СЕЙЧАС +15°С
Все новости
Все новости

Нина Черняева, главный врач ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница №1»: «Мы должны изменить отношение людей к медицине»

Совсем недавно ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница №1» стало победителем конкурса «100 лучших предприятий и организаций России 2015» в номинации «Лучшее медицинское учреждение России». Чем гордится современная медицина, какие планы строит? Должен ли главный врач быть хозяйственником? На эти и другие вопросы ответила главный врач заведения Нина Черняева.

– Нина Алексеевна, стала ли победа в столь престижном конкурсе неожиданностью?

– Безусловно, для нас эта победа стала несколько неожиданной. И конечно, мы понимаем, что это прежде всего заслуга коллектива, который из поколения в поколение передавал свой опыт, постоянно развивался. Развивалась сначала специализированная, затем высокотехнологичная медицинская помощь, и у нас есть планы на будущее, которые мы хотим реализовать на благо своих пациентов.

– Напомните, сколько лет существует ваше лечебное учреждение. Сформировались ли в нем собственные традиции?

– В этом году нашей больнице исполняется 110 лет. Она была открыта в 1905 году и прошла очень большие испытания. Мы бережно храним эти страницы истории, и к памятной дате готовим фотомонтаж. В него будут включены фотографии, на которых запечатлен момент падения вражеского самолета на территорию нашей больницы во время Великой Отечественной войны. Больница всегда была многокорпусная, но и сегодня сохранился самый первый ее корпус – в нем расположен нейрохирургический центр. Этот корпус сильно пострадал во время войны, но был бережно восстановлен руками наших сотрудников.

– Что позволяет больнице идти в ногу со временем?

– Мы специализированная многопрофильная клиника, которая развивается параллельно с наукой. С 1935 года на нашей территории располагается кафедра медицинского университета. Все наши усилия направлены на то, чтобы достижения современной медицины как можно раньше приходили на службу пациентам.

Конечно, у нас есть свои традиции, и прежде всего это передача опыта. К нам на работу всегда было непросто попасть. После окончания медицинского вуза требовалось отработать пять лет, и только с таким багажом знаний специалиста могли взять на работу в клинику, да и то с испытательным сроком. Сейчас мы наоборот, нацелены на привлечение молодых специалистов. Больница уникальна в плане того багажа опыта и знаний, которые приобретают работающие здесь доктора, поскольку все крупные специалисты и ученые, которые работают или ведут научную деятельность в области, в разные периоды преподают здесь, проводят здесь свои наблюдения.

Еще одна наша традиция – забота о материально-техническом состоянии клиники, о ее территории. Здесь многое сделано руками нашего коллектива. Глядя на нынешнюю зеленую благоустроенную территорию, мало кто вспомнит, что раньше здесь был стихийный рынок. И нам вместе с администрацией пришлось в буквальном смысле отвоевывать эту территорию для наших больных. Здесь было много мусора, сухих деревьев. И чтобы привести территорию в порядок, наш коллектив выходил на субботники. Сейчас мы понемногу воплощаем в жизнь свои планы по озеленению территории и благодарны тем меценатам, которые помогают нам в этом.

– Насколько большую часть работы главного врача занимают хозяйственные вопросы?

– Примерно треть вопросов, которые мне приходится решать, связаны с обеспечением жизнедеятельности учреждения. Конечно, это большой труд любого руководителя. Я ставлю свои цели и задачи из того, что большую часть жизни мы проводим на работе. В свое время я тоже отрабатывала здесь по 12 дежурств, и 33 года работы в областной больнице, куда я пришла рядовым медиком, пролетели незаметно. И конечно, хочется, чтобы окружающая обстановка на работе, где ты проводишь столько времени, радовала. Хочется, чтобы здесь было уютно и работать, и лечиться. Коллектив нашей больницы, который отдает работе все свои силы, этого заслуживает.

– Кто помогает решать эту непростую задачу?

– В первую очередь я бы хотела сказать о нынешнем губернаторе. Здравоохранению он уделяет большое внимание, и с первых дней работы в должности мы чувствуем эту заботу и чувствуем материальную поддержку со стороны региона. Безусловно, мы очень плотно сотрудничаем с комитетом здравоохранения региона. Как учреждение, которое оказывает основной объем высокотехнологичной специализированной медицинской помощи, мы ощущаем пристальное внимание и поддержку, когда речь идет о развитии. Наши обращения находят отклик на всех уровнях власти, будь то администрация города или областная дума, которую мы просим рассмотреть поправки о выделении дополнительных бюджетных средств на развитие здравоохранение региона.

– Проблемы недофинансирования сильно усложняют работу?

– Да, эта проблема есть, но она касается не только медицины, и медицина находится в приоритетном направлении по сравнению с другими отраслями. Мы понимаем, что проблемы, которые сейчас приходится решать, копились десятилетиями. И речь не только о Волгоградской области. Мы находимся в старейшем лечебном учреждении, которое было построено более века назад. Большая часть лечебных учреждений региона была построена в послевоенное время. Масштабные модернизации у нас в стране всегда происходили очень медленно, и ситуация изменилась только с приходом нового президента Владимира Путина. С его приходом стали реализовываться масштабные федеральные программы, на них стали выделяться серьезные федеральные средства. Но за такой короткий срок нельзя объять необъятное, и это нужно понимать.

– Какие перемены за последние десять лет могли отметить пациенты вашей клиники?

– Однозначно это состояние всех помещений больницы, которые на сегодняшний момент отремонтированы. Мы произвели капитальный ремонт с заменой коммуникаций всех старых зданий и отремонтировали внутренне пространство всех корпусов. Пока не дошли руки до фасадов, но мы посчитали, что важнее в первую очередь обеспечить комфорт пациентам и персоналу больницы, а время для наведения внешнего лоска придет позже. Мы закупили новую мебель и новое современное оборудование. Мы прошли программу модернизации. Вместе со своей командой мы защитили для области программу, на реализацию которой из федерального бюджета было выделено семь миллиардов рублей, хотя по расчетной формуле предполагалось около тех миллиардов. Конечно, даже семь миллиардов – недостаточная сумма, чтобы решить проблемы одной только областной больницы. Тем не менее мы привели в регион эти деньги. И они были направлены в самые болевые точки медицины: родовспоможение, онкология, кардиология – те заболевания, которые чаще всего приводят к летальному исходу.

Наши пациенты не могли не ощутить все перемены, которые произошли с получением нового современного оборудования. Они, конечно, отметили, что у нас открылся нейрохирургический центр. Благодаря этому за последние десять лет мы получили возможность улучшить качество жизни, изменить судьбу пациентов, которые были обездвижены в результате болезни.

Мы наконец запустили терапевтический корпус, который строился 23 года. Он был открыт в 2010 году, и условия в нем кардинально отличаются от старого терапевтического корпуса, где были 15-местные палаты, где не было современного оборудования. Сейчас у нас есть компьютерный томограф, магнитно-ядерный резонанс, соответственно, все УЗИ-аппараты, эндоскопия. Наши пациенты проходят лечение в удобных маломестных палатах, в новом корпусе созданы достойные условия и для врачей. Это важно, потому что в свое время мне пришлось учиться в подвальных помещениях.

– Все это отразилось на главном критерии успешности медицины региона – показателях смертности?

– Конечно, и в первую очередь положительная динамика отмечена в улучшении показателей младенческой смертности – по этому критерию регион вошел в десятку самых благополучных в стране. Те средства, что регион получил на модернизацию медицины в 2011–2012 годах, как раз и показывают сегодня отдачу. Механика такова, что для получения результата от вложения средств должно пройти несколько лет. К примеру, добиться улучшения динамики в статистике смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии так быстро не получится. К этому прежде всего нужно готовить населения. Успех любого лечения только на 50% зависит от врача. Остальное – усилия больного, его отношение к собственному здоровью, к профилактике заболеваний. Если этого не будет, не будет и результата. Сегодня задача медицины – создать условия, чтобы человек хотел быть здоровым, и сейчас в регионе прикладывается достаточно много усилий к тому, чтобы эту ситуацию переломить.

– Как вы отслеживаете обратную связь с пациентами?

– В каждом отделении нашей больницы мы проводим анонимное анкетирование среди больных, направленное на выявление болевых точек. Раз в месяц эти анкеты собираются, анализируются, и на основании полученных данных мы предпринимаем конкретные действия. Это могут быть как вопросы отношения к больным конкретных докторов, так и лекарственное обеспечение, питание.

– К слову, удается ли в нынешних условиях обеспечить полноценное питание больных, ведь многие из них приезжают из области?

– У нас нет проблем с питанием. Мы вошли в аутсорсинг, и есть компания, которая взяла эти заботы на себя. Есть отдельные проблемы, но в целом ситуацию можно назвать удовлетворительной. Наши доктора ежедневно снимают пробы на пищеблоке, при обходах в отделениях я интересуюсь мнением больных по питанию. Пока нам удается держать ситуацию под контролем.

– Во многом успешность вашей больницы обусловлена ее хорошим техническим оснащением. А какую часть заслуг можно приписать коллективу и его профессионализму?

– Те заслуги, за которые нас оценивает и государство, и пациенты, – это прежде всего коллектив. Какой бы совершенной ни была техника, оценить полученные с ее помощью результаты, грамотно применить эту технику должен все-таки врач. Поэтому 80% успешности я бы отнесла на счет высочайшего профессионализма нашего коллектива и только 20% – благодаря технике.

– Доктора часто уходят из вашей больницы?

– Практически не уходят. Все, кто пришел к нам, как правило, работают у нас много лет. Думаю, что это авторитет нашей больницы и авторитет наших специалистов. Напротив, бывает сложно отказывать тем молодым специалистам, которые, поработав у нас на практике, мечтают остаться, но мы не можем предложить им такой возможности. Текучести кадров у нас нет.

– Что самое приятное и самое сложное в вашей работе?

– Самое приятное в работе – благодарность пациентов, которые осознают, что мы смогли для них сделать. Самое сложное – понимание того, что наши возможности не всегда позволяют осуществить задуманное. Хочется еще очень много сделать для больницы, обустроить имеющиеся корпуса, построить новые, усовершенствовать ту или иную службу, но не всегда это делается быстро.

 

Фото: Фото автора, видео Петра Лукашина

Реклама

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter