СЕЙЧАС +13°С
Все новости
Все новости

В Клетской в 25-й раз прошел день памяти Шукшина

Поделиться

В станице Клетской Волгоградской области прошли ставшие традиционными дни памяти актера, режиссера и писателя Василия Шукшина. 40 лет назад именно в этот день Василий Макарович, приехавший в наши края для съемок в фильме «Они сражались за Родину», скончался от сердечного приступа. 25 лет подряд здесь вспоминают самые яркие эпизоды, связанные с именем Василия Шукшина.

«Ни до, ни после Шукшина в нашей станице не было столь известных и талантливых личностей, – раскрывает секрет популярности Шукшина клетчанка Валентина Тегина. – Вы бы не гордились, если бы в вашу местность приехали актеры и режиссеры такой величины да и еще сняли бы легендарный фильм? Мы вот гордимся, и, конечно, Шукшин для нас – особенный человек, и помнят о нем не только те, кто имел возможность личной встречи».

На протяжении 25 лет в просторном читальном зале обсуждают неоднократно перечитанные рассказы о неравнодушных, честных и совестливых героях-чудиках. «Шукшин – это лицо нашей станицы, – уверена библиотекарь Елена Печкова. – Литературное наследие Шукшина для нас действительно ценно, перед памятными датами, связанными с жизнью и творчеством этого талантливого человека, не всем желающим удается взять книгу. Сельские учителя даже добились добавления в программу дополнительных часов на изучение его рассказов, ведь каждый персонаж шукшинских рассказов соединяет в себя целую палитру качеств, делающих человека Человеком».

Шукшин настолько запал в душу селян, что вдохновил некоторых из них на создание собственных произведений. Заслуженный работник культуры Николай Иванович Дранников, зачинатель традиции шукшинских дней памяти, посвятил своему кумиру стихотворение, а преподаватель клетской школы Анна Викторова положила его на плавную мелодию собственного сочинения. Сложившаяся песня звучит на всех шукшинских мероприятиях.

Клетчане уже 40 лет хранят в памяти короткие жизненные эпизоды, связанные с Василием Макаровичем.

«На съемках фильма он вел себя не как знаменитый актер, а был таким же простым, как и мы, человеком, – вспоминает клетчанка Цезарина Васильевна Глазунова. – Я запомнила его добродушную улыбку, простое загоревшее и пыльное лицо, промокшую от пота гимнастерку. И все равно в нас сидела некоторая робость – вокруг столько признанных и талантливых личностей. Мы же впервые попробовали свои силы в массовых сценах, представ в роли беженцев. Вроде простая задача, но на репетиции улетел целый день. Съемки были назначены на вечер, чтобы было лучше видно пламя, охватывающее поле. Когда прозвучало «Мотор!», нам с сестрой даже не пришлось изображать эмоции – не только сцены сражений, бомбежка переправы, но и поджог пшеничного поля вызвали у нас неподдельный страх. Мы, привыкшие бережно относиться к каждому зернышку, почти с ужасом смотрели, как за несколько минут выгорел целый участок».

На месте съемок легендарного фильма отстроена белокаменная часовня, главное место в которой занимает икона святого Василия Великого.

О Василии Шукшине в Клетской напоминает и утес, названный его именем. В перерывах между тяжелыми съемками Шукшин выбирался на возвышенность. По воспоминаниям актеров, игравших вместе с Василием Макаровичем, он любил сидеть на деревянной скамье, с которой открывался потрясающий вид на Дон, и обдумывать новые сценарии.

Сегодня интерьер теплоходной каюты №9, в которой на протяжении нескольких месяцев проживал Василий Шукшин и в которой было найдено его тело, частично воссоздан в музее донских казаков. Демонтированные с самого теплохода жалюзи, поручни и рабочий столик, а также реконструированная печатная машинка Шукшина полностью воспроизводят исторический облик комнаты.

«Картину снимали в нашей станице с мая по октябрь, – рассказывает экскурсовод Наталья Берш. – Жара стояла страшная, и, говорят, что каюты были накалены до предела. Но, несмотря на изнуряющий зной, Шукшин постоянно работал. Даже на листе, оставшемся в каретке печатной машинки, было написано: «Силы, силы уходят. Не думал, что это когда-нибудь произойдет со мной. Ужасно грустно, в башке полно замыслов».

Слушая рассказы клетчан, начинаешь понимать, почему за несколько месяцев Шуксин сумел стать для них своим.

«Мы считали его своим, родным, – отмечает Цезарина Глазунова. – Он запросто сидел на лавке с моей соседкой и грыз яблоки. Вы даже представить не можете, как я завидовала ей в тот момент. А к семье Захаровых он даже ходил в баню. Шукшин не сторонился простых жителей, спокойно гулял по улицам, заходил в наш книжный магазин, садился за один стол с казаками».

Именно таким, простым русским мужиком в кирзовых сапогах и нахлобученной кепке, получился бумажный силуэт Василия Шукшина, вырезанный местными умельцами и хранящийся в музее.

Екатерина Васильева и Юрий Назаров, заслуженные артисты РФ Петр Зайченко, Светлана Тома, Наталья Аринбасарова, Людмила Мальцева, актриса Ирина Лачина, приехавшие на встречу, – люди, благодаря которым шукшинские чтения не скатываются до уровня сельского междусобойчика.

Едва ли не самым ценным для участников встречи стали воспоминания приехавших на встречу актеров, вспоминавших о Шукшине как о коллеге и наставнике.

«Я так робела перед ним на съемках, – поделилась на вечере памяти Наталья Аринбасарова. – А он ведь был настоящий. И режиссер, и писатель, и актер, а главное – Человек. Мне даже кажется, что он никогда не играл свою роль – просто жил, жил так достоверно, каждый раз представляя зрителям разные стороны самого себя».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter