СЕЙЧАС +15°С
Все новости
Все новости

Волгоград: город комсомольских штурмов

Поделиться

Сегодня отмечается День рождения комсомола. Наш город многое связывает с ним, ведь Волгоград «пережил» несколько комсомольских штурмов.

Сначала молодежь со всей страны приехала строить Сталинградский тракторный завод. Комсомол стал шефом завода, а лидер ВЛКСМ лично управлял первым трактором, который вышел из сборочного цеха Сталинградского тракторного. Потом была война. По призыву комсомола восстанавливать Сталинград опять поехала молодежь со всей страны. Только в 1943 году в город приехало 80 000 человек. Чаще всего, это были жители сельской местности, многие из них никогда раньше не жили в городе. Они не имели рабочих или строительных специальностей. К тому же из национальных республик в Сталинград было направлено много работников, не владеющих русским языком, что стало препятствием для полноценного обучения вновь прибывших рабочим специальностям непосредственно на предприятиях и их интеграции в производственный процесс. Проблема была настолько серьезной, что обсуждалась на пленуме Сталинградского городского комитета ВКП(б) в августе 1943 года.

Жилось комсомольцам не сладко. Помещений было мало, поэтому ютились в землянках, подвалах, общежитиях и даже в фюзеляжах сбитых самолетов. Что представляли собой вышеупомянутые общежития, страшно говорить. Например, на тракторном заводе это были палаточные городки. Условия жизни в таких общежитиях были сложными. Например, в палаточных городках-общежитиях к 15 сентября 1944 года проживали 4114 рабочих тракторного завода и 1776 строителей, восстанавливающих данное предприятие. Из за болезней, вызванных тяжелым трудом и недоеданием, в первом полугодии 1945 года умерло 117 рабочих «Тракторостроя». При этом предприятие даже не занималось организацией похорон умерших рабочих. Тела умерших на телеге подвозили к кладбищу и сбрасывали у ворот. О смерти не сообщалось родным покойного.

Один из партийных работников оставил такое описание одного из общежитий ОСМЧ №4 (тракторный завод): «Наблюдается грязь, нет воды. Много больных малярией, которые лежат здесь же. Больная Карабанова болеет 13 дней, Платицына – 1,5 месяца, жалуются, что им не отпускают обед. У многих нет постелей, спят на голых нарах. Нары трехярусные, деревянные, в них клопы». Электрификация общежитий часто носила номинальный характер. Обычно в помещениях площадью 30–40 метров горела лишь одна лампочка мощностью 25 ватт.

Окрыленные комсомольцы в Сталинграде сталкивались с суровой действительностью. Например, в 1944 году в трест «Гражданстрой» на 200 молодых рабочих-комсомольцев выдали всего 40 пар валенок. Не лучше было и тем, кто учился. Первый секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) Чуянов в 1946 году констатировал тот факт, что воспитанников школ ФЗУ и ремесленных училищ Сталинграда вовсе не кормят мясом, лишь иногда заменяя его рыбой. По нескольку месяцев подросткам-воспитанникам школ и училищ не выдавали жиров, масла, молока, яиц.

В том же 1946 году проверяющие выявили массу недостатков при организации продовольственного снабжения рабочих. На заводе №264 (танковое производство судоверфи) в столовой роились тысячи мух, посуда не мылась. В столовой ОСМЧ №4 (тракторный завод) варили только жидкий суп. В силу плохой организации труда зарплата рабочих (особенно молодых рабочих, выпускников учебных заведений) была крайне низкой. Так, в тресте «Сталинградкультстрой» уровень зарплат рабочих ведущих профессий колебался в пределах 250–400 рублей. Зарплата молодых рабочих треста «Сантехстрой» – 320–380 рублей. При этом стоимость обеда в столовой треста составляла восемь-девять рублей. Проверяющими комиссиями неоднократно выявлялись факты обвеса рабочих, в том числе и при выдаче хлебного пайка. Аналогичная ситуация имела место и на других предприятиях.

Городской комитет ВКП(б) посчитал, что только за первую половину 1946 года в службах организации рабочего питания промышленных предприятий и торговой сети Сталинграда (53 магазина, 28 столовых) совершено хищений продуктов на фантастическую сумму в 1 167 600 рублей. Впрочем, даже свои, заработанные, деньги рабочие могли получить не всегда. Например, в 1946 году на ряде предприятий сложилось катастрофическое положение с выдачей заработной платы. Так, на заводе №264 (танковое производство) рабочие более полугода не получали заработную плату, о чем был проинформирован областной комитет партии. Невыплата заработной платы с наступлением холодов повлекла за собой невыход на работу сотен человек по причине отсутствия теплых вещей и средств на их приобретение.

Зафиксированы случаи, когда комсомольцев ставили на тяжелые работы, не обеспечив специальной одеждой. Так, профсоюзная организация зафиксировала факт привлечения рабочих на разгрузку извести. Не получив противогазов, спецодежды или рукавиц, рабочие разгружали известь в трусах и майках.

Кроме того, с молодых рабочих зачастую взымалась неоправданно высокая плата за проживание в общежитиях. Так, в ходе проверки, проведенной в 1948 году в тресте «Тракторострой», было выявлено, что с молодых рабочих берут плату за проживание, исходя не из размера их реального заработка, а из расчета средней по предприятию зарплаты. В то время как средняя зарплата составляла 500 рублей, а реальная заработная плата молодого рабочего едва достигала 250 рублей. Это стало одной из причин высокого уровня трудового дезертирства.

К чести комсомольцев 40-х годов нужно отметить: они победили и голод, и разруху, свидетельство чего – наш город, восстановленный заново.

Михаил Николаевич Серенко – журналист, историк, политический аналитик. Автор нескольких учебных пособий для вузов, книги о молодежном экстремизме в России и ряда статей о послевоенном Сталинграде. Награжден высшим знаком отличия города-героя Волгограда – знаком «За верность Отечеству».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter