СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Андрей Девяткин: «Как я был аккаунтом губернатора»

Поделиться

Известный волгоградский блогер Андрей Девяткин рассказал о том, как три месяца вел фейковый аккаунт губернатора Волгоградской области в социальных сетях.

V1.ru публикует полную версию его обращения к жителям Волгограда, без купюр и сокращений.

«Теперь мы с вами знакомы. Да, это я долго водил вас за нос, за что хотел бы попросить у вас прощения.

Завтра меня ожидает заключение в психиатрическую больницу – расплата за то, что я вел фейковый аккаунт губернатора Бочарова. Думаю, самое время объясниться с вами напоследок и закончить игру, начатую три месяца назад и порядком мне поднадоевшую.

Конечно, вы имеете право меня ненавидеть за то, что я вас обманывал; однако, прочитав мою заметку, многие из вас поймут меня. Несмотря на ваше огорчение, от страницы было много пользы. Кому-то страница давала силы бороться, в кого-то вселяла надежду – это главное; а некоторым ее советы реально помогли – все же я за свою короткую жизнь был помощником областного, а затем и городского депутатов: коридоры власти и бюрократические механизмы мне хорошо знакомы. Да и перед выборами губернатора страница, на мой взгляд, сыграла крайне положительную роль.

Сам Бочаров не знает ни моего имени, ни собственно того, что своими указаниями сделал из меня фактически политзаключенного. Я видел его всего несколько раз, один из которых мне удалось с ним поговорить, но очень недолго; к сожалению, я не ощутил от него ни особого тепла, ни особой энергетики, обычно присущих людям его уровня. До сих пор мне не очень ясна столь огромная любовь к этому политическому деятелю. Это для меня загадка, необъяснимый феномен, как и для многих.

Сначала я создал «неофициальную страницу» шутки ради; мне казалось, что стоит разбавить непомерный пафос, окружающий Бочарова, несколькими забавными хохмами и легким троллингом.

Однако когда на указанный аккаунт стали добавляться в огромных количествах друзья, а затем и поступать разнообразные просьбы от простых людей, мне пришлось переменить свое мнение о назначении данного аккаунта. Люди странным образом поверили, доверились этой странице – я просто не имел морального права издеваться над людьми, выдавая им хохмы вместо помощи. Стал помогать, насколько это было в моих силах.

Обыкновенно я советовал всем этим людям «обратиться ко мне (Бочарову то есть) с официальным, бумажным письмом на проспект Ленина, 9». Иногда я также предлагал людям дополнительно пересылать свои обращения и проблемы на созданный мною электронный адрес для сбора обращений – aib.vlg@yandex.ru (чтобы не затерялись в случае, если Андрей Иванович заинтересуется страницей и у нас состоится разговор), а еще советовал людям воспользоваться бесплатной помощью юристов в приемной Медведева в Волгоградской области, по фактам злоупотреблений – обратиться помимо губернатора в прокуратуру.

Между тем я осознавал: всем этим людям я лично был не в силах помочь по существу, поскольку реального контакта с Андреем Ивановичем у меня нет. Я стал искать этого контакта с губернатором: пытался пробиться на прием к его помощникам, в отдел внутренней политики, куда меня отвел один из заместителей тогда еще не уволенного Сизова – все было тщетно. Бюрократы упорно убеждали меня в том, что существование этой страницы им абсолютно не интересно, бороться или договариваться с ее владельцем они не собираются, ну а то, что от ее деятельности вся пресс-служба губернатора на ушах стоит, – всего-навсего слухи.

Кстати, тогда же я узнал, к удивлению своему, что большинство помощников губернатора (в частности, хорошо известный читателям страницы Василий Иванович) не ведут личного приема граждан. Наевшись бестолковыми обещаниями бюрократов и устав от споров с ними, я уже не надеялся получить личного контакта с губернатором.

Поэтому я решил продать страницу одному старому знакомому из Москвы, политтехнологу, который хорошо знал Бочарова (по крайней мере, с его слов). Этот знакомый все равно бы не отдал Андрею Ивановичу эту страницу бесплатно, а я все-таки потратил на нее много времени и сил.

Поначалу товарищ заинтересовался страницей, просил подтверждений моего авторства, пытался торговаться, однако в последний момент отказался от сделки, причем дав едкие комментарии в местные СМИ по данному поводу (не называя имен). Вспомнил старые обиды, видимо.

В последующие сентябрьские дни я планировал дать пресс-конференцию по этому поводу. На нее я хотел пригласить представителей губернатора и пресс-службы и публично вручить им ключи от многострадальной «неофициальной страницы» губернатора, превратив ее таким образом в официальную. Это было мне по силам: в крайнем случае я всегда мог попросить небезызвестных в Волгограде Михаила Серенко и Марину Кригер помочь с проведением мероприятия и приглашением журналистов с блогерами.

Однако этим планам уже не суждено было сбыться. Ко мне нагрянули полицейские с обыском и изъяли компьютеры, а на следующий день все волгоградские газеты и электронные СМИ без всякой пресс-конференции пестрели заголовками о том, как бравые силовики взяли «фейкового губернатора». Причем сам губернатор был как бы ни при чем: ради поимки «фейка» силовым структурам пришлось создать из воздуха целое уголовное дело и упрашивать главу Ерзовки написать заявление о клевете, что и было сделано. Цель оправдывает средства.

Поначалу я испугался признаваться в администрировании страницы. Силовики со страниц некоторых СМИ грозили мне «вторым эпизодом уголовного дела», дознаватель пытался опрашивать меня насчет найденных на моем компьютере «противоправных страниц». Я от всего отказывался и показаний не давал. Вообще создание каких-либо страниц не является преступлением, однако играть в лотерею с россиянским «правосудием» – сами понимаете, чревато. Осложнять свое положение мне не хотелось. Силовиков это злило и вот почему.

Вскоре после обыска с изъятием техники я приобрел новый дешевенький ноутбук, и обнаружилось, что ключей от аккаунта Бочарова бравые полицаи так и не нашли. Аккаунт по-прежнему был в моем распоряжении, друзья продолжали добавляться, просьбы и обращения по-прежнему шли. Почему? А видимо потому, что волгоградские СМИ попросту никто не читает; все они – дотационные. Больше половины их тиража с прилавков киосков и магазинов уходит обратно в редакцию. Ажиотаж не сработал.

Смеха ради на странице появилось сообщение, что уголовное дело официально не связано с Бочаровым, а все написанное в СМИ – их персональные домыслы. Минпечати недоглядело. И ведь по сути дела на тот момент я никого и не обманул – официально все так и было.

Так страница продолжила работу в прежнем режиме.

Многие, кстати, пытались искать славы и внимания Бочарова, воюя в Интернете с «неофициальной страницей». В частности, многие МГЕРовцы считали своим долгом постоянно и безуспешно убеждать читателей страницы в комментариях ко всем записям, что де «страница – фейковая», грозили всевозможными статьями уголовного и гражданского кодексов ее создателю. Один МГЕРовец из Краснооктябрьского района и вовсе устроил флешмоб накануне дня рождения Бочарова: призвал около сотни человек заваливать администрацию «Фейсбука» просьбами о блокировке «неофициальной страницы» губернатора.

Это было своего рода предательством с их стороны, поскольку я тоже когда-то был активистом МГЕРа и до сих пор, как ни странно, числюсь в рядах этого движения; само собой разумеется, я также до сих пор числюсь в стройных рядах партии «Единая Россия» (хотя, объективности ради вспомню, что начинал я все-таки с ЛДПР, но это было очень давно).

Многочисленные политологи и эксперты дали интервью газетам по этому поводу; были спеты не менее многочисленные дифирамбы полиции, денно и нощно избавляющей Волгоград от таких «опаснейших» преступников, как я; один из политологов даже предложил областным депутатам выступить на уровне Госдумы с законопроектом об уголовной ответственности для создателей фейков вроде меня; даже бывший депутат Попков, у которого я долгое время был помощником, не замедлил разразиться едкими комментариями в мой адрес.

Но все это было не важно. Собаки лаяли, а караван – шел. Никто из них так и не смог победить ни эту страницу, ни тягу людей к ней. Люди поздравляли на ней Бочарова с днем рождения, по-прежнему обращались за помощью, выражали слова поддержки. Почему? Не знаю. Может быть, во мне пропадает талантливый пресс-секретарь. Нескромно, да. А возможно, потому, что я не обещал людям чего-то сверхъестественного и в тоже время создавал эффект присутствия столь важного и нужного каждому из них человека.

Народ хочет Бочарова, и это факт. За все время существования страницы я ни разу не применял никаких рекламных трюков, никаких «накруток» и прочих веб-технологий: люди сами находили страницу, добавлялись, писали губернатору. Весть о появлении губернатора в Сети очень быстро распространялась по цыганской почте.

Все это время я вел страницу в одиночку. Мне никто не помогал и никто не информировал о распорядке дня Бочарова; как бы в это ни было трудно поверить, все источники моей осведомленности о деятельности губернатора были обрывочно почерпнуты из разговоров чиновников, моих знакомых по политической стезе либо вовсе брались из открытых источников.

Очень трудно было копировать стиль Бочарова. Я не служил в армии, и в моей семье не было военных, поэтому приходилось тщательно прорабатывать довольно бедные источники прямых речей Бочарова на видеозаписях, официальные комментарии в печатных СМИ. Подражать стилю Бочарова, было, скажем так, весьма непросто. Особенно в условиях практически полного отсутствия опыта общения с этим человеком. Но я справился – люди поверили в созданную мной сказку. Поверили, несмотря на то, что пресс-служба губернатора выпустила опровержение практически в день создания страницы.

Как бы цинично это ни звучало, я горжусь этой страницей. Это одно из лучших моих творений в сети Интернет. Это произведение искусства, чистая драматургия: мне пришлось детально проработать своего героя, вжиться в его образ, вдохнуть в него жизнь и преподнести его людям.

Не злитесь на меня. Я всего лишь хотел продемонстрировать губернатору свои способности. Он, похоже, не оценил их. Я в общем-то и не обманывал вас, так или иначе направляя просителей на официальные каналы общения. В любом случае, я действительно старался вам помочь, сделать губернатора чуть ближе к народу, найти с ним контакт. Мне это оказалось не по силам, да и инициатива всегда наказуема.

Что ж, завтра я отправлюсь в психушку с чистой совестью. Еще раз простите, что разочаровал вас».

Андрей ДЕВЯТКИН

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter