СЕЙЧАС +24°С
Все новости
Все новости

Волгоградцам показали «Небо для всех»

Легко ли из подручных материалов смастерить высококлассную пилотажную модель с оригинальным дизайном и заставить ее не просто подняться над землей, но и совершить фигуры высшего пилотажа? Участники прошедшего в Волгограде фестиваля авиамоделизма «Небо для всех» доказали, что для преодоления земного притяжения необходимо желание конструктора стать мастером пилотажного дела, подкрепленное грамотной технической мыслью.

В минувшее воскресенье в небо над стадионом «Зенит» взмывали пилотажные и сверхскоростные модели, планеры и вертолеты. Пригласить к участию парапланеристов организаторы фестиваля не смогли из-за небольших размеров взлетной площадки.

Собравшиеся для обмена опытом и общения с единомышленниками участники фестиваля разрушили стереотип о том, что авиамоделизм – занятие, захватывающее только подростков. Оказалось, что небесное влечение вовсе не имеет возрастных ограничений: самый опытный участник был на 55 лет старше 12-летнего конструктора. Наряду с пятилетним Трофимом, только мечтающим запустить свой первый летательный аппарат, в рядах «заболевших небом» оказался опытнейший волгоградский моделист Лев Васильевич Трибунский. Корифей с полувековым стажем, до сих пор представляющий город на всероссийских соревнованиях, посетил фестиваль в качестве зрителя и, вспоминая свои первые запуски, поделился с начинающими пилотами профессиональными хитростями.

Для демонстрации высококлассного пилотажа участники фестиваля избирали разные тактики: часть моделистов, вооружившись отвертками, осталась наедине со своими летательными аппаратами, их оппоненты выстраивали логику выступления в соответствии с погодными условиями. Для моделей из пенопласта зафиксированный анемометром порывистый ветер со скоростью три м/с стал серьезным испытанием на прочность. Тактическую корректировку производили и обладатели более ветроустойчивых аппаратов, хотя опытные пилоты замечали, что на пути к победе скорость ветра даже 15 метров в секунду не становилась для них преградой.

Самым волнительным и ответственным моментом для каждого участника фестиваля стал запуск пилотажной модели, ведь за секундным взлетом стоят месяцы конструирования аппарата.

«Конечно, интересно корпеть над изготовлением очередной модели, – рассказывает участник «Неба для всех» Кирилл Шилин. – И все же на первом месте для меня стоит полет человеческой мысли, технического творчества. Я пробовал себя в качестве пилота настоящего самолета – ощущений не больше, чем от управления автомобилем. А вот от запуска собственноручно изготовленного аппарата – эмоциональная разрядка и выброс адреналина. Часто говорят, что наше увлечение для мальчишек, а нам, взрослым, солидным, пора заняться чем- то посерьезнее. Я отвечаю: попробуйте сами, если захватит, то вряд ли "переболеете"».

Оценивая показательные полеты, судьи учитывали красоту взлета, посадки и мастерство пилота в демонстрации им фигур высшего пилотажа. Участники были свободны в выборе элементов и их последовательности. Профессионалы, варьируя набор маневров, все же не обходились без традиционно эффектных и головокружительных трюков. Самодельные летательные аппараты не раз «зависали» в воздухе и исполняли «мертвую петлю».

По мнению авиамоделистов, внешне красивые и дорогие модели не являются залогом их успешного полета. Подтверждением тому служил скромный и аккуратный летательный аппарат местного Кулибина Дмитрия Игнатьева. Имея в арсенале останки разбившейся модели, конструктор восстановил ее «центральную» систему и вновь запустил в небо. При этом реанимированная конструкция ничуть не уступала новеньким блестящим аппаратам.

«Авиамоделизм дает начинающим конструкторам не только умение пилотировать, но и уверенность в себе, ощущение того, что ты способен сделать качественный продукт и быть наравне с маститыми моделистами», – уверены руководители подростковых клубов авиамоделизма.

Возможность продемонстрировать свою технику представилась всем пилотам в воздушных боях. Правила игры были предельно просты: в схватке участвовали четыре модели воздушного боя с прикрепленными к хвосту лентами. Основная цель – как можно дольше продержаться в небе, не став жертвой тарана, и срубить кусок ленты у противника. Премиальные баллы предназначались для особо метких пилотов, сумевших посадить модель в очерченные границы.

«Самая эффективная тактика – активная и даже агрессивная, – уверен главный судья фестиваля Вячеслав Осипенко. – И если участники «Неба для всех» с целью «выйти сухим из воды» могли поосторожничать, покружившись рядом с основными схватками, то на профессиональных соревнованиях за пассивность снимают очки».

Многие пилоты не думали летать в стороне и ценой своего летательного аппарата таранили противника.

Серьезная конкуренция развернулась и в противостоянии планеристов. Проведение соревнования стало возможным при наборе пяти участников, одновременно запустивших планер рукой. Каждому предлагалось три попытки, а победителем признавался пилот, по сумме времени дольше остальных продержавший модель в воздухе.

«Для того, чтобы понять, в чем заключается сложность управления планера, нужно сказать об его особенностях, – рассказывает планерист Роман Никифоров. – В отличие от пилотажных моделей, в нем отсутствует мотор, и, соответственно, процесс управления зависит исключительно от мастерства пилота, его умения справляться с ветром».

Впрочем, профессионализма планеристам не занимать – трое из пяти соревнующихся являются победителями первенства России и готовятся к участию в чемпионате мира.

«Традиционная церемония награждения отошла на второй план, ведь цель всех собравшихся пилотов – «заразить» зрителей нашей всеобщей любовью к моделизму, –уточняют организаторы фестиваля. – Для кого-то фестиваль стал отправной точкой в карьере, кому-то подарил мечту собрать свой собственный летательный аппарат. Мы хотим, чтобы начинающие моделисты поняли и поверили: небо открыто для всех».

Фото: Фото автора и Марии Часовитиной

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter