менеджера, который не отвечает никаким требованиям к руководителю исполнительной власти. Нужна смена многих руководителей районов и департаментов. Но нужен умный подход. Не такой, как совершили сейчас, со сменой Дмитрия Семененко. Это дикость. Человек был одним из немногих, кто грамотно и профессионально управлял процессом. Подготовленный, среднего возраста, не старик с нафталином, которых сейчас запустили в некоторые кабинеты. Вместо этого Семененко засунули в какое-то БТИ. Странность, которую можно объяснить только глупостью тех, кто принял это кадровое решение.

– Сейчас активно ведется предвыборная кампания, и многократно заявлялось о честной и конкурентной борьбе как за кресло губернатора, так и за мандаты депутатов Волгоградской областной думы. Вы замечаете эту честную конкурентную борьбу?

– Если действующую власть устраивают такие выборы, то это наглядно показывает уровень ее правового сознания, этики и морали. Устраивают ли эти выборы народ, готово ли наше общество признать эти выборы именно выборами – вопрос.

Сейчас кандидат в губернаторы может выдвинуться только от партии, а не самовыдвиженцем, как было на предыдущих выборах. Выдвиженцы от партий должны пройти муниципальные фильтры. Это невозможно без поддержки со стороны власти. Депутат сельсовета, районной или городской думы не поставит свою подпись без указания сверху. Получается, что действующая власть сама помогает конкурентам? Но мы-то понимаем, что власть может помогать только тем, кто настоящими конкурентами не является. В результате у нас появляются псевдокандидаты. Например, муниципальный фильтр прошел парень с московской пропиской от Коммунистической партии социальной справедливости. Оказалось, что 200 с лишним сельских депутатов его знают и отдали за него подписи. Схема явно подготовлена заранее и может вызвать только иронию и улыбку.

Поделиться

Это не значит, что плох кандидат от административного ресурса. Нет. У Андрея Бочарова масса положительных качеств. Он пассионарный, интересен, учится, хорошо владеет собой и интересно общается. Он лидер. Но антураж выборов и специфика происходящих событий заставляет задуматься: есть ли реальная конкуренция? А если ее нет, то не перегнули ли палку с муниципальными фильтрами? Мне кажется, что можно было бы технологам сделать эти выборы по-настоящему честными и более похожими на конкурентные выборы.

А вот выборы в Волгоградскую областную думу будут гораздо более конкурентными, чем губернаторские. Да, там также будет влияние административного ресурса. Но столкнутся равные соперники. Один с денежным ресурсом, второй с денежным, третий – с информационным ресурсом, и все трое с мощным опытом за плечами. Вот это смотреть интересно. Или хотя бы наблюдать за результатом.

– А как вы относитесь к произошедшему исключению Андреем Бочаровым из своих списков кандидатов в члены Совета Федерации Николая Максюты?

– Я не могу считать это правильным решением. Подобная ротация уместна, когда одного авторитетного человека сменяет другой, равнозначный. Например, говорите: «Николай Кириллович, вы ударно потрудились, пора и честь знать. У нас есть академик Владимир Петров, академик Иван Новаков, директор «Титана» Виктор Шурыгин...» Тогда, да. Это люди, которых знают в Москве и знают в регионах России. Мощные, авторитетные, уважаемые люди. Равнозначные Николаю Кирилловичу. Но вы пытаетесь поменять Николая Максюту на директора колхоза, директора небольшой общественной организации или маленькой фабрики. Все они хороши на своем месте. Но не в Совете же Федерации, где нужно разбираться с трансфертами, субсидиями и отличать очевидные вещи с точки зрения межбюджетного планирования. Где нужно не только защищать каждую строчку, но и вообще понимать, о чем идет речь. Это странное решение. Взять и поменять слона на моську – смешно.

Поделиться

– Вы неоднократно резко высказывались по нынешней подготовке Волгограда к приему матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. Но в результате у Волгоградской области до сих пор нет соглашения о строительстве нового стадиона, проект возвращали на доработку, и вдобавок его стоимость выросла почти на три миллиарда рублей.

– Все, что я говорил за последний месяц про подготовку региона к приему матчей чемпионата мира в 2018 году, оказалось абсолютной правдой. Я сразу сказал, что подлинная причина возврата проекта заключалась в очевидных разногласиях между подрядчиком, заказчиком проекта и проектировщиком. Сейчас мы наблюдаем, что проектировщики представили заказчику, по непроверенным данным, новый сметный расчет уже на 17,8 миллиарда. Заказчик, определяющий сумму, – это областное правительство. Они должны получить сметный расчет и либо согласиться с ним, либо требовать, чтобы стоимость не превышала 14,3 миллиарда (как в федеральной программе), а с проектом – не более 15,2 миллиарда рублей.

Видя невнятную позицию профильного комитета, строитель начал беспокоиться. От него требуют выйти и начать строить, а у него еще много вопросов. За какую сумму строить? За 14 миллиардов или за 17? А снос вошел в эту сумму, или это зона ответственности субъекта Российской Федерации? А укрепление откосов под площадку стадиона – это тоже ответственность строителя? А зачем включать еще и берегоукрепление? Зачем строителю укреплять всю набережную, если его интересует только площадка под стадионом? И подобных вопросов становится все больше.

Эти вопросы справедливы. Если включить в смету все, что хочет чиновник: берегоукрепление, дорожные работы, строительство подстанции и так далее, то на сам стадион остаются гораздо меньшие деньги. Эти проблемы надо решать в ежедневном режиме. Надо разбирать каждый раздел сметы совместно с представителями областного правительства, проектировщиками и строителями. Но, думаю, если бы такая работа велась, то уже давно договор между Стройтрансгазом и ФГУП «Спорт-Ин» был бы подписан. И техника была бы уже на стадионе, и давно начались бы работы по его сносу. Кто в этом виноват? Опять предыдущие власти? На кого сейчас будут валить срыв сноса стадиона, подготовки земельного участка и так далее? Мне сложно сказать. Могу лишь выразить свое сожаление, потому что имею немалое отношение к тому положительному, что уже сделано.

Поделиться

Мы успели согласовать на 27 миллиардов рублей только федеральных инвестиций. Я считаю, что мы отлично сработали. Наша программа была утверждена третьей, а сам проект стадиона мы сдали вторыми из 11 городов. Благодаря нашему заделу, даже сейчас, с учетом нынешней трехмесячной проволочки, мы пока еще в середнячках. Я никого не хочу обвинять. Хорошо работают люди? Ради бога. Пусть скажут только, когда начнется снос Центрального стадиона, и где соглашение между подрядчиком и правительством области. Если скажут – честь им и хвала. Молодцы. Но нам ведь интересно увидеть реальную работу.

– Сейчас все чаще поднимается вопрос об исключении Волгограда из списка городов-участников. По вашему мнению, это возможно?

– Если Волгоград из-за глупости и нерадивости части чиновников, неумения работать с Министерством спорта и подрядной организацией или по каким-то другим причинам будет исключен из списка городов, принимающих ЧМ-2018, то это будет трагедия для всей Волгоградской области. У нас был отличный шанс получить обновленную спортивную, коммунальную и дорожную инфраструктуру.

Да, из четырех дорожных объектов, которые просили включить в программу подготовки в прошлом году, оставили всего один – дорогу от аэропорта до Самарского разъезда. Это не наша прихоть. Мы просили 70 миллиардов только на дороги. Но нам сказали, что нужен только чемпионат, а не благоустройство всего региона за счет чемпионата. Но даже сейчас цифры в нашу пользу. Миллиард выделяется из бюджета Волгограда, три миллиарда из бюджета области, 11 миллиардов частных инвестиций и 27 миллиардов федеральных средств. Когда хоть какая-то программа хоть в каком-то направлении в любой отрасли была более выгодна для региона? Никогда. Поэтому надо сделать все, чтобы чемпионат прошел в том числе и в Волгограде.

Фото: Видео Петра ЛУКАШИНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter